Найти тему
Авиация мира

МиГ-23МЛД из состава 120-ИАП перед утилизацией. Самолеты с известными эмблемами, участники стычки с Пакистанскими F-16A.

Бортовая живопись на отечественных самолетах исторически крайне редко встречается, она появляется в годы конфликтов , а потом исчезает, когда в мирное время все должно быть по уставу. Хотя сейчас, во время проведения СВО, отдельные "бронелобые" товарищи, с большими звездами на погонах, требуют закрасить звездочки побед на самолетах.... Интересно, в во время Великой Отечественной такие чудаки на букву М встречались? Во время далекой уже войны в Афганистане, бортовые рисунки на самолетах и вертолетах ВВС CCCР расцвели пышным цветом. Да и в условиях боевой работы, на это никто не обращал внимание. Одними из самых узнаваемых и известных эмблем были созданы капитаном Валерием Максименко на самолетах МиГ-23МЛД и МиГ-23УБ из состава 120-ИАП, переброшенного в Афганистан из Забайкалья, с авиабазы Домна. 5 самолетов получили узнаваемые эмблемы, связанные с боевой работой самолетов полка. Первые рисунки были сделаны в 1989 году, перед самым выводом Советских Войск из Афганистана. Одна из эмблем была особенно узнаваемой. Она была нанесена на МиГ-23 МЛД 2й эскадрильи с бортовым номером 61, который участвовал в стычке с пакистанскими F-16A. Описать эмблему довольно просто:

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет

Гриф, в летном обмундировании и защитном шлеме, со снарядной лентой на плечах и ракетой Р-60 в лапах, сидит на сетке прицела АСП-17МЛ, в перекрестье которого был загнан пакистанский F-16А и надпись Жемчужина Забайкалья Эта эмблема напоминала об инциденте, произошедшем 12 сентября 1988 г., когда группа МиГ-23МЛД из 120-го ИАП вылетела на удар по объектам в долине реки Кунар. В то время Пакистан постоянно обострял ситуацию и группа наших МиГ-23 была атакована парой F-16 Пакистанских ВВС, под командованием лейтенанта Халида Махмуда. Пакистанцы выполнили пуск пары ракет AIM-9, одна из которых нанесла повреждения МиГ-23МЛД с бортовым номером 55 капитана Сергея Привалова, выполнявшего бомбово-штурмовой удар. Прикрывавшие ударную группу МиГ-23МЛД, сумели выполнить захват F-16, но руководство операцией, запретило выполнять пуск ракеты по обнаглевшим Пакистанским самолетам, опасаясь каких то международных осложнений. Майор Семен Петков по воспоминаниям очевидцев того инцидента был крайне недоволен решением командования, ведь команда ПР уже прошла и вероятность уничтожения цели ракетами Р-24Р и Т была крайне высокой.

Поврежденный борт 55 дотянул до аэродрома Баграм и был отремонтирован. Впоследствии он также получил эмблему авторства В.Максименко. Гриф с одним забинтованным крылом, бомбой в другом и бланшем под глазом, появились на борту отремонтированного МиГа также в январе 1989 года. После вывода войск из Афганистана, самолеты вернулись в Домну и продолжали летать с эмблемами. Кроме перечисленных эмблем, борт 50 получил эмблему слона с гаечным ключом, держащего на лапе МиГ-23. Эта эмблема была благодарностью технику самолета. С другого борта был нанесен гриф и надпись Баграм 88-89.

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет

Борт 58 получил эмблему Герой Шинданда

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет

Она изображала Грифа, демонстрирующего полученную медаль.

Борт 58 получил изображение Грифа в ЗШ-5 и летной куртке, держащего в лапе сбитый вертолет UH-1 и ракету Р-60 в другой. Этот рисунок также связан с реальным боем, в котором с этого борта, пуском Р-24 был сбит именно такой вертолет Иранских ВВС.

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет

А спарка МиГ-23УБ с бортовым номером 70 получила рисунок умудренного жизнью грифа-инструктора демонстрирующего элементы полета на моделях.

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет

Еще одна интересная эмблема была на МиГ-23МЛД с бортовым номером 64

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет

Кроме того, все самолеты получили "акульи пасти и глаза" и на многих Мигарях, были знаки в виде бомб и ракет, по количеству боевых вылетов на БШУ или прикрытие ударных групп.

По возвращении в Союз, почти все самолеты прошли через АРЗ, причем на некоторых заводах сохранили и подновили боевые эмблемы, а на некоторых военпреды приказали их закрасить, но позже все они были восстановлены автором. Шли годы, в ВВС одним из главкомов было принято решение вывести из боевого состава все однодвигательные самолеты. В результате чего МиГ-23МЛД из Домны были отправлены на базу хранения авиационной техники Степь и примерно в 2006-2008 годах, порезаны на металлолом. К сожалению, ни один из этих реально воевавших самолетов не попал ни на памятник ни в коллекцию какого то музея... А жаль.

А вот эмблема Жемчужина Забайкалья, долгие годы бережно хранилась в классе 2й АЭ 120-ИАП и успела застать и МиГ-29, в дальнейшем также получившие эмблемы Максименко и даже Су-30СМ. Полк продолжает летать и воевать, а в 2018 году получил звание Гвардейский.

МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет
МиГ-23 120-ИАП перед утилизацией. Фото из сети Интернет