Как мы уже неоднократно выясняли на страницах канала, метро - это явление настолько интересное и привлекательное, что не только помогает добираться из одной точки крупного города в другую, но и может быть вдохновением для создания художественных, кинематографических и даже музыкальных произведений.
Скрытые от глаз сооружения и устройства, легкий или даже не очень флёр загадочности вкупе с байками и легендами, как оказалось, являются хорошей, едва не идеальной почвой для создания компьютерных игр.
Сегодня попробуем с вами вспомнить как самые известные, так и уже изрядно подзабытые произведения игродельного искусства.
Первое метро в оперативной памяти
Прежде всего, наверное, было бы справедливо отыскать исторически первую игру, посвященную метрополитену. Надо сказать, что это не так уж и просто, так как необходимо определиться с критериями поиска. Метро в игре должно быть в каком виде? Эпизодического фона, отдельного уровня или все-таки целевым объектом посвящения?
Вот, например, метро фигурировало в древней игрушке под названием Subway Vigilante, разработанной еще в 1989 году для платформы Commodore 64 и ряда других. В зависимости от типов компьютеров, под которые выпускалась игра, визуальная обстановка незначительно отличалась - где-то это была монохромная картинка, а где-то и с несколькими цветами.
Действие этой не очень мудрёной аркадной драки разворачивается в подземке (вроде бы даже лондонской) – герой, за которого предстояло играть, ездит по не сильно отличающимся друг от друга пиксельным станциям метро, выходит на платформы, чтобы подраться, и затем вновь отправляется в путь за новыми неприятностями.
Название игры недвусмысленно намекает на инцидент, произошедший в 1984 году в Нью-Йоркской подземке, но реально ли вдохновлялись этим создатели - история умалчивает.
В любом случае метро в игре Subway Vigilante – это, скорее, ширма и фон, поэтому идём искать дальше.
Сам себе метрострой
Чуть лучше обстояло дело, например, в градостроительных симуляторах, типа Simcity, где метро в том или ином виде присутствовало в игре – какое развитие, хоть и виртуального города, можно без него представить?
Причем строить можно было как подземные, так и надземные участки с переходами с одного в другой. Да, конечно, строительство подземного метро больше походило в серии этих игр на укладку труб горячего или холодного водоснабжения, но в целом времяпрепровождение в Simcity было весьма увлекательным и затягивающим.
Особенно любопытным было отстроить город, проложить линии метро и потом в режиме статистики просматривать как формируются пассажиропотоки, где самая наибольшая загруженность и где очевидно не достаёт общественного транспорта.
Вот так бы в реальной жизни можно было бы! Не успел отстроиться новый жилой район, а ты жителям – бах – и новую линию метро в два щелчка мыши построил и станций натыкал хоть на каждом перекрестке!
Но, вот, чтобы игра была конкретно про метро – о появлении таких видеоигрушек многие фанаты мечтали множество лет и получили далеко не сразу.
На этот раз без тентаклей
Не очень известный факт, но Япония, оказывается, родина не только сумасшедших мультфильмов (сумасшедшего всего), но и первых компьютерных железнодорожных симуляторов.
В 1996 году увидела свет игра Densha de go компании Taito, которая породила в последствие целую серию игр на разных платформах, посвященных управлению поездами, в том числе метро.
Особенностью игры стала уникальная геймплейная механика, которая отслеживает расстояние, время и точность остановки. Например, получить максимальную оценку в игре можно было только в случае сверхточной остановки поезда (до одного сантиметра!) и следования секунда в секунду по расписанию.
За более чем 20-летнюю историю игра из плоской пиксельной аркады дошла до движка Unreal Engine 4 и в современной версии выглядит достаточно реалистично.
В Densha de go можно было играть на приставках (PlayStation, Nintendo и др.), игровых автоматах и даже в отдельных кабинах-симуляторах, установленных в различных торговых центрах городов Японии. Особо влюблённые в игру могли также приобрести компактный пульт управления поездом, подключаемый к компьютеру, как джойстик или руль.
