Найти в Дзене
Авиационный уголок

Место у окошка, пожалуйста!

Ни для кого не секрет, что окна (правильнее сказать - иллюминаторы) у пассажирских самолетов имеют круглую или закругленную форму. Стекла такой формы тяжелее сделать, чем прямоугольные, тогда чего же заморачиваться? Можно же сделать что-то такое: Ладно, шутки в сторону. Были самолеты и с квадратными окнами. В частности, первый в мире реактивный пассажирский самолет de Havilland Comet: Только вот из-за этих самых квадратных "окошек" потерпело крушение аж 2 самолета за полгода. Аэропланы попросту разрушились в воздухе, не оставив никакого шанса на хороший финал. Сначала подумали на плохую погоду и на ошибки экипажа, но дело было не в этом. После этих катастроф конструкция авиалайнеров была переработана, а иллюминаторы стали круглыми. Так в чем загвоздка? Резкие изменения формы в любой конструкции являются концентраторами напряжений. Напряжение - это мера внутренних сил, действующих на материал. Углы, конечно же, являются примером такого резкого изменения формы. Вот эти концентраторы и

Ни для кого не секрет, что окна (правильнее сказать - иллюминаторы) у пассажирских самолетов имеют круглую или закругленную форму. Стекла такой формы тяжелее сделать, чем прямоугольные, тогда чего же заморачиваться?

Можно же сделать что-то такое:

А что? И проветрить можно. Хотя, обязательно кому-то будет дуть.
А что? И проветрить можно. Хотя, обязательно кому-то будет дуть.

Ладно, шутки в сторону. Были самолеты и с квадратными окнами. В частности, первый в мире реактивный пассажирский самолет de Havilland Comet:

Стальная птица, первый в мире коммерческий авиалайнер
Стальная птица, первый в мире коммерческий авиалайнер

Только вот из-за этих самых квадратных "окошек" потерпело крушение аж 2 самолета за полгода. Аэропланы попросту разрушились в воздухе, не оставив никакого шанса на хороший финал. Сначала подумали на плохую погоду и на ошибки экипажа, но дело было не в этом.

После этих катастроф конструкция авиалайнеров была переработана, а иллюминаторы стали круглыми.

Так в чем загвоздка?

Резкие изменения формы в любой конструкции являются концентраторами напряжений. Напряжение - это мера внутренних сил, действующих на материал. Углы, конечно же, являются примером такого резкого изменения формы.

Вот эти концентраторы и наконцентрировали усталостные трещины.

Металлы тоже устают. Поэтому фраза "я не железный" несправедлива даже по отношению к бесконечно стойкому и выносливому человеку. Фото с сайта drive2.ru
Металлы тоже устают. Поэтому фраза "я не железный" несправедлива даже по отношению к бесконечно стойкому и выносливому человеку. Фото с сайта drive2.ru

Возьмите какую-нибудь проволоку из мягкого металла, желательно из алюминия, и погните ее в разные стороны. Вы увидите, что в месте сгиба возникли мелкие трещинки. Если дальше продолжить цикл сгибания-разгибания, то проволока сломается. То же самое и с фюзеляжем самолета, на который постоянно действуют значительные нагрузки переменного знака.

Закругленная форма позволяет распределять напряжения гораздо более равномерно. Поэтому иллюминаторы такой геометрии и используют в конструкциях, где есть значительные нагрузки. Кстати, круглые они не только у самолетов, но и у кораблей:

-4

Заметьте, что рамы иллюминаторов весьма и весьма массивные. Чтобы наверняка.

Собственно, вот и ответ на вопрос "почему окошки (ИЛЛЮМИНАТОРЫ!) у самолетов круглые?" :)

Спасибо за внимание, подписывайтесь :)