Найти тему
Человек-метро

Кино в метро. Где в петербургской подземке снимались фильмы и сериалы?

Оглавление

Метрополитен сам по себе достаточно ёмкий объект, который привлекает внимание многих режиссеров по всему миру. И тут ничего удивительного, ведь подземку априори сопровождает легкая аура загадочности - тёмные тоннели, двери, ведущие непонятно куда, проносящиеся мимо поезда без пассажиров - всё это хорошая почва для мифов или...сценария художественной киноленты.

Какой фильм про метро или эпизод которого происходит в метро вам вспоминается в первую очередь? Уверен, что вам не придётся долго вспоминать и вы, возможно, назовёте мне в числе первых жизнерадостную лирическую ленту Георгия Данелия "Я шагаю по Москве" или кто-то вспомнит леденящий душу жуткий "Полуночный экспресс".

Сегодня мы с вами не будем брать неприступные крепости и перечислять все фильмы, в которых так или иначе присутствовало метро. Это будет утомительно, сложно, и, скорее всего, кто-то такую работу уже проделывал.

Сузив границы, мы вспомним киноленты и даже один сериал, события которых частично происходили в метро города на Неве.

Ленфильм

Безусловно, собственная киностудия, причем достаточно известная, и фильмы которой в момент выхода нередко становились культовыми, не могла обойти вниманием метрополитен. Подземка тогда наделяла особым статусом город, в котором она есть. Ленинграду в этом отношении не было стыдно - в начале 1970-х годов подземные линии достаточно далеко раскинули свои "щупальца", были свои уникальности и интересности в роде станций закрытого типа, своего особенного строгого архитектурного стиля.

Но какой удивительный факт я обнаружил, сводя подборку кинолент с ленинградским метро - самой популярной станцией, которую снимали ленинградские специалисты кинематографа, стала не какая-нибудь станция-дворец из первой очереди, а конечная метроостановка, которая в общем-то была совершенно заурядной, без особой отделки и даже более того - временной. Разговор про станцию "Дачное" - наземную крытую платформу, которая действовала в Ленинграде с 1966 по 1977 год. Сейчас этой станции нет..

Его звали Роберт

Первым киноматографическим явлением станции "Дачное" стал 1967 год, когда она промелькнула в эпизоде научно-фантастической комедии "Его звали Роберт".

"Его звали Роберт", 1967 год
"Его звали Роберт", 1967 год

Сюжет комедии рассказывает о невероятной разработке сумрачного советского инженерного гения - человекоподобном роботе по имени Роберт. По задумке своего создателя Роберт предполагался для отправки в космос, а в преддверии полета было необходимо проверить его взаимодействие с окружающим миром, в общении с настоящими людьми.

Советскому роботу, казалось бы, бездушной железяке, удалось всё, включая невероятные вещи - влюбиться, догнать поезд и....побывать на свежеоткрытой станции "Дачное" в конце фильма.

Главный герой в красном поло спускается с платформы станции
Главный герой в красном поло спускается с платформы станции

В эпизоде на станции, кстати, запечатлён небольшой ляп - конструктор робота, Сергей случайно встречает соседа, который с женой и дочерью идёт ему навстречу по направлении к станции.

-3

Дело в том, что эта лестница предназначалась исключительно для выхода - для входа было необходимо войти в стеклянный павильон, оплатить проезд и пройти через турникетам. Турникетов же, ограничивающих выход в "Дачном" не было, как не было их на выходах и других станций - расчет на порядочность граждан, которая, по всей видимости, была. Так что здесь либо художественное упрощение (на эту деталь мало, кто обратит внимание) либо показана непорядочная семья, пожелавшая пройти в метро без оплаты.

Цвет белого снега

"Цвет белого снега", 1970 год
"Цвет белого снега", 1970 год

Более подробно "Дачное" показано в черно-белой киноленте 1970 года режиссёров Анатолия Васильева и Суламбека Мамилова.

Легкая ироничная история рассказывает о любви Мити и Нади - двух молодых жителей Ленинграда. Он - студент художественного училища, она - контроллер на станции метро "Дачное".

Мотовоз МК2/15 и снегоуборочная машина
Мотовоз МК2/15 и снегоуборочная машина

"Дачное" в кадрах мелькает изрядно, выступая прекрасной декорацией. В эпизодах показывают процесс уборки путей от снега - действие происходит зимой. Кстати опыт снегоборьбы на такой открытой уличной станции впоследствии привел к тому, что последующие наземные метровокзалы строились исключительно крытыми.