Мелкомягкий машинист
В моем понимании первым интерактивным приближением к отечественным вагонам метро можно считать даже не полноценную игру, а фанатскую модификацию известного симулятора управления поездами от Microsoft.
Наверняка кто-то из вас вспомнит более известное детище от конторы Билла Гейтса – Microsoft flight simulator, позволяющее воплотить детскую мечту и поуправлять различными самолетами, так вот было нечто аналогичное и для поклонников железных дорог, соответственно, – Microsoft train simulator.
Появившись более 20 лет назад, в 2001 году, игра буквально взорвала фанатское сообщество. Да, там было доступно всего 8 образцов локомотивов и буквально шесть не очень протяженных маршрутов, среди которых не было ничего даже близкого и похожего на наши отечественные реалии, зато появилась возможность самостоятельно при наличии прямых и не очень рук делать свои модели подвижного состава и карты, по которым этот состав мог ездить.
Метрополитен в игре появился в 2004 году в виде отдельного патча-модификации. Игрокам предоставлялся фрагмент из девяти станций пражской подземки с расово верными советскими вагонами типа Ечс и модели 81-717.1. Конечно, это был фурор!
Да, пускай Прага, но станции похожи и, самое главное, в модификации есть практически такой же вагон, который можно встретить в каждом советском метрополитене.
За российскими разработчиками и фанатами, конечно же, не заржавело и наряду с отечественными тепловозами, электровозами, электричками и маршрутами с до боли привычным антуражем в виде бетонных заборов, пятиэтажек на заднем фоне и припаркованных жигулей в полосе отвода, конечно, нашлось место и для привычных советских-российских вагонов метро и станций московской подземки.
Масштаб культовости игры доходил до того, что некоторые особенно влюбленные в метро ортодоксы добывали настоящие пульты управления от поездов, приобретали и паяли контроллеры, чтобы подключать их к системному блоку для максимального погружения, так сказать, в быт машиниста метро.
Интересно, что конкурент легендарного творения от создателей Windows появился практически синхронно в один год – это игра Trainz от австралийских разработчиков из компании Auran.
В рамках темы нашего разговора мы не будем, пожалуй, сравнивать эти проекты, а лишь отметим, что и для игр серии Trainz (Trainz Railroad Simulator и пр.) была создана тьма модификаций, подвижного состава и карт, среди которых, конечно, было и метро.
Тем не менее, несмотря на высокую степень проработанности, метро в Microsoft Train Simulator и Trainz оставалось исключительно продуктом, не в обиду и не в ущерб оценки качества сказать, кустарной, хотя, лучше сказать, домашней деятельности.
А вот первым же студийно сделанным проектом, заточенным исключительно на симуляцию управления поездом метрополитена, стал проект немецкой студии TML-Studios под скромным названием World of Subways.
Мир метро
Первая часть игры вышла в 2008 году и была посвящена подземке Нью-Йорка. Метро в этом городе одно из самых протяженных в мире, поэтому в игре смоделирована только одна линия PATH - система скоростного транспорта протяженностью около 22 км в городах Нью-Джерси и Нью-Йорк.
Создатели игры детально воспроизвели метрополитен (в меру своих графических и физических возможностей), воссоздав как подземные, так и надземные участки.
Получив положительные отзывы игроков, студия TML-Studios в 2009, 2011 и 2015 гг. выпустила еще три тома игры, посвященные, соответственно, Берлинской и Лондонской подземке, а также линии №7 опять же Нью-Йорского метро. До российских подземок, к сожалению, руки пока не дошли.
Гордон Фримен одобряет
Следующий пример не является разработкой какой-то профессиональной студии, но однозначно заслуживает отдельного внимания, так как позволил привлечь новое поколение метрофанатов.
Несмотря на популярность игр Microsoft Train Simulator и Trainz, качество их графики и возможности физического движка было неприличным уже лет 15 назад, поэтому явно требовалась новая площадка для создания собственных моделей поездов метрополитена.
