Найти тему
Человек-метро

Играя в метро. Вспоминаем все компьютерные игры с подземкой и её поездами

Оглавление

Как мы уже неоднократно выясняли на страницах канала, метро - это явление настолько интересное и привлекательное, что не только помогает добираться из одной точки крупного города в другую, но и может быть вдохновением для создания художественных, кинематографических и даже музыкальных произведений.

Скрытые от глаз сооружения и устройства, легкий или даже не очень флёр загадочности вкупе с байками и легендами, как оказалось, являются хорошей, едва не идеальной почвой для создания компьютерных игр.

Сегодня попробуем с вами вспомнить как самые известные, так и уже изрядно подзабытые произведения игродельного искусства.

Первое метро в оперативной памяти

Прежде всего, наверное, было бы справедливо отыскать исторически первую игру, посвященную метрополитену. Надо сказать, что это не так уж и просто, так как необходимо определиться с критериями поиска. Метро в игре должно быть в каком виде? Эпизодического фона, отдельного уровня или все-таки целевым объектом посвящения?

Обложка игры Subway Vigilante. Необходимый в данном случае дисклеймер: канал "Человек-метро" против любого проявления агрессии
Обложка игры Subway Vigilante. Необходимый в данном случае дисклеймер: канал "Человек-метро" против любого проявления агрессии

Вот, например, метро фигурировало в древней игрушке под названием Subway Vigilante, разработанной еще в 1989 году для платформы Commodore 64 и ряда других. В зависимости от типов компьютеров, под которые выпускалась игра, визуальная обстановка незначительно отличалась - где-то это была монохромная картинка, а где-то и с несколькими цветами.

Действие этой не очень мудрёной аркадной драки разворачивается в подземке (вроде бы даже лондонской) – герой, за которого предстояло играть, ездит по не сильно отличающимся друг от друга пиксельным станциям метро, выходит на платформы, чтобы подраться, и затем вновь отправляется в путь за новыми неприятностями.

Название игры недвусмысленно намекает на инцидент, произошедший в 1984 году в Нью-Йоркской подземке, но реально ли вдохновлялись этим создатели - история умалчивает.


В любом случае метро в игре
Subway Vigilante – это, скорее, ширма и фон, поэтому идём искать дальше.

Сам себе метрострой

Чуть лучше обстояло дело, например, в градостроительных симуляторах, типа Simcity, где метро в том или ином виде присутствовало в игре – какое развитие, хоть и виртуального города, можно без него представить?

-4

Причем строить можно было как подземные, так и надземные участки с переходами с одного в другой. Да, конечно, строительство подземного метро больше походило в серии этих игр на укладку труб горячего или холодного водоснабжения, но в целом времяпрепровождение в Simcity было весьма увлекательным и затягивающим.

Особенно любопытным было отстроить город, проложить линии метро и потом в режиме статистики просматривать как формируются пассажиропотоки, где самая наибольшая загруженность и где очевидно не достаёт общественного транспорта.

Надземный участок метро в игре Simcity 4
Надземный участок метро в игре Simcity 4
Вот так бы в реальной жизни можно было бы! Не успел отстроиться новый жилой район, а ты жителям – бах – и новую линию метро в два щелчка мыши построил и станций натыкал хоть на каждом перекрестке!


Но, вот, чтобы игра была конкретно про метро – о появлении таких видеоигрушек многие фанаты мечтали множество лет и получили далеко не сразу.

На этот раз без тентаклей

Не очень известный факт, но Япония, оказывается, родина не только сумасшедших мультфильмов (сумасшедшего всего), но и первых компьютерных железнодорожных симуляторов.

Densha de go
Densha de go

В 1996 году увидела свет игра Densha de go компании Taito, которая породила в последствие целую серию игр на разных платформах, посвященных управлению поездами, в том числе метро.