Фотографических снимков этой станции и так практически нет, а тут благодаря фильму можно даже посмотреть на вид из кабины машиниста при отправлении поезда.

Кривая в сторону портала
Кривая в сторону портала

Помимо "Дачного" в одном эпизоде нам показывают вестибюль станции "Василеостровская". Видно, что облицовочный камень еще чистый, свежий, витражные стекла сверкают - что немудрено, станции не было на момент съемки и трех лет.

Вестибюль станции "Василеостровская"
Вестибюль станции "Василеостровская"

Шаг навстречу

Первые два фильма, возможно, не настолько известны, сколь известна кинолента Наума Бирмана "Шаг навстречу". Тут, конечно, превосходный "звездный" актерский состав - Людмила Гурченко, Георгий Вицин, Евгений Леонов, Лев Дуров, Андрей Миронов и другие известные актёры.

По сути это не полноценный фильм, а альманах, изящно сочетающий пять комедийных новелл. Готовя этот материал, с удовольствием в очередной раз пересмотрел киноленту, чего и вам рекомендую!

"Шаг навстречу", 1975 год
"Шаг навстречу", 1975 год

Помимо того, что фильм позволяет получить эстетическое удовольствие от видов Ленинграда, свеженьких домов-новостроек, новых автобусов, так еще и кусочек ленинградской подземки попал в кадр.

Героиня Людмилы Гурченко спускается в метро на станции "Нарвская" и направляется к платформе к поездам в сторону станции "Дачное".

Пару секунд плана позволяют нам увидеть торец станции, в котором когда-то было огромное мозаичное панно с Иосифом Сталиным. В кадре он уже заложен белым мрамором. Подробнее о Сталине и об архитектурном оформлении Нарвской я рассказывал в отдельной публикации.

Торец "Нарвской"
Торец "Нарвской"

Незадачливый герой Николая Волкова, сыгравшего соседа Людмилы Гурченко по многоквартирному дому, по случайному стечению обстоятельств также оказался на Нарвской и также едет, по всей видимости, к дому - в сторону станции "Дачное".

Ах, вот это раскрасочка!
Ах, вот это раскрасочка!

В кадр попадают совсем свеженький вагон типа Ем 1975 года выпуска - как раз в это время метро Ленинграда готовилось к открытию пяти новых станций на севере Кировско-Выборгской линии - Выборгской, Лесной, Площади Мужества, Политехнической и Академической.

Увидев друг друга в соседних вагонах, герои явно желают пообщаться вживую и вот камера показывает нам красивый выход состава на поверхность. Увидеть сейчас такое обычном пассажиру, к сожалению, не под силу (если только записаться на экскурсию на ретро-состав).

Прибыв на станцию из вагона, героя Николая Волкова отвлекает Лев Дуров с вопросом про Стародеревенскую улицу (нашел о чём спрашивать на юге Ленинграда! Такая улица существует, но только в Приморском, тогда Ждановском районе на северо-западе города).

Итог ожидаем - герои так и не смогли найти друг друга в толпе...

Да, к вопросу о выборе "Дачном" Ленфильмом. Бытует мнение, что это может быть связано с относительной близостью к этой станции павильонов кинокомпании, располагавшихся на улице Тамбасова в Сосновой Поляне.

Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. «Кровавая надпись»

Невероятно, но и в саге о приключениях великого сыщика нашлось место ленинградской подземке. Многосерийный телефильм где только не снимался, но львиную долю локаций всё же старались использовать в пределах Ленинграда и Ленинградской области.

-17

В серии "Кровавая надпись", снятой в 1980 году, как таковой метрополитен увидеть не получится, но при должной сноровке можно заметить объект, имеющий к нему непосредственное отношение. Давайте внимательно посмотрим на кратенький эпизод, где Доктор Ватсон в исполнении Виталия Соломина спрыгивает с кеба в загадочной затуманенной местности...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Характерные ворота, покрытие известняком, могут показаться знакомыми ленинградцам и петербуржцам. Конечно, это же район станции метро "Черная Речка" и собственно Салтыковский сад с его пропилеями!