Такой площадкой с более высокими техническими возможностями стал проект Garry’s Mod от одного из разработчиков легендарного графического движка Source, известным многим по играм серии Team Fortress-2, Counter Strike: Source и Half-Life 2. На основе модификации был зарожден проект Metrostroi, ставший своеобразной меккой для метрофанатов разных мастей - как создателей, так и пользователей.
Возможности движка помноженные на упёртость и безграничный талант разработчиков позволили на выходе породить множество виртуальных вагонов метро с постсоветского пространства - от самых старых до современных единиц, только только пришедших на подземные магистрали.
Чего уж и говорить - талантливые ребята из проекта MetroPack умудрились даже воссоздать и смоделировать тот самый "Боинг", об истории которого мы как-то рассказывали в отдельной статье канала "Человек-метро".
Боинг - один из множества реальных составов подземки, реализованных командой MetroPack. В рамках популярного компьютерного симулятора были воссозданы многие реальные системы данного вагона. Отдельное внимание было уделено внешней составляющей модели - фотореалистичные и объемные текстуры в сочетании с высокой детализацией позволили создать в игре ощущение полного погружения, совсем как при управлении реальным составом, а не пластиковой игрушкой.
Также рекомендую обратить внимание и на смоделированную командой MetroPack первую очередь Минского метрополитена образца 1984 года, где можно любоваться каждой станцией - уж настолько реалистично они были смоделированы!
Вселенная модификаций серьезно обогатилась Минском, а ведь сделана куча всего по подземкам Петербурга и Москвы, что и статьи не хватит. Иными словами, стоит только увлечься. Напомню, что все дополнения можно бесплатно скачать в мастерской игры Garry's Mod.
Игра в кубики
Уверен, что тонкие ценители игродельного искусства просто не простили бы мне, если в этой статье не было бы сказано ни слова о Minecraft. Не буду скрывать, говоря об этом виртуальном и чрезмерно кубическом мире, я всегда чувствую себя немного отсталым и, возможно, даже старым - как ни крути, но мне пока сложно разобраться и понять, чем эта игра так завлекает сердца и умы миллионов игроков по всему белому свету.
Однако, количество преданых фанатов уже показатель и подтверждение успеха игры - в квадратно-кубическом мире Майнкрафте играет без малого половина миллиарда человек (большая часть из Китая)!
Безусловно, мир, в котором игрок волен построить все, что угодно, не мог остаться в стороне и от метрополитена. Да, конечно, симулировать в деталях работу станций и вагонов здесь вряд ли получится, но зато построить станцию метро своей мечты или даже целую линию - запросто!
Дошло аж до того, что талантливые виртуальные строители начали вводить в эксплуатацию еще не построенные в реальности станции метро Петербурга.
Так, например, автор под ником MaxplayMM отстроил полностью все станции Правобережной линии метро Петербурга, включая станции "Театральная" и "Горный институт", которые горожане увидят только в конце 2024 года.
Несмотря на то, что архитектурный облик этих станций немного претерпел изменения в реальности, компьютерный двойник все равно получился весьма достойным!
Стрелялки в подземке
Стрелять в метро, равно как и просто провозить огнестрельное оружие, в метрополитенах незаконно и запрещено. В мире же компьютерных игр правила немного другие, поэтому в разные годы отдельные локации подземки, объекты и сооружения становились местом действия игр-шутеров.
Максимальная боль
Тут, конечно, невозможно не вспомнить старый добрый Max Payne - финские геймдизайнеры из компании Remedy настолько тщательно подошли к делу воссоздания гнетущей атмосферы Нью-Йорка, что помимо городских закоулков и злачных мест города смогли достаточно точно смогли передать дух станций Нью-Йоркской подземки.
Во второй миссии игры главный герой отправляется на встречу со своим связным на станцию метро под названием Roskoe street. В реальности, надо отметить, что такой станции, конечно, не существует, а слово roskoe является игрой слов с финским словом roska (вспоминаем, кто разрабатывал игру), которое переводится как мусор, что вполне соотносится с обстановкой в кадре.
