Найти тему
Петр Власов

Модификации истребителя F4U «Корсар» (02). Послевоенные модификации

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Хотя в названии статьи и сказано «послевоенные модификации», это относится только к их серийному производству и применению после Второй мировой. В реальности же большинство из представленных ниже модификаций «Корсара» тоже активно участвовали в многочисленных боевых действиях, развернувшихся уже после 2МВ: в конце 40-х – начале 60-х гг. ХХ века…

Модификация F4U-3

Модификация F4U-3 представляла собой высотный истребитель с турбонагнетателем. Разработка этой версии началась еще в ходе войны, но затянулась, и первая пробная модель прошла испытания уже в послевоенное время. Всего было изготовлено 13 самолетов модификации F4U-3; в Корейской войне они не участвовали, и использовались только для исследовательских полетов на большой высоте. Ни изображений самолетов этой модификации, ни их описания я нигде не нашел…

Модификация F4U-5

-2

После окончания войны фирма «Воут» продолжала совершенствовать «Корсар», и выпустила его очередную модификацию F4U-5. Основной целью конструкторов было увеличение скорости полета, улучшение управляемости и обзора из кабины летчика, а также снижение веса конструкции.

Хотя внешне «пятерка» мало отличалась от F4U-4, во многих аспектах это был другой самолет. На него установили новый двигатель R-2800-32W с двухступенчатым нагнетателем (мощность 2.450 л.с.), и четырехлопостный винт диаметром 4,05 м. Новый мотор потребовал удлинить двигательный отсек, и внести изменения в конструкцию воздухозаборников. Вместо одного нижнего, как это было на F4U-4, установили два боковых, образовывавших так называемые «щеки». Были полностью перепроектированы створки системы охлаждения двигателя на «юбке» капота. Раньше они управлялись вручную, теперь с их открытием справлялась автоматика, и летчик мог полностью сосредоточиться на пилотировании. Для улучшения обзора из кабины при взлете и посадке всю носовую часть наклонили вниз, относительно продольной оси почти на 3 градуса. Это улучшило и продольную устойчивость самолета.

-3

Также значительной переделке подверглись крыло, система управления, рули и элероны, наконец-то обшитые вместо ткани тонкими листами дюраля. В систему управления добавили пружинные сервокомпенсаторы, уменьшившие усилия на ручке управления на больших скоростях полета. На подфюдзеляжный пилон F4U-5 можно было подвесить бомбу калибром до 908 кг. Основное встроенное вооружение не изменилось и по-прежнему состояло из четырех 20-мм пушек. Для увеличения высотности пушечные отсеки получили электрический обогрев.

Прототип XF4U-5 на испытаниях летом 1946 г. показал максимальную скорость 756 км/ч на высоте 8.170 м, и скороподъемность 26,6 м/с, а дальность полета превысила 1.770 км. Самолет был запущен в серию; флот получал серийные F4U-5 с 1947 по 1951 г.; а с 1949 г. начался выпуск ночного истребителя F4U-5N.

-4

F4U-5N оснащался радаром AN/APS-19, радиовысотомером AN/APN-1, системой опознавания «свой-чужой» AN/APX-6, и радиостанцией AN/ARC-28. Дальность обнаружения воздушных целей выросла до 32 км; крупные надводные цели обнаруживались на 160 км. В режиме прицеливания максимальная дистанция до цели составляла 1.370 м (против 730 м у AN/APS-6). Для ночной стрельбы на самолет установили небольшой прожектор. Четыре 20-мм пушки оснащались пламегасителями. Под крыло можно было подвешивать две бомбы по 454 кг, зажигательные баки, восемь ракет HVAR и два подвесных топливных бака по 569 л. Над верхними выхлопными патрубками прикрепили пластину, предотвращающую ослепление пилота пламенем. Еще одним важным отличием ночного истребителя стал автопилот Р-1, стабилизировавший самолет в том пространственном положении, в котором машина находилась в момент его включения. Некоторая часть «ночников» была выпущена в «полярном» варианте F4U-5NL. Их кромки консолей крыла, киля и стабилизатора оборудовали противообледенителями (электрообогрев передней кромки), а винт и лобовое стекло обрабатывались этиленгликолевой смесью.

-5

Кроме того, выпускалась версия фоторазведчика F4U-5P, оборудовавшаяся одной плановой фотокамерой К-17, или двумя перспективными фотоаппаратами К-18. Фотокамеры размещались так же, как на F4U-1Р и F4U-4Р - в закабинном отсеке в нижней части фюзеляжа, посредине между задней кромкой крыла и хвостовым колесом.

Все версии F4U-5 активно участвовали в войне в Корее в 1950-1953 гг.

Штурмовая модификация F4U-6 (она же AU-1)

-6

В 1951 г. специально для войны в Корее на базе F4U-5 была разработана несколько упрощенная, но зато сильно бронированная ударная модификация «Корсара» — штурмовик F4U-6 (позже переименованная в AU-1).

На штурмовик установили двигатель R-2800-83WA мощностью 2.800 л.с., одноступенчатый турбокомпрессор которого не требовал двух воздухозаборников, и их убрали. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек; причем в отличие от предшествующих «Корсаров» летчик AU-1 мог стрелять не только четырехствольным залпом, а и поочередно только из двух пушек, что увеличивало продолжительность стрельбы.