Особенностью игры стала уникальная геймплейная механика, которая отслеживает расстояние, время и точность остановки. Например, получить максимальную оценку в игре можно было только в случае сверхточной остановки поезда (до одного сантиметра!) и следования секунда в секунду по расписанию.

Есть даже такое! Интерьер кабины для игры в симулятор, которые располагают в торговых комплексах
Есть даже такое! Интерьер кабины для игры в симулятор, которые располагают в торговых комплексах

За более чем 20-летнюю историю игра из плоской пиксельной аркады дошла до движка Unreal Engine 4 и в современной версии выглядит достаточно реалистично.

-8

В Densha de go можно было играть на приставках (PlayStation, Nintendo и др.), игровых автоматах и даже в отдельных кабинах-симуляторах, установленных в различных торговых центрах городов Японии. Особо влюблённые в игру могли также приобрести компактный пульт управления поездом, подключаемый к компьютеру, как джойстик или руль.

Контроллер для игры Densha de go
Контроллер для игры Densha de go

Мелкомягкий машинист

В моем понимании первым интерактивным приближением к отечественным вагонам метро можно считать даже не полноценную игру, а фанатскую модификацию известного симулятора управления поездами от Microsoft.

Наверняка кто-то из вас вспомнит более известное детище от конторы Билла ГейтсаMicrosoft flight simulator, позволяющее воплотить детскую мечту и поуправлять различными самолетами, так вот было нечто аналогичное и для поклонников железных дорог, соответственно, – Microsoft train simulator.

Невозможно не прослезиться от такой обложки...
Невозможно не прослезиться от такой обложки...

Появившись более 20 лет назад, в 2001 году, игра буквально взорвала фанатское сообщество. Да, там было доступно всего 8 образцов локомотивов и буквально шесть не очень протяженных маршрутов, среди которых не было ничего даже близкого и похожего на наши отечественные реалии, зато появилась возможность самостоятельно при наличии прямых и не очень рук делать свои модели подвижного состава и карты, по которым этот состав мог ездить.

Пример народного творчества. Игра импортная, поезда - отечественные!
Пример народного творчества. Игра импортная, поезда - отечественные!

Метрополитен в игре появился в 2004 году в виде отдельного патча-модификации. Игрокам предоставлялся фрагмент из девяти станций пражской подземки с расово верными советскими вагонами типа Ечс и модели 81-717.1. Конечно, это был фурор!

Да, пускай Прага, но станции похожи и, самое главное, в модификации есть практически такой же вагон, который можно встретить в каждом советском метрополитене.

81-717.1
81-717.1

За российскими разработчиками и фанатами, конечно же, не заржавело и наряду с отечественными тепловозами, электровозами, электричками и маршрутами с до боли привычным антуражем в виде бетонных заборов, пятиэтажек на заднем фоне и припаркованных жигулей в полосе отвода, конечно, нашлось место и для привычных советских-российских вагонов метро и станций московской подземки.

81-717.5 в одном из модов к игре Microsoft Train Simulator
81-717.5 в одном из модов к игре Microsoft Train Simulator

Масштаб культовости игры доходил до того, что некоторые особенно влюбленные в метро ортодоксы добывали настоящие пульты управления от поездов, приобретали и паяли контроллеры, чтобы подключать их к системному блоку для максимального погружения, так сказать, в быт машиниста метро.

Пример настоящего пульта от вагона метро, приспособленный в домашних условиях. Это Георгий Манохин и его замечательный частный музей метро в поселке Апрелевка Московской области. Рекомендую!
Пример настоящего пульта от вагона метро, приспособленный в домашних условиях. Это Георгий Манохин и его замечательный частный музей метро в поселке Апрелевка Московской области. Рекомендую!

Интересно, что конкурент легендарного творения от создателей Windows появился практически синхронно в один год – это игра Trainz от австралийских разработчиков из компании Auran.

В рамках темы нашего разговора мы не будем, пожалуй, сравнивать эти проекты, а лишь отметим, что и для игр серии Trainz (Trainz Railroad Simulator и пр.) была создана тьма модификаций, подвижного состава и карт, среди которых, конечно, было и метро.