Наверное, до сих пор мальчишки моего поколения помнят кат-сцену, где доблестный Макс Пейн, побывав вынужденно в шкуре энергодиспетчера, восстанавливает питание на контактном рельсе, а затем и вовсе становится, хоть краткосрочно, машинистом контактно-аккумуляторного электровоза, чтобы пробить стенку тоннеля.
Лысый, но не из тех фильмов
Засветилось наше родное метро и в других именитых зарубежных проектах. Так, к удивлению, можно было обнаружить неопознанную станцию петербургского метро в игре Hitman 2: Silent Assassin 2002 года:
Почему неопознанную? Потому что в игре нам представили какой-то невероятный микс из разных станций первой очереди ленинградского метро - тут угадываются и характерные витые колонны станции и люстры "Автово", а также есть следы "Нарвской" (может чего-то еще - подсказывайте!).
В предпоследней миссии игры под названием St. Petersburg revisited главному герою с характерной и узнаваемой прической предстоит нанести визит некоему Сергею Заворотко, чтобы слегка его пожурить и сообщить, что он был в чем-то неправ.
В духе клюквенных западных фильмов Петербург показан вполне ожидаемо - шапки-ушанки, карикатурные товарищи с товарками и, конечно, свободно разъезжающие по улицам города многочисленные правительственные лимузины марки ЗиЛ.
Grand Theft Metro
Эта легендарная серия игр давно стала подлинным культом и затронула уже несколько поколений игроков и им сочувствующих. Тот самый неповторимый стиль вседозволенности и хулиганства начался с первой игрой, вышедшей в свет на персональных компьютерах еще в 1997 году.
Жанр action-adventure представлял невиданную ранее свободу действий и перемещений по виртуальном городу. Не беря во внимание криминальную составляющую игры, сфокусируемся на транспорте - игроку стало доступно для управления широкое разнообразие средств передвижения: от легковых автомобилей до грузовиков, автобусы, мотоциклы, танки и, конечно, вагоны метро!
И пускай тогда был доступен лишь вид сверху с малопиксельными текстурами, игроков захлестнул невиданный ранее геймплей и игра навечно встала в разряд культовых.
Вторая часть GTA, вышедшая в 1999 году, хоть и сохранила вид из птичьих глаз, стала еще более привлекательной за счет повышения качества текстур, введения очаровательного ночного режима игры и, конечно, безупречного музыкального сопровождения. Не забыли про метро и здесь!
Именно с этой игры началось, в частности, мое личное знакомство с миром компьютерного метро. Удивительно, но волна увлекательных хождений в компьютерные клубы обошла меня стороной в конце 90-х - начале нулевых - всегда были более интересные занятия.
Тем не менее, пару раз для порядка я отметился и играл именно в GTA 2, где на фоне непонимающих глаз сверстников только и занимался, что искал станции метро, чтобы затем кататься на поездах и изучать нехитрую сеть...
Многие сейчас вспомнят следующую игры Grand Theft Auto 3 - без преувеличения революционную для своего времени. Все те радости, что предлагались в первых двух частях, отныне стали доступны в полноценном трехмерном формате и превзойти это так больше никому и не удалось (за некоторыми оговорками).
Большой город, размещенный на трех островах, никак не мог обойтись без метрополитена. В игре имеется как подземная трасса с четырьмя станциями, так и кусочек надземки на первом острове. Поуправлять поездом, к сожалению, не удастся, зато можно на нем прокатиться в качестве пассажира или даже, например, на автомобиле. Но повторять это в реальной жизни не рекомендуется.
Ну а апогей проникновения метро в серии - это однозначно Grand Theft Auto 4 с вечно суровым антагонистом сербского происхождения. Здесь метро много, сеть разветвленная и можно потратить не один час, чтобы изучать все его закоулки и ответвления.
