Вчера, 27 января 2024 г., петербуржцы праздновали 80-летие полного снятия Блокады Ленинграда. На Дворцовой площади жителям и гостям города устроили праздник, а реконструкторы привезли военную технику тех лет. Самая большая экспозиция была у патриотического объединения "Ленрезерв", которое выставило ретро-автомобили. Небольшую часть из огромной коллекции выставили рядом с Эрмитажем и огородили забором. Автору строк, посчастливилось все осмотреть.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Основное место базирование коллекции "Ленрезерва" - десять тысяч квадратных метров бывшего цеха ЗАО "Автомобильного завода "ЯРОВИТ МОТОРС" на Феодосийской 4 в Санкт-Петербурге. Кроме автомобилей, включая немецкие, имеются также оружие (есть даже шведский пистолет-пулемет Husqvarna m/37-39), знамена и много всего другого, посвященного ВОВ.
"Легковушка" ГАЗ-М1, называемый "в народе" "Эмкой". Обозначение "М1" расшифровывалось как "Молотовец-первый", в честь председателя Совнаркома В. М. Молотова. Является переработкой американского автомобиля Ford Model B 1932 г., документацию на который наша страна получила в рамках договора о сотрудничестве с фирмой "Форд". Внешне "Эмка" очень похожа на "Форда", но технически она сильно отличается. Были перепроектированы рама, подвеска, рулевое управление, тормоза, колеса, подвеска двигателя, кузов и др. Первые опытные образцы появились в 1935 г., а серийное производство началось годом позже. Выпускалась "Эмка" до 1943 г. (производство закончилось в 1941 г., но сборка автомобилей из ранее изготовленных деталей и узлов продолжалась), всего было выпущено 62 888 автомобилей. Эти автомобили в годы войны использовались в армии как штабные. На лето 1941 г. в РККА было 15 тыс. автомобилей ГАЗ-М1.
Внедорожник ГАЗ-67Б - модернизация более ранней модели ГАЗ-67, который в свою очередь, ведет свою историю от ГАЗ-64. Эти внедорожники в Красной Армии использовались как штабные, разведывательные автомобили, тягачи легкой артиллерии, а также для перевозки раненных. Годы производства 1944-1953 гг. Автомобилей ГАЗ-67Б до конца войны было выпущено всего 1714 штук, а большинство было произведено уже в послевоенный период. Так что ГАЗ-67Б военного времени - большая редкость. Главное отличие от ГАЗ-67 - уширенная колея, хотя с 1943 г. была переходная модель, которая так же называлась ГАЗ-67 с широкой колеей. Представленный образец со старой решеткой радиатора (после 1948 г. была штампованная).
Американский внедорожник Willys MB поставлялся в СССР по ленд-лизу (вовсе не на него посматривали наши инженеры, разрабатывавшие наш ГАЗ-64). "Виллис" выпускался в 1941-1945 гг. Всего было выпущено 659031 автомобилей Willys MB (с учетом производства на фирме "Форд"). В СССР "Виллисы" стали поступать с 1942 г. У нас они использовались как командирские машины и тягачи 45-мм противотанковых пушек. Всего в нашу страну было поставлено 52 тысячи таких внедорожников (менее 10 %).
В коллекции "Ленрезерва" несколько таких "полуторок". Грузовик ГАЗ-АА выпускался с 1932 г. и являлся переработкой (не точной копией) американского грузовика "Форд-АА". Были усилены картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр, грузовик имел другой бортовой кузов. В 1938 г. грузовик получил новый двигатель мощностью 50 л. с. вместо 42 л. с. и стал называться ГАЗ-ММ, хотя новых двигателей не хватало и ГАЗ-АА выпускался до 1942 г. Всего было выпущено 985 тыс. экземпляров ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ до 1950 г., а в годы войны 138,6 тыс. грузовиков.
Автобус ГАЗ-03-30 выпускался на базе грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Годы производства 1933-1941 гг. и после войны 1945-1950 гг. В период 1942-1944 гг. было собрано всего 28 автобусов (все они работали на заводе ГАЗ). Всего зав все годы выпущено 19613 автобусов. Число сидячих мест - 17. Выпускались трехосные штабные версии автобуса - ГАЗ-05-193, а также санитарные ГАЗ-05-194. В годы войны ГАЗ-03-30 использовались в армии. Кстати, в мире осталось всего 7 автобусов ГАЗ-03-30 - 1 в Казахстане, 4 в Санкт-Петербурге, 1 в Москве и 1 во Владивостоке.
ГАЗ-ААА - трехосный грузовик на базе ГАЗ-АА с колесной формулой 6х4. Выпускался в период 1934-1942 гг. Интересно, что выпуск ГАЗ-ААА прекратился из-за больших разрушений на заводе в Горьком от действий немецкой авиации. Но последние грузовики собрали в 1944 г. из ранее изготовленных деталей. Всего было выпущено 37373 автомобилей, включая 3331 шасси, из которых сделали броневики и 194 автобуса. В годы войны ГАЗ-ААА использовались для транспортировки пушек.
"Трехтонный" ЗИС-5 в народе называли "Захар Ивановичем". "Трехтонка" стала основным транспортным средством Красной Армии в годы ВОВ. Выпускалась с 1933 г. по 1958 г. ЗИС-5 стал развитием грузовиков АМО-3 и АМО-2; последний был локализованным в нашей стране вариантом американского грузовика Autocar Dispatch SA. С 1942 г. стала выпускаться упрощенная версия ЗИС-5В.