Пропилеи
Пропилеи

Я немного осветлил кадр. Обратите, пожалуйста, внимание на подозрительный забор на заднем плане.

-20

Такие деревянные ограждения с характерными "ромбиками" были широко распространены у строителей различных подрядных организаций, но в данном случае иного другого варианта нет - перед вами строительная площадка ленинградского метростроя - идёт строительство наклонного хода станции метро "Черная Речка", которую открыли спустя два года после съемок фильма в 1982 году.

Вестибюль станции "Черная речка" - то, что строилось за забором. Источник: https://vecherka.spb.ru/
Вестибюль станции "Черная речка" - то, что строилось за забором. Источник: https://vecherka.spb.ru/

Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. «Двадцатый век начинается»

-22

В заключительной серии телесаги, снятой в 1986 году режиссером Игорем Масленниковым, есть очень короткий эпизод, в котором инспектор Лестрейд показывает место преступления - железнодорожный тоннель. Чтобы снять настоящее такое сооружение ленфильмовцам бы пришлось ехать аж в Литву, где находится ближайший к Ленинграду Ковенский тоннель в Каунасе, однако делать этого не потребовалось - красивый портал тоннеля всё же удалось найти в самом Ленинграде.

Эпизод из к/ф Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. «Двадцатый век начинается»
Эпизод из к/ф Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. «Двадцатый век начинается»

Это ни что иное, как портал ветви в электродепо "Автово" Ленинградского метрополитена. Это сооружение живо и по сей день, правда утратив часть декоративных наружных элементов (Привет Службе тоннельных сооружений - годы идут, а отношение к оригинальной архитектуре не меняется!). Сейчас портал выглядит так:

Портал электродепо "Автово". Снимок автора
Портал электродепо "Автово". Снимок автора

Можно обратить внимание, что при съемке фильма не стали убирать сугубо метрополитеновское оборудование ради аутентичности - в кадре можно увидеть деревянные кожухи контактного рельса и, собственно, сами рельсы, а также специальные знаки внутри тоннеля.

Улица Ньютона, дом один

Это фильм ленинградской киностудии мало того, что является самым старым из всех до этого приведённых в подборке, так еще и сюжет происходит в Москве. Казалось бы, откуда здесь должно найтись место ленинградской подземке? А ведь нашлось!

К/ф "Улица Ньютона, дом 1." Ленфильм, 1963 год
К/ф "Улица Ньютона, дом 1." Ленфильм, 1963 год

В киноленте 1963 года рассказывается мелодраматическая история молодого ученого Тимофея Сувернева, который в соавторстве со своим однокурсником готовят научную статью на актуальную на то время тему элементарных частиц и их взаимодействия.

Разочаровавшись в своем партнере после подлого поступка, главный герой уезжает на периферию и начинает трудится в совершенно иной сфере...

Конечно, старое доброе кино никак не может обойтись и без любовной линии - герой влюбляется в девушку. В одной из трогательных сцен нам показывают диалог молодого человека и девушки, прощающихся в метро. И метро это - ленинградское!

Возможно сцену пришлось добавить в уже процессе монтажа и чтобы всю съемочную команду вновь не возить в столицу, решили снять эпизод в родном городе.

Центральный зал станции "Площадь Ленина"
Центральный зал станции "Площадь Ленина"

Вроде и эпизод небольшой, а насколько ценный! Обратите внимание на дальний план - в центральном зале станции "Площадь Ленина" еще висят фирменные люстры, который исчезли довольно скоро. Здесь они уже не горят, но возможно их сознательно не зажгли для создания атмосферы закрывающегося на ночь метрополитена (что и есть по сюжету). Фотографий станции с люстрами практически нет.

В 1963 году "Площадь Ленина" была конечной станцией и создатели фильма этот нюанс смогли соблюсти - съемка велась со второго вестибюля, кстати, самого нового на момент съемки (год от силы ему был) и бегущий к поезду герой направляется к нужной платформе, чтобы уехать в сторону центра Ленинграда.

Герой бежит, чтобы успеть на последний поезд
Герой бежит, чтобы успеть на последний поезд

На поезд, к счастью, успел...В кадре видим стоящий на перроне состав из вагонов типа Д.

Мосфильм

Раз уж в последнем примере Ленфильм успел поработать в Москве, то теперь справедливо будет рассмотреть обратную ситуацию - Мосфильм в Ленинграде.