Тем не менее, несмотря на высокую степень проработанности, метро в Microsoft Train Simulator и Trainz оставалось исключительно продуктом, не в обиду и не в ущерб оценки качества сказать, кустарной, хотя, лучше сказать, домашней деятельности.

А вот первым же студийно сделанным проектом, заточенным исключительно на симуляцию управления поездом метрополитена, стал проект немецкой студии TML-Studios под скромным названием World of Subways.

Мир метро

Первая часть игры вышла в 2008 году и была посвящена подземке Нью-Йорка. Метро в этом городе одно из самых протяженных в мире, поэтому в игре смоделирована только одна линия PATH - система скоростного транспорта протяженностью около 22 км в городах Нью-Джерси и Нью-Йорк.

Создатели игры детально воспроизвели метрополитен (в меру своих графических и физических возможностей), воссоздав как подземные, так и надземные участки.

Получив положительные отзывы игроков, студия TML-Studios в 2009, 2011 и 2015 гг. выпустила еще три тома игры, посвященные, соответственно, Берлинской и Лондонской подземке, а также линии №7 опять же Нью-Йорского метро. До российских подземок, к сожалению, руки пока не дошли.

Гордон Фримен одобряет

Следующий пример не является разработкой какой-то профессиональной студии, но однозначно заслуживает отдельного внимания, так как позволил привлечь новое поколение метрофанатов.

Несмотря на популярность игр Microsoft Train Simulator и Trainz, качество их графики и возможности физического движка было неприличным уже лет 15 назад, поэтому явно требовалась новая площадка для создания собственных моделей поездов метрополитена.

Такой площадкой с более высокими техническими возможностями стал проект Garry’s Mod от одного из разработчиков легендарного графического движка Source, известным многим по играм серии Team Fortress-2, Counter Strike: Source и Half-Life 2. На основе модификации был зарожден проект Metrostroi, ставший своеобразной меккой для метрофанатов разных мастей - как создателей, так и пользователей.

Индикатор уровня здоровья слева, как мне кажется, не даст покоя игрокам старой гвардии
Индикатор уровня здоровья слева, как мне кажется, не даст покоя игрокам старой гвардии

Возможности движка помноженные на упёртость и безграничный талант разработчиков позволили на выходе породить множество виртуальных вагонов метро с постсоветского пространства - от самых старых до современных единиц, только только пришедших на подземные магистрали.

Чего уж и говорить - талантливые ребята из проекта MetroPack умудрились даже воссоздать и смоделировать тот самый "Боинг", об истории которого мы как-то рассказывали в отдельной статье канала "Человек-метро".

Боинг - один из множества реальных составов подземки, реализованных командой MetroPack. В рамках популярного компьютерного симулятора были воссозданы многие реальные системы данного вагона. Отдельное внимание было уделено внешней составляющей модели - фотореалистичные и объемные текстуры в сочетании с высокой детализацией позволили создать в игре ощущение полного погружения, совсем как при управлении реальным составом, а не пластиковой игрушкой.

Также рекомендую обратить внимание и на смоделированную командой MetroPack первую очередь Минского метрополитена образца 1984 года, где можно любоваться каждой станцией - уж настолько реалистично они были смоделированы!

Вселенная модификаций серьезно обогатилась Минском, а ведь сделана куча всего по подземкам Петербурга и Москвы, что и статьи не хватит. Иными словами, стоит только увлечься. Напомню, что все дополнения можно бесплатно скачать в мастерской игры Garry's Mod.

Первая очередь минского метрополитена ждет вас! Проект MetroPack
Первая очередь минского метрополитена ждет вас! Проект MetroPack

Игра в кубики

Уверен, что тонкие ценители игродельного искусства просто не простили бы мне, если в этой статье не было бы сказано ни слова о Minecraft. Не буду скрывать, говоря об этом виртуальном и чрезмерно кубическом мире, я всегда чувствую себя немного отсталым и, возможно, даже старым - как ни крути, но мне пока сложно разобраться и понять, чем эта игра так завлекает сердца и умы миллионов игроков по всему белому свету.

