Найти в Дзене
Капитан A320

Выкатывание самолета с ВПП. Как с этим бороться?

Что-то зачастили в последнее время новости о выкатываниях самолетов. Прям летать страшно! Однако, ничего удивительного в таких новостях нет - зима, снег, лед, скользко...

Хорошо что без последствий... (фото из открытых источников)
Хорошо что без последствий... (фото из открытых источников)

Ну, для начала. А что такое, собственно, выкатывание?

Выкатывание - вид авиационного происшествия, когда самолет по каким-либо причинам покидает пределы взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек или перрона.

А опасно ли выкатывание и чем именно?

Да, опасно. И тут есть два варианта. Первый - в случае выкатывания (особенно на большой скорости) есть вероятность столкновения самолета с какими-либо объектами, что может вызвать его разрушение. Второй - в случае выкатывания (особенно на большой скорости) вероятно разрушение шасси самолета (рассчитанного исключительно на твердые покрытия), с последующим разрушением конструкции. К великому счастью, 99% всех выкатываний происходят на малой скорости оканчиваются без последствий для техники и людей. Только аэродромным службам приходиться повозиться вызволяя застрявший на ВПП самолет...

Тут похуже... (фото из открытых источников)
Тут похуже... (фото из открытых источников)

Какие же факторы влияют на возможность выкатывания?

Масса самолета. Вспоминаем определение: масса - мера инертности тела. А значит, чем масса больше, тем больше инерция. Тем сложнее остановить самолет. И наоборот. [Очень прошу не ссылаться на формулу из учебника физики за 7-й класс в качестве доказательства того, что масса не учитывается. У нас совершенно иной случай.] Но масса самолета на посадке - это тот фактор, повлиять на который не могут ни экипажи, ни наземники. Что есть, то есть.

Точность расчета. Чем дальше от торца ты сядешь - тем меньше останется на торможение. Вроде логично. И да - к погоде это отношения не имеет.
"Самолет в любом слуачае сядет на вторые знаки. Иначе нафига я здесь сижу." Полностью ответственность экипажа. Полностью.

Исправность техники. Очевидно, что с деактивированным реверсом и неисправными тормозами (это допустимо по MEL) на скользкой ВПП не очень интересно. Впрочем, самолеты с деактивированными реверсами и неисправными тормозами никто в такие места и не посылает.

Ветер. Встречный ветер нам друг, товарищ и брат, а вот боковой или попутный - наоборот. Поэтому, лучше уж сжечь полтонны керосина, но зайти против ветра. И диспетчера обычно сами настаивают (так, что и не откажешь) на этом варианте.

Копайте, Шура, копайте... (фото из открытых источников)
Копайте, Шура, копайте... (фото из открытых источников)

Ну и наконец самое главное - состояние ВПП. И это самое интересное. Понятно, что оно, это состояние, может быть разным. И на скользкую полосу иногда можно безопасно сесть. А иногда и на сухую не получится. Но тут экипажи заложники наземных служб. Нам какую информацию о состоянии ВПП дали - ту и используем в расчетах. Посчитали, проходим? Садимся. А если состояние ВПП не соответствует фактическим метеоусловиям и массе - уходим без сожалений. И это - безопасно. Но вот если земля сообщила неверные данные (чаще всего без малейшего злого умысла - все понимают, что с этим шутить нельзя. Но ошибки случаются) - тогда может случиться маленький конфуз.

А можно ли всегда поддерживать ВПП в идеальном состоянии? Можно. Поддерживать ВПП в сухом и даже теплом состоянии не очень сложно. Вот, давным-давно, двигатель от истребителя МиГ-15 для этого к машине присобачили. Таких штук 100 на Шереметьево будет достаточно. Вот только керосина они сожрут... Да и стоимость их работы (ресурс двигателей) не копеечная. Кроме того... полосу они разрушают неслабо. В итоге все это оказывается очень дорого. Неоправданно дорого. А затраты эти аэропорт переложит в виде сборов на авиакомпании. А авиакомпании - на пассажиров. Вы готовы платить? Нет? Вот то-то и оно. Поэтому и руководствуются все принципом разумной достаточности, поэтому и шевелятся иной раз у командиров волосы на затылке - садиться или уйти? Уйти или попробовать? А если уйти - то на каком основании? Вон, земля же передала данные о хорошем состоянии ВПП...

Страшная техника! (фото из открытых источников)
Страшная техника! (фото из открытых источников)

А напоследок я вам расскажу как у нас недавно было:

Садились мы в морозном городе Ч. Мягко коснулись ВПП, автоматически вышли спойлеры, заработало автоторможение в режиме Medium, а я дал максимальный реверс. - Spoilers, reverse green, deceleration! - доложил второй пилот. То есть спойлеры действительно вышли... Реверс, как и положено, переложился.... Автоторможение в самом деле сработало... И самолет начал уверенно замедляться. Хорошо, у нас скорость гасится как и положено, темп замедления хороший, а потому, на скорости 70 узлов, без малейших сомнений, убираю реверс до малого. Делать это очень желательно, так как полоса хоть и сухая, но покрыта легким снежком, а реверс поднимает его с полосы и на малых скоростях из-за него мы ничего не видим. И тут, разумеется, торможение пропадает (не из-за уменьшенного режима реверса, естественно). Оооох... По спине пробегает холодок, а я инстинктивно обжимаю тормозные педали (хотя толку от этого никакого). - Ну что за нафиг? Лед?- спрашивает второй пилот. - Ага... Действительно лед. Скользко-с, торможение обрезала antiskid system (антиблокировочная система), жми не жми на те педали - ничего не изменится. Поэтому дальше мы тупо сидим и ждем чем все кончится, все равно больше мы сделать ничего не можем. А конец ВПП все ближе... И ближе... И ближе... Благо полоса в городе Ч имеет длину 3200 метров и большая ее часть пока что впереди. Пока что... Но, внезапно, через две секунды... торможение вернулось. Проскочили мы скользкий участок и нормально оттормозились. Успели свернуть на рулежку в итоге...

Остановились... (Фото: https://dzen.ru/a/Xm-S1Mr3vEjOThl3)
Остановились... (Фото: https://dzen.ru/a/Xm-S1Mr3vEjOThl3)

А я вам напоминаю о своем канале в телеге, где можно и пообщаться и позадавать вопросы:

Капитан А320