Фильм, в котором мы можем увидеть ленинградскую подземку, в особом описании не нуждается, ведь правда же, друзья?

Осенний марафон

к/ф "Осенний марафон", 1979 год, реж. Георгий Данелия, Мосфильм
к/ф "Осенний марафон", 1979 год, реж. Георгий Данелия, Мосфильм

В своей "печальной комедии", как её назвал Георгий Данелия, можно увидеть много замечательных мест Ленинграда, включая метро, которое показывают уже с начальных титров...

Герой Олега Басилиашвили едет в метро, причем явно делая пересадку. Сперва нам показывают за окном станцию "Академическая" первой линии...

...а затем мы видим, как пассажир выходит на станции третьей линии "Гостиный двор" - станции закрытого типа, являющиеся, что тогда, что сейчас "фишкой", отличительной особенностью ленинградской подземки.

Также, как и в случае с "Улицей Ньютона, дом один", здесь мы можем увидеть утраченный элемент - особые квадратные светильники на балюстрадах эскалаторов:

Олег Басилиашвили поднимается по-московски по эскалатору вверх. Петербуржцы так практически не делают - глубоко
Олег Басилиашвили поднимается по-московски по эскалатору вверх. Петербуржцы так практически не делают - глубоко

Ближе к концу фильма метро покажут еще, но явно не ленинградское. Читатели из Москвы, друзья, если вы можете распознать станцию - подскажите, пожалуйста!

Станция-загадка из фильма...
Станция-загадка из фильма...

Кино современное, кино российское

Конечно это не означает, что киноленты советского периода исчерпаны. Думаю, что вы мне еще подскажете интересные примеры в комментариях. А теперь продвинемся дальше и посмотрим как использовали метродекорации для более современных фильмов и даже сериалов.

Одним из ярких примеров использования подземки Петербурга в качестве эффектного антуража можно назвать опыт Тимура Бекмамбетова и его экранизации фантастических романов Сергея Лукьяненко.

Ночной Дозор

Кадр из к/ф "Ночной Дозор", реж. Т. Бекмамбетов, 2004 год.
Кадр из к/ф "Ночной Дозор", реж. Т. Бекмамбетов, 2004 год.

В 2004 году на экранах кинотеатра прошла премьера фантастического фильма "Ночной дозор". Удивительно, но тогда мне действительно хотелось сходить в кино и сравнить с оригиналом, поскольку книгу эту я читал.

Боюсь ошибиться, но по-моему это вообще был один из первых отечественных фильмов, едва ли не первый, в котором нарочито бросалась "джинса" или как сейчас принято называть страшным заимствованным словом "продактплейсмент". Тут были и крупные планы банки кофе очень известного производителя, трёхбуквенного сотового оператора и другое.

Несмотря на то, что оригиналу фильм не очень соответствовал (и это вполне стандартная история в мире киноиндустрии), неплохие впечатления остались от спецэффектов (с поправкой на 2004 год и на отечественное происхождение, конечно).

Фильм практически начинается со сцены в метро - главный герой, Антон Городецкий в исполнении Константина Хабенского едет в подземке...

Кадр из к/ф "Ночной дозор", 2004 г., реж. Т. Бекмамбетов
Кадр из к/ф "Ночной дозор", 2004 г., реж. Т. Бекмамбетов

Забавно, что если поставить в определенном моменте на паузу, то можно разглядеть что по тоннелю мчится вагон типа Ема 1970-х годов выпуска с характерным одноцветным окрасом и маршрутным номером, которые однозначно говорят - метро петербургское. При этом события и в книге и в фильме разворачиваются в Москве.

Объяснение простое - в Петербурге традиционно было проще, и главное, дешевле договориться о съемках.

Кадр из к/ф "Ночной дозор", 2004 г., реж. Т. Бекмамбетов
Кадр из к/ф "Ночной дозор", 2004 г., реж. Т. Бекмамбетов

Опа, камера как бы насквозь проходит состав и...вагоны внезапно уже другого поколения. В частности показанный в кадре произведен в 1991 году и, конечно, с вагонами 1960-1970 годов выпуска в одном составе по ряду технических причин быть не может.

Мелочь, конечно, заметит только профессионал, как говорила одна моя роковая белокурая начальница, но тем не менее.