Однако, количество преданых фанатов уже показатель и подтверждение успеха игры - в квадратно-кубическом мире Майнкрафте играет без малого половина миллиарда человек (большая часть из Китая)!

Безусловно, мир, в котором игрок волен построить все, что угодно, не мог остаться в стороне и от метрополитена. Да, конечно, симулировать в деталях работу станций и вагонов здесь вряд ли получится, но зато построить станцию метро своей мечты или даже целую линию - запросто!

Дошло аж до того, что талантливые виртуальные строители начали вводить в эксплуатацию еще не построенные в реальности станции метро Петербурга.

Так, например, автор под ником MaxplayMM отстроил полностью все станции Правобережной линии метро Петербурга, включая станции "Театральная" и "Горный институт", которые горожане увидят только в конце 2024 года.

Несмотря на то, что архитектурный облик этих станций немного претерпел изменения в реальности, компьютерный двойник все равно получился весьма достойным!

Станция метро "Театральная". Карта Правобережной линии метро в Майнкрафт. Автор: MaxplayMM
Станция метро "Театральная". Карта Правобережной линии метро в Майнкрафт. Автор: MaxplayMM

Стрелялки в подземке

Стрелять в метро, равно как и просто провозить огнестрельное оружие, в метрополитенах незаконно и запрещено. В мире же компьютерных игр правила немного другие, поэтому в разные годы отдельные локации подземки, объекты и сооружения становились местом действия игр-шутеров.

Максимальная боль

Тут, конечно, невозможно не вспомнить старый добрый Max Payne - финские геймдизайнеры из компании Remedy настолько тщательно подошли к делу воссоздания гнетущей атмосферы Нью-Йорка, что помимо городских закоулков и злачных мест города смогли достаточно точно смогли передать дух станций Нью-Йоркской подземки.

Во второй миссии игры главный герой отправляется на встречу со своим связным на станцию метро под названием Roskoe street. В реальности, надо отметить, что такой станции, конечно, не существует, а слово roskoe является игрой слов с финским словом roska (вспоминаем, кто разрабатывал игру), которое переводится как мусор, что вполне соотносится с обстановкой в кадре.

Наверное, до сих пор мальчишки моего поколения помнят кат-сцену, где доблестный Макс Пейн, побывав вынужденно в шкуре энергодиспетчера, восстанавливает питание на контактном рельсе, а затем и вовсе становится, хоть краткосрочно, машинистом контактно-аккумуляторного электровоза, чтобы пробить стенку тоннеля.

Лысый, но не из тех фильмов

Засветилось наше родное метро и в других именитых зарубежных проектах. Так, к удивлению, можно было обнаружить неопознанную станцию петербургского метро в игре Hitman 2: Silent Assassin 2002 года:

Почему неопознанную? Потому что в игре нам представили какой-то невероятный микс из разных станций первой очереди ленинградского метро - тут угадываются и характерные витые колонны станции и люстры "Автово", а также есть следы "Нарвской" (может чего-то еще - подсказывайте!).

Как дела, товарищ Хитман?
Как дела, товарищ Хитман?

В предпоследней миссии игры под названием St. Petersburg revisited главному герою с характерной и узнаваемой прической предстоит нанести визит некоему Сергею Заворотко, чтобы слегка его пожурить и сообщить, что он был в чем-то неправ.

В духе клюквенных западных фильмов Петербург показан вполне ожидаемо - шапки-ушанки, карикатурные товарищи с товарками и, конечно, свободно разъезжающие по улицам города многочисленные правительственные лимузины марки ЗиЛ.

Типичный такой Петербург начала нулевых, неправда ли?
Типичный такой Петербург начала нулевых, неправда ли?

Grand Theft Metro

Эта легендарная серия игр давно стала подлинным культом и затронула уже несколько поколений игроков и им сочувствующих. Тот самый неповторимый стиль вседозволенности и хулиганства начался с первой игрой, вышедшей в свет на персональных компьютерах еще в 1997 году.

Grand Theft Auto
Grand Theft Auto

Жанр action-adventure представлял невиданную ранее свободу действий и перемещений по виртуальном городу. Не беря во внимание криминальную составляющую игры, сфокусируемся на транспорте - игроку стало доступно для управления широкое разнообразие средств передвижения: от легковых автомобилей до грузовиков, автобусы, мотоциклы, танки и, конечно, вагоны метро!

И пускай тогда был доступен лишь вид сверху с малопиксельными текстурами, игроков захлестнул невиданный ранее геймплей и игра навечно встала в разряд культовых.

Вторая часть GTA, вышедшая в 1999 году, хоть и сохранила вид из птичьих глаз, стала еще более привлекательной за счет повышения качества текстур, введения очаровательного ночного режима игры и, конечно, безупречного музыкального сопровождения. Не забыли про метро и здесь!

Именно с этой игры началось, в частности, мое личное знакомство с миром компьютерного метро. Удивительно, но волна увлекательных хождений в компьютерные клубы обошла меня стороной в конце 90-х - начале нулевых - всегда были более интересные занятия.
Тем не менее, пару раз для порядка я отметился и играл именно в GTA 2, где на фоне непонимающих глаз сверстников только и занимался, что искал станции метро, чтобы затем кататься на поездах и изучать нехитрую сеть...

Многие сейчас вспомнят следующую игры Grand Theft Auto 3 - без преувеличения революционную для своего времени. Все те радости, что предлагались в первых двух частях, отныне стали доступны в полноценном трехмерном формате и превзойти это так больше никому и не удалось (за некоторыми оговорками).

Большой город, размещенный на трех островах, никак не мог обойтись без метрополитена. В игре имеется как подземная трасса с четырьмя станциями, так и кусочек надземки на первом острове. Поуправлять поездом, к сожалению, не удастся, зато можно на нем прокатиться в качестве пассажира или даже, например, на автомобиле. Но повторять это в реальной жизни не рекомендуется.

Ну а апогей проникновения метро в серии - это однозначно Grand Theft Auto 4 с вечно суровым антагонистом сербского происхождения. Здесь метро много, сеть разветвленная и можно потратить не один час, чтобы изучать все его закоулки и ответвления.

В одном из официальных дополнений к четвертой части GTA IV и вовсе дошли до того, что конкретный вагон метро в одной из миссий стал объектом внимания для главного героя, которому поручили его...украсть!

В общем-то, успех у вселенной игр этой серии неслучайный, а следующий, 2025-й год должен нас порадовать уже шестой и очень долгожданной частью. Будем ли там метро - пока загадка!

Метро в стиле нуар

И вот тут как раз вернемся к оговорке о конкуренте серии Grand Theft Auto - в 2002 году на экраны электролучевых мониторов (других в массе не было) вышел потенциальный оппонент от чешской студии Illusion Softworks под названием Mafia: The City of Lost Heaven.

В принципе, здесь было практически всё то же самое, что и в GTA III, вышедшей годом ранее - открытый для взаимодействия город, множество автомобилей и техники, перестрелки и погони. Но, тем не менее, Mafia, несмотря на предсказания некоторых игровых критиков начала нулевых, так и не стала конкурентом забойного шутера из США, хоть и вошла заслуженно в список культовых игр.

Mafia мы любим, как говорится, за другое - за неповторимую атмосферу тридцатых годов, приправленную стильным нуаром и аутентичной музыкой, достоверно погружающих нас в излишне романтизированную эпоху жутких бандитских разборок. В контексте статьи же нас будет интересовать метро, которое здесь тоже есть - пульт управления у машиниста вам отобрать не дадут, зато можно будет вдоволь поездить в качестве пассажира.

