“Ты же такая умная, сделай, что тебе стоит. Я верю в тебя. Кто, если не ты?!”.
Так руководитель манипулировал моей клиенткой.
А вам знакомо подобное отношение к себе?
ИСТОРИЯ КЛИЕНТКИ (рассказано с разрешения):
- Я - маркетолог. А шеф просит подбирать персонал. То дизайнера найди, то секретаря, а теперь – специалиста по логистике. Но это не мой профиль!
- Вы говорили об этом шефу?!
- Сто раз!
- А потом? Подбирали сотрудников и шеф был доволен?
- Ну да… Если я берусь, то делаю хорошо. Поэтому я и сказала: в логистике не разбираюсь. И если искать сотрудника, то в апреле, потому что.. по таким параметрам, на такую зпл.
- Послушайте со стороны, что вы говорите: «я не разбираюсь в логистике». И тут же выдаете справку, как, когда и какого специалиста искать. Знаете, как это слышит шеф?
- Как?
- Я набиваю себе цену. Рассказываю, что не справлюсь, чтобы похвалили. Говорю, что очень занятая, чтобы повысили зпл.
- *смеется* после моих слов шеф похвалил меня и предложил повышение. Но дело не в деньгах! Может я и могу подобрать правильного сотрудника, но мне придется выходить в выходные, чтобы успеть СВОЮ работу.
- Понимаю. И что же делать?
- Отказать? А если он разозлится, уволит? Мне нравится моя работа, коллектив и зарплата выше рынка.
- Вы хорошо выполняете СВОИ обязанности?
- Да. Без ложной скромности могу заявить, что в своем деле я профессионал, каких поискать.
- И вас уволят, если вы откажетесь выполнять НЕ свою работу?!
- мм… может и нет, но шеф говорит, что я подберу сотрудника лучше, чем он.
- Вы хорошо готовите?
- эм, что? Ну да. При чем тут это?
- Возможно, вы готовите лучше шефа. И даже лучше, чем его жена. Готовы приносить ему обеды?
- мм.. кажется, я начинаю понимать. И что же делать?
- А чего вы хотите?
- Я хочу выполнять свои обязанности и НЕ делать того, что в них не входит.
На сессии с клиенткой мы обсудили план ее действий. Чтобы и отношения с шефом не испортить, и отстоять свое право заниматься своей работой.
В комментариях поделитесь, ведетесь ли вы на фразы типа: «ну ты же лучше меня в этом разбираешься», а я расскажу, как не попадаться на подобные манипуляции.
Клиентка попалась в ловушку «сделай, потому что ты в этом разбираешься лучше, чем я».
На данную манипуляцию ведутся те, кто привык заслуживать любовь. Кто не верит в свою ценность и боится отказывать.
Этим часто пользуются хитрые люди. Ведь это намного проще: нахвалить вас, изобразить беспомощность. И вот. Хитрецу ничего не надо делать самому, вы все за него сделаете сами.
Приведу пример из другой области. Жена зарабатывает, занимается домом и ребенком, потому что у нее это получается лучше, чем у мужа.
В итоге у нее вообще нет выходных и отдохнуть не получается.
А муж только лежит на диване, играет и пьет пиво.
Подлость со стороны мужа? Или справедливое разделение труда? Каждый делает то, что у него получается лучше.
С одной стороны, женщина жалуется. А с другой – хвастается:
Вот какая я незаменимая, умная, хорошая, во всем разбираюсь. В отличие от этого лентяя. Эдакий КРИВОЙ способ поднять самооценку.
Как быть, чтобы не попадать в такие истории, где вы вроде как и молодец, но от этого не легче, так как все за всех приходится делать именно вам?
- Поднимать самоценность. Вы ценны не только своей незаменимостью.
- Выходить из треугольника Карпмана, переставать всех спасать.
- Развивать доверие и уважение к другим взрослым людям: к мужьям, родителям, начальникам, подчиненным, выросшим детям. У них есть руки и мозг. Если они дожили до своих лет, значит не такие уж тупые, как вам кажется.
- Отпускать контроль. Перестать считать, что только вы знаете, как лучше. (Даже если только вы знаете, как лучше). Разрешить другим людям действовать, совершать ошибки, сталкиваться с последствиями их ошибок и находить способы их исправить.
- Учиться отдыхать. Получать удовольствие от бесполезного времяпрепровождения, а не только от выполнения сложных задач.
Моя клиентка – умнейшая женщина! Построила карьеру своими мозгами и трудом. Еще и веселая, и красивая. Как же она сама не увидела эту ловушку?
Читая наш диалог, многие сразу услышали двойное послание: «я не знаю как это сделать – я знаю как это сделать».
Многие сразу подумали: «да даже если она разбирается лучше шефа, если это не нее обязанности, значит она может отказаться».
Но в своей жизни мы за собой не замечаем подобные ловушки и ошибки. Кое-что мешает, об этом дальше.
Одна из функций психолога/коуча – выслушать вас. И пересказать вам ваши же слова. Чтобы вы сами со стороны увидели/услышали себя. Поняли, в чем дело. И поняли, ЧТО ДЕЛАТЬ.
- я что, должна платить деньги, чтобы меня выслушали и пересказали мои же слова?!
- Нет. Вы платите не за пересказ ваших слов. А за решение проблемы (задачи).
Без психолога/коуча можно годами ходить по кругу, не понимая, как выбраться. Не понимая, что происходит. Тратить силы, сливать энергию в пустоту. Предпринимать много усилий, но не получать результата.
Одной консультации часто достаточно, чтобы увидеть проблему и понять решение. И сэкономить месяцы и даже годы жизни.
- Но вдруг ее реально уволят, если она откажется?
Другая функция психолога/коуча – помочь вам справиться со страхами. Увидеть силу, найти опору в себе: «даже под страхом увольнения я не буду работать в выходные. Другую работу найти можно, а вот другой жизни – не будет».
ДРУГОЙ ЖИЗНИ НЕ БУДЕТ.
Не тратьте время на хождение по кругу. Если в вашей жизни есть ситуация, которая вам не нравится. Но вы не понимаете, как из нее выйти - обратиться к психологу или коучу.
Да, одной консультации может быть недостаточно, чтобы полностью решить проблему. Но одной консультации часто достаточно, чтобы увидеть проблему и понять решение.
Если хотите испытать на себе эффект коучинга – напишите в комментариях «ЭФФЕКТ». Помогу подобрать свою консультацию, которая поможет вам. Или порекомендую подходящего специалиста по направлению и цене.
Автор: Светлана Неганова
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru