Найти тему
Авиационный уголок

Самолет-призрак или роковая халатность

Оглавление

Воскресный полдень 14 августа 2005 года омрачился страшной катастрофой, унесшей жизни 121 человека... Виной этому событию стала человеческая халатность и маленькая деталь, о которой Вы узнаете из этой статьи.

Как это было

В 9:07 утра пассажирский самолет Boeing-737 авиакомпании Helios совершил взлет из аэропорта Ларнаки (Кипр). Планируемый маршрут - Ларнаки-Прага с промежуточной посадкой в Афинах, рейс HCY522. На борту находился 121 человек - 115 пассажиров и 6 членов экипажа. Управлял самолетом опытный экипаж, командир - Ханс-Юрген Мертен, имевший суммарный налет 16900 часов, второй пилот - Пампос Хараламбус, налетавший более 7500 часов. В 9:16 состоялись последние переговоры летного состава с землей...

Разбившийся борт. Фото из открытых источников.
Разбившийся борт. Фото из открытых источников.

На протяжении часа, с 9:37 до 10:37, лайнер находился в зоне ответственности диспетчеров воздушного пространства Греции, не реагируя на попытки связаться. В 10:45 планировалось прибытие в аэропорт Афин, но самолет, находясь под управлением автопилота, выполнил маневр и вошел в зону ожидания. Все эти действия происходили при абсолютном и жутком молчании экипажа.

В 11:05 в воздух поднялись истребители F-16, которые уже в 11:23 установили первый контакт с самолетом. По сообщениям летчиков-истребителей, изначально в кабине лайнера находился только второй пилот, который был без сознания, а место командира было пустым. Позже кто-то занял место командира и пытался взять управление на себя. Впоследствии выяснится, что этим человеком был один из бортпроводников. Лайнер находился на высоте порядка 11000 метров.

В 11:50 из-за выработки топлива произошла остановка левого двигателя и самолет вошел в левый разворот со снижением. В 11:59, когда Боинг находился на высоте 2000 метров, остановился уже и правый двигатель. Самолет начал неуправляемо снижаться, и в 12:03 врезался в гору в 40 километрах от Афин.

Что же произошло?

Основная причина произошедшего настолько же банальна, насколько ужасна и нелепа. Тумблер. Маленький тумблер, который отвечает за режим работы системы регулировки давления в салоне, не был переключен в автоматический режим инженерами по техническому обслуживанию. Кроме того, хоть пилоты и жаловались на проблемы с герметичностью борта, устранены они не были.

С людьми на борту случилось невообразимое - они просто потеряли сознание от недостатка кислорода. С ростом высоты воздух становится более разреженным и кислорода для дыхания перестает хватать. Об этом хорошо знают альпинисты, которые совершают восхождения на горные вершины. Причем этот эффект, имеющий название высотная болезнь, начинает проявляться уже с высоты 2500 метров. А самолет набрал высоту, как уже было упомянуто ранее, 11000 метров.

В штатном режиме давление в салоне самолета выше, чем снаружи - это достигается путем наддува воздуха от компрессоров двигателей. В таком случае, на борту можно безопасно находиться. При этом давление не такое же, как у земли, а примерно соответствует давлению на высоте 1,5-2,5 километров над землей.

Перед полетом инженерно-технический персонал проводил испытания лайнера на герметичность. Для этого требовалось переключить злополучный тумблер режима работы системы наддува в ручной режим, что и было сделано, а обратно в автоматический режим этот тумблер не переставили. Неполадку с герметичностью салона, кстати, выявить не удалось, поскольку самолет выдерживал избыточное давление и не наблюдалось утечек. Поэтому борт допустили к выполнению рейса. Летный состав тоже не обратил внимание на этот тумблер.

Вот этот самый тумблер - в правом нижнем секторе. Фото из открытых источников.
Вот этот самый тумблер - в правом нижнем секторе. Фото из открытых источников.

Однако, не только это послужило причиной катастрофы. При наборе высоты давление в салоне начало стремительно падать, сработали соответствующие сигнализации в кабине пилотов, а в салоне выпали кислородные маски. Однако, по множеству причин, летчики не среагировали на это и продолжили полет, не надев при этом кислородные маски. Возможно, это произошло из-за начавшейся гипоксии и затуманенного сознания, пилоты подумали о ложном срабатывании сигнализации и не поняли, о какой проблеме она пытается сообщить. Возможно, причиной послужила паника, начавшаяся на фоне все той же гипоксии. Об истинных причинах таких действий экипажа никто уже не узнает...

На протяжении двух часов в кабину экипажа пытался прорваться один из бортпроводников по имени Андреас Продрому. Он и его девушка, которая тоже была бортпроводником и работала на том же рейсе, дольше всех не теряли сознание, поскольку смогли воспользоваться кислородными баллонами. Все остальные к этому времени уже были без сознания, поскольку пассажирских кислородных масок хватает всего на 10-15 минут - этого времени достаточно, чтобы самолет экстренно снизился до безопасной высоты.

У Андреаса был диплом коммерческого пилота, то есть он вполне мог посадить самолет. Однако, здесь роль сыграла одна из дополнительных мер безопасности, которую ввели после событий 11 сентября 2001 года. Чтобы избежать вероятного проникновения злоумышленников в кабину пилотов, последняя была закрыта бронедверью с кодовым замком. По инструкции, код кроме летного состава знала только старшая стюардесса, которая уже была без сознания. Каким образом Андреас попал в кабину, подобрал ли он код или смог каким-то образом взломать дверь, все это остается под завесой тайны.

Стюард даже реагировал на маневры одного из истребителей и пытался как-то управлять авиалайнером, но к тому времени кислород уже закончился совсем. В 11:54 радиоэфир всколыхнула фраза, ставшая последней для рейса 522 - "mayday, mayday...", произнесенная тихим слабым голосом Андреаса Продрому...

Один из жутких фактов, установленных комиссией по расследованию катастрофы - это то, что находящиеся на борту люди погибли не из-за гипоксии, а после столкновения самолета с землей.

Последствия столкновения. Выжить в такой катастрофе невозможно. Фото из открытых источников.
Последствия столкновения. Выжить в такой катастрофе невозможно. Фото из открытых источников.

23 октября 2022 года произошла подобная описанной в статье катастрофа, только уже с боевым самолетом Су-30СМ, проходившим приемо-сдаточный полет. Из-за неисправности кислородного оборудования, оба летчика потеряли сознание, и неуправляемый самолет рухнул на землю, врезавшись в жилой дом. На земле никто не пострадал

Как наказали виновных?

20 апреля 2012 года четыре бывших сотрудника авиакомпании Helios - ее исполнительный директор Димитрис Пантазис, управляющий полётами Йоргос Киккидис, шеф-пилот Янко Стойменов и главный инженер Алан Ирвин были признаны виновными в причинении смерти по неосторожности и приговорены к 10 годам лишения свободы. Достаточное это или слишком мягкое наказание за 121 унесенную жизнь - каждый решает сам для себя. Авиакомпания Helios Airways обанкротилась и прекратила свое существование в 2006 году.

Вывод здесь может быть только один.

Спасибо за внимание, подписывайтесь!

Другие статьи, рекомендуемые к прочтению:

Почему окна у самолетов круглые, а не квадратные

Допустимые режимы полета