Сделать так очччень непросто!
Сделать так очччень непросто!

С учетом неугасающего интереса к игре в 2020 году увидел свет ремейк игры под названием Mafia: Definitive edition, который встретил в целом весьма хорошие оценки игроков. Новый физический движок дополнил каноничный рассказ о непростых буднях итальянских мафиози. Ну а нас интересует метро, которое здесь тоже есть. Да, простая надземка, но проработана она вполне хорошо.

Появился повод обновить домашний компьютер, подумалось мне...

Жуть какая!

Не думал, что вернусь к японцам, но тут уж никак не обойти без внимания такой без преувеличения шедевр игровой индустрии, как хоррор-серию Silent Hill.

Относительно слабые графические мощности конца 1990-х годов, когда создавалась самая первая игра, позволили, говоря современным языком, превратить "баг" в "фичу" - невозможность большой дистанции прорисовки местности разработчики обернули в зловещий пугающий смог, из-за которого во время игры ничего не разглядеть уже на расстоянии 10 метров (зато можно услышать, брррр).

Действие игр разворачивается в полузаброшенном американском городке Silent Hill, где происходит всякая дьявольщина. Надо отметить, что даже сейчас, глянув на прохождения в известном видеосервисе, становится жутко от первых игр с посредственной графикой. Японский знак качества, чего уж тут!

Ладно, что же до нашей темы, то подземка в самом своем жутчайшем проявлении появляется в третьей части игры, вышедшей в 2003 году.

Так, так, так, что там на карте?
Так, так, так, что там на карте?

Хрупкой на вид героине, девушке по имени Хизер, предстоит погрузиться в мир собственных страхов, воплощенных в виде потустороннего мира и населяющего его жуткими монстрами неназванного городка и уже известного по ранним играм туманного Сайлент Хилла.

Можно сказать без преувеличения - это самое страшное метро, которое когда-либо художественно было создано.

Метро представлено на уровне многогранно - героине нужно перемещаться по коридорам и платформам разным станциям, решать головоломки, совершать поездки в поездах (в не самой лучше компании, надо отметить), изображать из себя метрозацеппера (не пытайтесь это повторить!), не забывая подспудно еще отстреливаться от неведомых ёрзающих храбрецов (НЁХ).

Жуть, а не игра, но ценителя своего имеет. По мотивам игры в 2006 году был снят даже одноименный фильм.

Даешь по-нашему!

Конечно, и наши игроделы не смогли пройти мимо подземки. Первым характерным образцом является отечественная игра под загадочным и интригующим названием Метро-2, выпущенная в 2005 году.

У меня до сих пор дома имеется лицензионный диск с этой игрой, в которую я смог поиграть только в...2023 году. На момент приобретения эта игрушка у меня отказывалась запускать, а потом я про нее и вовсе забыл...
Только посмотрите какой шикарный постер!) Вагонов типа Е, кстати, в игре нет, так как действие происходит в 1950-х годах. Тот случай, когда обложку рисовали где-то на стороне без вникания в суть.
Только посмотрите какой шикарный постер!) Вагонов типа Е, кстати, в игре нет, так как действие происходит в 1950-х годах. Тот случай, когда обложку рисовали где-то на стороне без вникания в суть.

Пересказывать сюжет игры, наверное, необходимости нет - несмотря на полностью отечественную разработку проекта, игра получилась, пожалуй, более клюквистой, чем если бы ее попытались бы сделать на западе - не отличающиеся разнообразием внешности и одежды военные и сотрудники МГБ, фактурные реплики, плакаты и прочий потешный гротеск.

Для обзора ограничимся лишь лаконичными тезисами: Метро-2 - это шутер от первого лица, в котором нам позволят вдоволь побегать по Москве 1952 года, причем, преимущественно под землей.

В обилии локаций представлены канализационные и коммуникационные коллекторы, тоннели и станции Сокольнической и Замоскворецкой линии московского метро (выполненные, между прочим, весьма достойно с поправкой на время издания) и даже станции некой секретной подземки (все совпадения случайны).