Вагон №11067, Ленинградский вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова, 1991 г.в.
Вагон №11067, Ленинградский вагоностроительный завод имени И.Е. Егорова, 1991 г.в.

Ладно, отставим занудство и проследим далее. Антону Городецкому очень нехорошо в этом поезде, а встретив в салоне мальчишку (сына, как потом выяснится), герой и вовсе чуть не потерял рассудок.

Поезд прибыл на конечную станцию ... "Проспект Просвещения" петербургского метрополитена - в окне видны фирменные светильники-"шарики"
Поезд прибыл на конечную станцию ... "Проспект Просвещения" петербургского метрополитена - в окне видны фирменные светильники-"шарики"

Доехал москвич Городецкий не куда-нибудь, а до станции Московско-Петроградской линии "Проспект Просвещения". Куда собралась ехать дальше толпа пассажиров не очень понятно - станция-то конечная! Видимо это был завоз работников электродепо "Выборгское", которое располагалось далее по трассе. В реальной жизни, конечно, же из поезда попросили бы всех выйти, но это же фильм, а то, что это "Проспект Просвещения" догадаться очень сложно - только по характерным светильникам-"шарикам" за окном и по расширяющейся к верху колонне в одном ракурсе с платформы.

Светильники в верхнем левом углу
Светильники в верхнем левом углу
Колонна в нижнем левом углу. Кадр из к/ф "Ночной дозор", 2004 г., реж. Т. Бекмамбетов
Колонна в нижнем левом углу. Кадр из к/ф "Ночной дозор", 2004 г., реж. Т. Бекмамбетов

Дневной дозор

В сиквеле, который не заставил долго себя ждать и вышел на экраны через год в 2005-м, сцена в метро еще интереснее.

Трейлер к к/ф "Дневной дозор". 2005 год, реж. Т. Бекмамбетов
Трейлер к к/ф "Дневной дозор". 2005 год, реж. Т. Бекмамбетов

Антон Городецкий спасается бегством от преследователей в метро. Как и в первом фильме, в этот раз, по всей видимости, решили пойти проторенной дорожкой и сняли эпизод в Петербурге.

Кадр из к/ф "Дневной дозор", 2005 г., реж. Т. Бекмамбетов и станция "Политехническая"
Кадр из к/ф "Дневной дозор", 2005 г., реж. Т. Бекмамбетов и станция "Политехническая"

Невероятным образом Константин Хабенский смог телепортироваться через уличную рекламную тумбу с постером фильма "Девятая рота" (привет очередная джинса!) прямиком на платформу подземки. Ну чего удивляться - маг всё-таки!

Сотрудник милиции, дежуривший на платформе, немного удивился появлению такого пассажира, но на этом чудеса не закончились...
Сотрудник милиции, дежуривший на платформе, немного удивился появлению такого пассажира, но на этом чудеса не закончились...

Но интересно даже будет не это, а то как филигранно волшебник решит ретироваться от недоброжелателей в темных одеждах, которые крайне оперативно стали спускаться вслед за ним по эскалатору. Пролистайте галерею, пожалуйста:

При этом постановщики учли очень тонкий нюанс - снаружи двери вагонов метро в Петербурге окрашивают иначе. Вместо привычных Х-образных отметин, как на банке со сгущенкой, в петербургской подземке в ходу "галки" в виде буквы "V".

Чтобы это в глаза не бросалось создатели нанесли на двери вагонов дополнительные белые наклейки, но всё равно видно, что рисунок неправильный.

По стоп-кадру еще можно заметить, что съемка происходит ночью и ни за какие деньги метрополитен бы не смог "подкрутить" электронные часы - это невозможно технически. Табло показывает четыре часа утра - время, когда метро закрыто для пассажиров.

Как снималась эта сцена? В сети даже можно найти любопытный ролик от создателей спецэффектов. Поезд, конечно же, стоял во время съемок - Константин Хабенский без риска для жизни плечом вышибал бутафорские дверные створки, а видеокамера, идущая по рельсам, заезжала с платформы станции в открытые соседние двери вагона.

Впоследствии на этапе монтажа совместили видео проезжающего состава и получился требуемый эффект. Метро - очень травмоопасное место и рисковать здоровьем актера или даже каскадера не было никакого смысла.

Силач-то какой! Дверцы-то нехилые в реальной жизни..
Силач-то какой! Дверцы-то нехилые в реальной жизни..