В одном из официальных дополнений к четвертой части GTA IV и вовсе дошли до того, что конкретный вагон метро в одной из миссий стал объектом внимания для главного героя, которому поручили его...украсть!
В общем-то, успех у вселенной игр этой серии неслучайный, а следующий, 2025-й год должен нас порадовать уже шестой и очень долгожданной частью. Будем ли там метро - пока загадка!
Метро в стиле нуар
И вот тут как раз вернемся к оговорке о конкуренте серии Grand Theft Auto - в 2002 году на экраны электролучевых мониторов (других в массе не было) вышел потенциальный оппонент от чешской студии Illusion Softworks под названием Mafia: The City of Lost Heaven.
В принципе, здесь было практически всё то же самое, что и в GTA III, вышедшей годом ранее - открытый для взаимодействия город, множество автомобилей и техники, перестрелки и погони. Но, тем не менее, Mafia, несмотря на предсказания некоторых игровых критиков начала нулевых, так и не стала конкурентом забойного шутера из США, хоть и вошла заслуженно в список культовых игр.
Mafia мы любим, как говорится, за другое - за неповторимую атмосферу тридцатых годов, приправленную стильным нуаром и аутентичной музыкой, достоверно погружающих нас в излишне романтизированную эпоху жутких бандитских разборок. В контексте статьи же нас будет интересовать метро, которое здесь тоже есть - пульт управления у машиниста вам отобрать не дадут, зато можно будет вдоволь поездить в качестве пассажира.
С учетом неугасающего интереса к игре в 2020 году увидел свет ремейк игры под названием Mafia: Definitive edition, который встретил в целом весьма хорошие оценки игроков. Новый физический движок дополнил каноничный рассказ о непростых буднях итальянских мафиози. Ну а нас интересует метро, которое здесь тоже есть. Да, простая надземка, но проработана она вполне хорошо.
Появился повод обновить домашний компьютер, подумалось мне...
Жуть какая!
Не думал, что вернусь к японцам, но тут уж никак не обойти без внимания такой без преувеличения шедевр игровой индустрии, как хоррор-серию Silent Hill.
Относительно слабые графические мощности конца 1990-х годов, когда создавалась самая первая игра, позволили, говоря современным языком, превратить "баг" в "фичу" - невозможность большой дистанции прорисовки местности разработчики обернули в зловещий пугающий смог, из-за которого во время игры ничего не разглядеть уже на расстоянии 10 метров (зато можно услышать, брррр).
Действие игр разворачивается в полузаброшенном американском городке Silent Hill, где происходит всякая дьявольщина. Надо отметить, что даже сейчас, глянув на прохождения в известном видеосервисе, становится жутко от первых игр с посредственной графикой. Японский знак качества, чего уж тут!
Ладно, что же до нашей темы, то подземка в самом своем жутчайшем проявлении появляется в третьей части игры, вышедшей в 2003 году.
Хрупкой на вид героине, девушке по имени Хизер, предстоит погрузиться в мир собственных страхов, воплощенных в виде потустороннего мира и населяющего его жуткими монстрами неназванного городка и уже известного по ранним играм туманного Сайлент Хилла.
Можно сказать без преувеличения - это самое страшное метро, которое когда-либо художественно было создано.
Метро представлено на уровне многогранно - героине нужно перемещаться по коридорам и платформам разным станциям, решать головоломки, совершать поездки в поездах (в не самой лучше компании, надо отметить), изображать из себя метрозацеппера (не пытайтесь это повторить!), не забывая подспудно еще отстреливаться от неведомых ёрзающих храбрецов (НЁХ).
Жуть, а не игра, но ценителя своего имеет. По мотивам игры в 2006 году был снят даже одноименный фильм.
Даешь по-нашему!
Конечно, и наши игроделы не смогли пройти мимо подземки. Первым характерным образцом является отечественная игра под загадочным и интригующим названием Метро-2, выпущенная в 2005 году.