Особо запомнившимся моментом в игре, на мой взгляд, стала погоня на мотовозах по тоннелю с перестрелкой.

Постапокалипсис не сегодня

Экранизация или, правильнее сказать, наверное, геймизация этого относительно молодого романа была делом времени - уж больно тема была фактурная, интересная и никем ранее не осмысленная. Конечно, речь пойдет про вселенную подземного постапокалипсиса под вывеской Метро-2033.

Я застал момент, когда эта книга публиковалась кусочками в сети. Помню, как читал и как даже в своем совершенно на тот момент непрофессиональном возрасте щурился и качал головой, когда встречал в тексте технические неточности и даже грубые несоответствия. Хотя чего было ожидать от фантастики? Не за это мы ее любим.

-48

Если кто-то не читал это произведение в оригинале, то вы, скорее всего, ничего не потеряли. Суть описать легко - в книге рассказывается о жизни и быте оставшихся в живых после ядерной войны людей, которые приспособили для проживания тоннели и станции московского метрополитена.

Тем не менее, несмотря на не самое глубокое мыслеобразующее наполнение, книга зацепила большую аудиторию, преимущественно молодую и юную. Не заставили себя ждать книжные продолжения и даже написанные другими авторами книги-фанфики про жизнь людей в подземках других городов.

Метро-2033 в книжном формате официально было издано в 2005 году, а уже через год студия 4A Games анонсировала выпуск одноименной компьютерной игры в жанре шутера.

Игра Метро-2033
Игра Метро-2033

Если в книге лишь эпизоды вызывали сомнения касаемо соответствия реальному устройству метрополитена, то в игре и вовсе можно увидеть метро, начертанное лишь по мотивам и далеким представлениям.

Тем не менее коммерческий успех игры, равно как и вышедшие в 2013 и 2019 году продолжения, продемонстрировали повышенный спрос и интерес у играющей аудитории.

Помимо игр, вышедших и портированных практически на все основные популярные платформы, по франшизе была создана даже онлайн-игра, встроенная в социальную сеть VK.com.

Несмотря на очевидные ограничения, надо отметить, что приложение получилось весьма неплохим, достойно отрисованным и более менее регулярно обновляемым. В качестве пасхалок авторы-разработчики использовали образы известных отечественных и зарубежных селебрити при создании героев - завсегдатаев станций московского метро.

А что на мобильниках?

По мере развития прогресса наши мобильные телефоны очень незаметно и в то же время буквально на глазах превратились из кирпичей с кнопками, в которых было нелегко набивать сообщения, в полноценные компьютеры компактных размеров. На них теперь без труда запускаются игры, в которые далеко не каждый мог позволить себе поиграть на домашнем компьютере лет эдак 20 назад (привет GTA: Vice city!).

В этой связи совсем неудивительно, что создатели мобильных приложений и игр не обошли вниманием тему метро. Наверное, первое, что пришло вам тоже в голову, как и мне, это нехитрая времяубивалка-прыгалка Subway Surfers.

-53

Суть аркадной игрушки заключается в побеге подростка-неформала, увлекающегося граффити, который был замечен в вандализме охранником. Убегать приходится прямо по путям метрополитена, лавируя между различными препятствиями и, конечно, поездами.

С точки зрения справедливости жаль, что так и не была создана игра, которая позволяла бы быть тем самым охранником...популяризация вандализма не есть хорошо, но не будем о грустном.

Казалось бы, что-то более серьезное по теме метро вряд ли бы заинтересовало разработчиков на мобильных платформах и, соответственно, пользователей-игроков, но нет! Полноценный метросимулятор, помещающийся в карман, создали в 2014 году в Южной Корее. Проект называется Hmmsim Metro.