Стиляги

В 2008 в прокат вышел драматический мюзикл Валерия Тодоровского, рассказывающий о временах оттепели и расцвете молодежной "стиляжной" культуры.

Кадр из к/ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский
Кадр из к/ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский

Вот совершенно не будучи фанатом современного массового отечественного кино и тем более мюзиклов (ну не моё это, простите), тут хочется заметить, что картина-то в целом неплохая и при просмотре спустя годы оставляет скорее приятное впечатление.

Композитор Константин Меладзе достаточно качественно объединил известные хиты отечественной рок-сцены, переформатировав и освежив их в соответствие стилю эпохи.

Ладно, чего-то я увлёкся хвалить фильм. Где метро-то? А, собственно говоря, вот - опять петербургское, несмотря на то, что весь фильм рассказывает вроде бы о московской истории.

Вестибюль станции метро "Автово". Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский
Вестибюль станции метро "Автово". Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский

Веселая молодая компания стиляг после концерта возвращается домой на метро. Здесь можно узнать верхний уровень вестибюля станции метро "Автово". В реальной жизни только здесь турникетов нет - они внизу и выглядят, конечно, иначе. К слову, таких турникетов, показанных в фильме, я вообще никогда не встречал даже на фотографиях.

Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский
Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский

Ай, хулиганы какие! Ребята шалят и за проезд не платят...

Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский
Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский

Далее происходит метаморфоза. Войдя в "Автово", герои затем оказываются...на "Пушкинской". В реальной жизни, хоть эти станции и находятся на одной линии, ехать с одной на другую минут 15. Но тут такова задумка авторов. Художник так видит.

Станция еще до ремонта, видны оригинальные эскалаторы 1955 года.
Станция еще до ремонта, видны оригинальные эскалаторы 1955 года.
Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский
Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский

Герои спешат на поезд, но это не мешает нам увидеть некоторые характерные детали интерьера "Пушкинской". Теперь и это уже история - на платформах нет ярких указателей-лайтбоксов с указанием конечных станций, не установлена колонна Инфо-SOS (прости, господи!)

Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский
Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский

Видно, что станцию хорошо подсветили специалисты съемочной команды. Вплоть до недавнего времени на "Пушкинской" сохранялся очень уютный полумрак.

Не обошлось и без Александра Сергеевича...
Не обошлось и без Александра Сергеевича...

Да, без "нашего всего" никуда - он грустно отдыхает вдали без работающей подсветки панно за спиной.

Заканчивается весёлый эпизод сценой посадки в вагон. К сожалению, тогда в метрополитене не было ретро-состава с правильным историческим цветом, поэтому для съемок дали поезд обычный, в синем окрасе, что немного портит общую картину. Но ничего страшного - никто и внимания не обратит.

Эх, парочка не успела заскочить в вагон к друзьям...Ну а дальше? А дальше романтическое развитие...

Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский
Кадр из /ф "Стиляги", 2008 год. Реж. В. Тодоровский

Литейный 4

А завершить эту подборку хотелось бы совсем вопиющим примером использования метрополитена и на этот раз в недрах сериальной индустрии.

Удивительно дело - в отсутствие бюджетов в суровые девяностые сериалы получались на редкость душевными и теплыми. По прошествии более двадцати лет интересно смотреть на тот серый и угрюмый Петербург конца 1990-х. Всё пронизано безысходностью, тоской и в то же время оптимизмом и надеждой на светлое будущее. По улицам снуёт еще обилие отечественных автомобилей, иначе и скромнее одеты люди.

Безусловно одним из наиболее ярких примеров приличных сериалов тех лет многие назовут "Улицы разбитых фонарей". Но не даром говорят, что иногда важно вовремя остановиться. Со временем, как мне видится, "улицы" и её актеры стали "мелеть" и несколько увязли в своём амплуа. Возможно таково лишь моё мнение..

Впрочем, сейчас мы посмотрим кадры формально другого сериала под вывеской "Литейный 4", но набор актерского состава намекает на родство с предшествовавшими сериалами...

-60

Серия "Час пик", вышедшая на экрана телевидения в 2008 году, целиком и полностью посвящена метрополитену. Экранный злодей, обиженный на прокурора, причастного к трагической гибели в автокатастрофе его жены и ребенка, решает нетривиальным образом свести счеты - взять в заложники, соответственно, супругу и маленького сына обидчика. Причем не где-нибудь, а в вагоне метро, который еще и предварительно успел заминировать в депо!