У меня до сих пор дома имеется лицензионный диск с этой игрой, в которую я смог поиграть только в...2023 году. На момент приобретения эта игрушка у меня отказывалась запускать, а потом я про нее и вовсе забыл...
Пересказывать сюжет игры, наверное, необходимости нет - несмотря на полностью отечественную разработку проекта, игра получилась, пожалуй, более клюквистой, чем если бы ее попытались бы сделать на западе - не отличающиеся разнообразием внешности и одежды военные и сотрудники МГБ, фактурные реплики, плакаты и прочий потешный гротеск.
Для обзора ограничимся лишь лаконичными тезисами: Метро-2 - это шутер от первого лица, в котором нам позволят вдоволь побегать по Москве 1952 года, причем, преимущественно под землей.
В обилии локаций представлены канализационные и коммуникационные коллекторы, тоннели и станции Сокольнической и Замоскворецкой линии московского метро (выполненные, между прочим, весьма достойно с поправкой на время издания) и даже станции некой секретной подземки (все совпадения случайны).
Особо запомнившимся моментом в игре, на мой взгляд, стала погоня на мотовозах по тоннелю с перестрелкой.
Постапокалипсис не сегодня
Экранизация или, правильнее сказать, наверное, геймизация этого относительно молодого романа была делом времени - уж больно тема была фактурная, интересная и никем ранее не осмысленная. Конечно, речь пойдет про вселенную подземного постапокалипсиса под вывеской Метро-2033.
Я застал момент, когда эта книга публиковалась кусочками в сети. Помню, как читал и как даже в своем совершенно на тот момент непрофессиональном возрасте щурился и качал головой, когда встречал в тексте технические неточности и даже грубые несоответствия. Хотя чего было ожидать от фантастики? Не за это мы ее любим.
Если кто-то не читал это произведение в оригинале, то вы, скорее всего, ничего не потеряли. Суть описать легко - в книге рассказывается о жизни и быте оставшихся в живых после ядерной войны людей, которые приспособили для проживания тоннели и станции московского метрополитена.
Тем не менее, несмотря на не самое глубокое мыслеобразующее наполнение, книга зацепила большую аудиторию, преимущественно молодую и юную. Не заставили себя ждать книжные продолжения и даже написанные другими авторами книги-фанфики про жизнь людей в подземках других городов.
Метро-2033 в книжном формате официально было издано в 2005 году, а уже через год студия 4A Games анонсировала выпуск одноименной компьютерной игры в жанре шутера.
Если в книге лишь эпизоды вызывали сомнения касаемо соответствия реальному устройству метрополитена, то в игре и вовсе можно увидеть метро, начертанное лишь по мотивам и далеким представлениям.
Тем не менее коммерческий успех игры, равно как и вышедшие в 2013 и 2019 году продолжения, продемонстрировали повышенный спрос и интерес у играющей аудитории.
Помимо игр, вышедших и портированных практически на все основные популярные платформы, по франшизе была создана даже онлайн-игра, встроенная в социальную сеть VK.com.
Несмотря на очевидные ограничения, надо отметить, что приложение получилось весьма неплохим, достойно отрисованным и более менее регулярно обновляемым. В качестве пасхалок авторы-разработчики использовали образы известных отечественных и зарубежных селебрити при создании героев - завсегдатаев станций московского метро.
А что на мобильниках?
По мере развития прогресса наши мобильные телефоны очень незаметно и в то же время буквально на глазах превратились из кирпичей с кнопками, в которых было нелегко набивать сообщения, в полноценные компьютеры компактных размеров. На них теперь без труда запускаются игры, в которые далеко не каждый мог позволить себе поиграть на домашнем компьютере лет эдак 20 назад (привет GTA: Vice city!).
В этой связи совсем неудивительно, что создатели мобильных приложений и игр не обошли вниманием тему метро. Наверное, первое, что пришло вам тоже в голову, как и мне, это нехитрая времяубивалка-прыгалка Subway Surfers.