ЗИС-21 - газогенераторная версия грузовика ЗИС-5, которая выпускалась в период 1938-1941 гг. Топливом для создания газа служили деревянные чурки, брикеты из стружек и опилок, угольные, торфяные брикеты и даже шишки (!). Понятно, что разное топливо имело разную эффективность. Полученная от горения смесь водорода и окиси азота фильтровалась, охлаждалась и поступала в цилиндры. Двигатель дорабатывался для работы на генераторном газе. Генератор - огромный цилиндр крепился справа и он увеличивал массу на 400 кг, поэтому усиливали правую переднюю рессору. Слева установлен тоже большой цилиндр - это фильтр. Для нормального розжига был вентилятор, который до запуска двигателя работал от электромотора. На подножке с левой стороны у представленного образца ЗИС-21 установлен этот самый электромотор, значит этот грузовик изготовлен с 1939 г. Кстати, двигатель мог работать и на бензине, поэтому для коротких перемещений и ускоренного запуска имелся маленький бензобак на 7,5 л. Такие машины выгодно было использовать в восточных областях нашей страны, где много леса.
ЗИС-6 трехосная версия грузовика ЗИС-5, выпускалась в 1933-1941 гг. Было выпущено 21239 таких грузовиков. В годы войны грузовик не производился, т. к. в Москве их перестали выпускать, а в Миассе и Ульяновске их производство наладить не удалось. Хотя фронту такие грузовики были очень нужны.
ЗИС-5В упрощенная "военная" версия грузовика ЗИС-5. Грузовик выпускался с 1942 г. Кабина деревянная, упрощенные крылья, тормоза только задние, часть грузовиков была выпущена только с одной левой фарой. Откидной борт - только задний. Экономия метала таким образом с каждого упрощенного грузовика - 124 кг (!).
Studebaker US6 - самый известный, самый любимый и самый массовый в нашей стране грузовик ленд-лиза. Производился в период 1941-1945 гг. Всего было выпущено 219885 грузовика, из которых 87742 с колесной формулой 6Х4, а остальные полноприводные. В СССР было поставлено 114500 "Студеров" и еще около 2000 седельных тягачей. Часть из них собиралась в СССР из машинокомплектов. У нас этот грузовик часто использовали для создания "Катюш".
Dodge T203B является полноприводной версией гражданского грузовика Dodge WF-32. Грузовики Dodge T203B собирали в Иране на американских автосборочных предприятиях, после чего они своим ходом перегонялись в СССР. Всего было получено 9600 таких грузовиков.
Этот внедорожник назывался у нас "Додж 3/4" из-за грузоподъемности 3/4 тонны. Буквы "WC" переводятся как "Weapon Carrier", т. е. "носитель оружия". Dodge WC - это целое семейство американских внедорожников, которые выпускались с 1940 по 1945 гг. С 1942 г. автомобили Dodge WC поставлялись в СССР по ленд-лизу, было поставлено 25202 единицы, в том числе 300 штук с закрытым кузовом. Кстати, штабной Dodge WC-53 Carryall снялся в фильме А. Тарковского "Иваново детство" в 1962 г.
Цифра "6" у этого грузовика обозначает количество цилиндров. Первые такие грузовики модели 2G8T появились в нашей армии уже в 1942 г. (в Англию они были поставлены в конце 1941 г.). Однако грузовики были гражданскими и не отличались крепкостью конструкции. На наших дорогах у них ломались передние рессоры и главная передача, а двигатель быстро перегревался, были случаи прогара прокладок блока цилиндров. Доступ к двигателю был затруднен. В 1943 г. появилась новая модель G8T, у которой появились буксировочные крюки и фаркоп (т. е. представленный грузовик именно модели G8T) и в целом была усилена конструкция. Всего в СССР было поставлено 80 тыс. грузовиков Ford 6 2G8T и G8T. Интересно, что грузовики Ford 6 2G8T приходили в нашу страну целыми, а Ford 6 G8T в разобранном виде и их собирали на ГАЗе. После войны оставшиеся грузовики Ford 6 передали в сельское хозяйство, т. к. для армии они были в целом не очень приспособленными.
Короче говоря, получается, что все "автомобили Победы", представленные от "Ленрезерва", имеют "американские корни". Кроме экспозиции "Ленрезерва" на Дворцовой площади были выставлены некоторые интересные образцы бронетехники.
Легкий плавающий танк Т-37А выпускался с 1933 г. по 1936 г.. было выпущено 2555 экземпляров. Вооружение - пулемет ДТ. К началу войны танк считался устаревшим.
Проектирование бронеавтомобиля БА-64 происходило с июля 1941 г. по январь 1942 г. на базе военного внедорожника ГАЗ-64. Летом 1942 г. началось массовое производство, которое было до 1946 г. Выпущено 8174 броневика.
Бронеавтомобили БА-20 выпускались с 1936 г. по 1938 г. (749 штук) на базе гражданского автомобиля ГАЗ-М1, после чего до 1942 г. выпускалась модернизированная версия БА-20М на усиленном шасси (1230 штук). Главное внешнее отличие - на БА-20 поручневая антенна, а на БА-20М штыревая, как у представленного образца.
Бронеавтомобиль на базе ЗИС-5 кустарного производства. Спереди на месте пассажира установлен ручной пулемет. Крыши нет. Наверняка реконструкторы создали такого "монстра" по военным фотографиям.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала по теме - Пагубность копирования в СССР иностранных автомобилей
О разработке советских легковых автомобилей
Мундир английский, погон французский, табак японский… Как интервенты снабжали оружием Белое движение
#Ленрезерв #80летосвобожденияотБлокады #Ленинград #Блокада