Сейчас на одном известном онлайн-сервисе распространения компьютерных игр доступно для скачивания второе поколение игры 2021 года с высокой детализацией, позволяющей прокатиться по одной из линии метрополитена Сеула. Есть подозрение, что это единственная игра, где можно поуправлять поездом, работающим на линии со станциями закрытого типа - то есть с автоматическими створками, как в Санкт-Петербурге.

Симулятор мечты

Завершить эту статью мне хотелось бы, пожалуй, одним из самых достойных на сегодняшний день образцов игровой индустрии, посвященным метрополитену - мобильным симулятором Subtransit Drive, представленным в декабре 2022 года для IOS, а спустя небольшое время и на Android.

Погожим летним деньком в кабине номерного вагона...
Погожим летним деньком в кабине номерного вагона...

Subtransit Drive - это мультиплатформенная игра про вождение поезда московского метро с реалистичной графикой и подробнейшей симуляцией игрового мира. Зная некоторых участников команды разработчиков лично, смею заявить - это подлинные энтузиасты своего дела, глубоко увлеченные историей и техникой метрополитена, что является огромной редкостью для современного и, увы, порой поверхностного мира масс-медиа.

Поделюсь первым впечатлением, когда я впервые узнал про этот проект. Не рассказав предысторию, однажды мне продемонстрировали видео из тоннеля метро на подобии тех, которые можно встретить в видеосервисах на каналах реальных исследователей тоннелей подземки. Долго пытаясь сообразить, что за реальный тоннель и перегон был запечатлен, я далеко не сразу сообразил, что это тщательно смоделированный на компьютере фрагмент - настолько реалистична была картинка!
Перегонный тоннель квадратного сечения
Перегонный тоннель квадратного сечения

Наверное, здесь даже можно открыть небольшой секрет, что игра в процессе своего создания многократно меняла свой вектор и серьезно рассматривалась, в том числе, как настоящий симулятор, на котором могли бы проходить обучение будущие машинисты российских метрополитенов.

Это стало возможным благодаря тому, что команда студии Wagon Software настолько заморочилась, что получила доступ к реальным поездам, их оборудованию и технической документации, что позволяет вполне справедливо отметить, что такого высокого уровня проработки физики и механики (пневматики и электрики) нет у одного другого проекта.

Пульт управления 81-760
Пульт управления 81-760

Сейчас в игре доступна Калининская линия московского метрополитена и два вида подвижного состава - классический 81-717 (что называется, сравните с модом для симулятора Майкрософта двадцатилетней давности, чтобы увидеть путь прогресса) и относительно современный 81-760.

Зная мою страсть к вагонному перфекционизму, могу сказать, что придраться невозможно ни к чему.
Зная мою страсть к вагонному перфекционизму, могу сказать, что придраться невозможно ни к чему.

Отметим, даже в нынешнем варианте и формате симулятора игра очень интересна и притягивает внимание почитателей, а уж что там можно еще накрутить и достроить в будущем на базе имеющихся наработок - аж пробирает дрожь! Но всему свое время, и мы пожелаем команде отчаянных метротворцов вдохновения на новые части игры с другими линиями, вагонами и даже городами!

Заглавная картинка игры содержит в себе пасхалку - доброе посвящение-оммаж на известную фотографию Александра Попова.
Заглавная картинка игры содержит в себе пасхалку - доброе посвящение-оммаж на известную фотографию Александра Попова.

Таким вышел обзор компьютерных игр, посвященных метро. Конечно, объять всё невозможно, но, чтобы максимально к этому приблизиться, есть вы, дорогие читатели канала!

Если я забыл о каких-либо еще интересных и любопытных примерах в игровом мире - прошу не стесняться и делиться в комментариях. Сделаем вместе эту статью еще интереснее!

Спасибо за внимание и поддержите, пожалуйста, канал вашей подпиской!

Автор выражает благодарность Георгию Алфимову, Фёдору Боломатову, Андрею Цернову, Василию Гвоздеву и Сергею Каневу за неоценимую помощь и консультации в подготовке материала.