Суть аркадной игрушки заключается в побеге подростка-неформала, увлекающегося граффити, который был замечен в вандализме охранником. Убегать приходится прямо по путям метрополитена, лавируя между различными препятствиями и, конечно, поездами.
С точки зрения справедливости жаль, что так и не была создана игра, которая позволяла бы быть тем самым охранником...популяризация вандализма не есть хорошо, но не будем о грустном.
Казалось бы, что-то более серьезное по теме метро вряд ли бы заинтересовало разработчиков на мобильных платформах и, соответственно, пользователей-игроков, но нет! Полноценный метросимулятор, помещающийся в карман, создали в 2014 году в Южной Корее. Проект называется Hmmsim Metro.
Сейчас на одном известном онлайн-сервисе распространения компьютерных игр доступно для скачивания второе поколение игры 2021 года с высокой детализацией, позволяющей прокатиться по одной из линии метрополитена Сеула. Есть подозрение, что это единственная игра, где можно поуправлять поездом, работающим на линии со станциями закрытого типа - то есть с автоматическими створками, как в Санкт-Петербурге.
Симулятор мечты
Завершить эту статью мне хотелось бы, пожалуй, одним из самых достойных на сегодняшний день образцов игровой индустрии, посвященным метрополитену - мобильным симулятором Subtransit Drive, представленным в декабре 2022 года для IOS, а спустя небольшое время и на Android.
Subtransit Drive - это мультиплатформенная игра про вождение поезда московского метро с реалистичной графикой и подробнейшей симуляцией игрового мира. Зная некоторых участников команды разработчиков лично, смею заявить - это подлинные энтузиасты своего дела, глубоко увлеченные историей и техникой метрополитена, что является огромной редкостью для современного и, увы, порой поверхностного мира масс-медиа.
Поделюсь первым впечатлением, когда я впервые узнал про этот проект. Не рассказав предысторию, однажды мне продемонстрировали видео из тоннеля метро на подобии тех, которые можно встретить в видеосервисах на каналах реальных исследователей тоннелей подземки. Долго пытаясь сообразить, что за реальный тоннель и перегон был запечатлен, я далеко не сразу сообразил, что это тщательно смоделированный на компьютере фрагмент - настолько реалистична была картинка!
Наверное, здесь даже можно открыть небольшой секрет, что игра в процессе своего создания многократно меняла свой вектор и серьезно рассматривалась, в том числе, как настоящий симулятор, на котором могли бы проходить обучение будущие машинисты российских метрополитенов.
Это стало возможным благодаря тому, что команда студии Wagon Software настолько заморочилась, что получила доступ к реальным поездам, их оборудованию и технической документации, что позволяет вполне справедливо отметить, что такого высокого уровня проработки физики и механики (пневматики и электрики) нет у одного другого проекта.
Сейчас в игре доступна Калининская линия московского метрополитена и два вида подвижного состава - классический 81-717 (что называется, сравните с модом для симулятора Майкрософта двадцатилетней давности, чтобы увидеть путь прогресса) и относительно современный 81-760.
Отметим, даже в нынешнем варианте и формате симулятора игра очень интересна и притягивает внимание почитателей, а уж что там можно еще накрутить и достроить в будущем на базе имеющихся наработок - аж пробирает дрожь! Но всему свое время, и мы пожелаем команде отчаянных метротворцов вдохновения на новые части игры с другими линиями, вагонами и даже городами!
Таким вышел обзор компьютерных игр, посвященных метро. Конечно, объять всё невозможно, но, чтобы максимально к этому приблизиться, есть вы, дорогие читатели канала!
Если я забыл о каких-либо еще интересных и любопытных примерах в игровом мире - прошу не стесняться и делиться в комментариях. Сделаем вместе эту статью еще интереснее!
Спасибо за внимание и поддержите, пожалуйста, канал вашей подпиской!
Автор выражает благодарность Георгию Алфимову, Фёдору Боломатову, Андрею Цернову, Василию Гвоздеву и Сергею Каневу за неоценимую помощь и консультации в подготовке материала.