Кадр из т/с "Литейный 4". Съемка в депо "Автово"
Кадр из т/с "Литейный 4". Съемка в депо "Автово"
Любопытная мелочь - съемка происходит в депо "Автово" и дальнейший сюжет будет разворачиваться на первой линии метрополитена, поэтому поезда с маршрутом 316 быть там не может. Цифра три в начале маршрута указывает на третью линию.
На дальнем плане видны деповские пути и поликлиника метрополитена
На дальнем плане видны деповские пути и поликлиника метрополитена

Видно, что съемочных часов в метрополитене было достаточно много. Сериал изобилует интересными ракурсами и кадрами.

Впереди единственная в своём роде служебная наземная платформа на территории депо, которую сотрудники метро ласково прозвали "Солнечной"
Впереди единственная в своём роде служебная наземная платформа на территории депо, которую сотрудники метро ласково прозвали "Солнечной"

Нам даже покажут тот самый портал, в котором снимался "Шерлок Холмс":

Портал ветви депо "Автово"
Портал ветви депо "Автово"

Что ж, после того, как состав вышел из депо, наш сериальный злодей уже караулит своих жертв на станции "Выборгская":

"Выборгская"
"Выборгская"

В ходе движения поезда машинист был бесцеремонно потревожен и выведен из строя, после чего о случившемся узнали важные службы.

В ходе штаба, оперативно развернутого на станции Площадь Мужества, лучшие сотрудники особого ведомства решают догонять угнанный поезд на мотовозе(!), который внезапно, как по заказу, уже стоит у перрона.

Я постараюсь, конечно, себя ограничивать в критике, понимая, что талантливый сценарист не обязан разбираться в тонкостях организации работы метрополитена, иначе красивое кино не снимешь. Но здесь, конечно, в сериале ляпов огромное количество и смотреть его без улыбки невозможно.

Учитывая наличие специальных систем безопасности, а также высокой парности движения на первой линии, угнанный поезд остановился бы самостоятельно уже спустя несколько десятков секунд - в этом ему бы помог срывной клапан пневматического тормоза, который бы разрядил тормозную магистраль после наезда на путевую скобу после проезда запрещающего сигнала. Даже если хулиган умудрился как-то и это оборудование испортить, то состав был бы остановлен....впереди идущим составом. Убрать оперативно "по карманам" другие поезда, как говорилось в сериале, не удастся ни при каком раскладе...

Тем временем состав на всех парах мчится по тоннелям метро, проезжая без остановок станции. Пассажиры начинают чуять неладное, обращаясь по связи "Пассажир - машинист" прямиком к...непонятному диспетчеру, сидящему на станции "Площадь Мужества".

Именно с помощью этой коробочки на стене вагона пытается общаться и сам преступник, вызывая своего обидчика.

К счастью отважные герои с Литейного 4 успевают догнать состав на мотовозах (восторг!), причем не только с хвоста, но и со стороны головного вагона (дважды восторг!) и получают доступ к заложникам и злоумышленнику, которому достаточно быстро объяснили, что он немного неправ.

Заканчивается всё, конечно, хорошо. Враг обезврежен, а состав в итоге прибыл в депо.

Красивый кадр
Красивый кадр

Высаживать пассажиров на служебной платформе, видимо, посчитали не совсем кинематографично, поэтому мотовоз притащил состав в тупик обкаточного пути. Здесь я любил в свое время фотографировать разные интересные вагоны...

Happy End
Happy End
Тот путь и то дерево. Снимок автора. 2015 год
Тот путь и то дерево. Снимок автора. 2015 год

Счастливый конец истории произошел у этой берёзы - хорошо закончим здесь и мы рассматривать фильмы, запечатлевших где-то меньше, где-то больше следы ленинградской-петербургской подземки.

Спасибо за ваше любопытство и терпение, друзья! Напишите, пожалуйста, еще примеры, если я о чем-то подзабыл. До встречи и хорошего настроения!

Если вы впервые на канале и материал вам понравился, то можно поддержать автора подпиской - вам совсем не сложно, а человеку-метро - приятно!

Спасибо!

Другие публикации канала из цикла рассказов о метрополитене:

#телесериалы #фильмы #поезда #загадки