-7

Защита нижней части фюзеляжа была усилена установкой 25 бронеплит. На подфюзеляжном и двенадцати подкрыльевых узлах подвески самолет мог нести 1.615 кг полезной нагрузки. Она могла включать 3х454-кг, или 6х227-кг бомб, 10х127-мм ракет HVAR и 2 «Tiny Tim». При этом максимальная взлетная масса достигала 8.800 кг; с внешними подвесками скорость AU-1 снижалась до 384 км/ч. Всего построили 111 серийных AU-1, которые в 1952-1953 гг. участвовали в войне в Корее. В 1954 г. 25 таких штурмовиков передали ВМС Франции; французы использовали их в боях во Вьетнаме. А авиация Морской пехоты США эксплуатировала AU-1 до 1957 г.

Модификация F4U-7

-8

В июле 1952 г. в небо поднялся опытный F4U-7, созданный фирмой «Воут» для французской палубной авиации. Базовым для этого варианта стал планер AU-1, который оснастили двигателем R-2800-18W мощностью 2.100 л.с. С этим двигателем самолет развивал скорость в 708 км/ч. Для улучшения обзора кресло пилота немного подняли. Вооружение F4U-7 было таким же, как у AU-1. Серийное производство самолета началось в августе 1952 г.; последний экземпляр передали заказчику в декабре того же года; всего было построено 97 таких машин. Эти «Корсары» принимали участие в конфликтах в Индокитае, Алжире и Суэце. Последнее подразделение, вооруженное F4U-7, (Флотилия 14F) сдало свои самолёты в конце 1964 года…

На F4U-7 производство «Корсаров» завершилось. Однако рассказ об этом самолете будет неполным, если не упомянуть о «Супер Корсаре» - Goodyear F2G.

Goodyear F2G «Super Corsair»

-9

Разработка «Супер Корсара» F2G началась в 1944 г. для борьбы с японскими камикадзе. Американское командование беспокоили разведывательные донесения о подготовке противником для летчиков-смертников особого оружия – крылатых ракет. Уже осенью 1944 японцы сумели наладить их массовое производство, и до конца войны успели изготовить более 850 самолетов-снарядов «Ока» («цветок вишни»). «Ока» имел три пороховых двигателя и боевую часть массой 1.200 кг. К месту пуска самолет-снаряд доставлялся бомбардировщиком G4M «Бэтти», и за 50-80 км от цели он сбрасывался с высоты около 6.000 м с носителя. Летчик-смертник включал двигатели и продолжал полет самостоятельно. За 10 секунд «Ока» разгонялся до 650 км/ч, и пикировал на цель. Сбить летящий с большой скоростью на высоте 100—150 м самолет-снаряд размерами всего 6х5 м было практически невозможно. Для борьбы с такими крылатыми ракетами американскому флоту требовался истребитель-перехватчик, обладающий большой скоростью, высокой скороподъемностью и оптимизированный для действий на малых высотах.

Для ускоренного создания подобного перехватчика решили использовать самолет F4U «Корсар», который оснастили сверхмощным двигателем «Pratt-Whitney» R-4360 (3.000 л.с.). Работы по созданию нового самолета поручили фирме «Гудьир», уже строившей «Корсары» под своим обозначением FG-1A; при этом сразу же был выдан заказ на производство 418 таких перехватчиков под обозначением F2G «Супер Корсар». Предусматривалось строительство двух модификаций — F2G-1 для морской пехоты, и F2G-2 для палубной авиации (с посадочным крюком и гидравлически складывающимся крылом).

«Супер Корсар» создавался путем переделки «Корсаров» FG-1A, на которых кроме установки другого мотора и четырехлопастного винта понизили гаргрот, поставили каплевидный фонарь от истребителя Р-47 «Thunderbolt», и дополнительный воздухозаборник перед кабиной - сразу позади удлиненного капота. Для улучшения устойчивости и управляемости на самолете сделали более высокий киль. Вооружение F2G состояло из 6х12,7-мм пулемётов и 8х127-мм ракет HVAR; два узла подвески позволяли принять две бомбы или дополнительные топливные баки. «Супер Корсар» развивал скорость до 724 км/ч, а его скороподъёмность позволяла за 4 минуты набрать высоту 9.144 м.

-10

Вот только все эти переделки выполнялись постепенно, после выявленных в испытательных полетах недочетов. В результате работы, начавшиеся еще в феврале 1944 г., завершились успехом только к окончанию войны. До капитуляции Японии успели построить всего 18 F2G, которые так и не приняли участия в военных действиях; а с окончанием войны от массового производства этой модификации военные отказались. Однако высокие характеристики «Супер Корсара» пригодились уже в послевоенное время: с 1946 по 1949 год F2G постоянно одерживали победы на Национальных Воздушных Состязаниях в США…

-11

Общее число всех выпущенных «Корсаров» (военной и послевоенной постройки) составило 12.571 самолет. Подавляющее большинство из них (11.354 единиц) было построено во время Второй мировой войны. Самой многочисленной модификацией «военной» постройки стала F4U-1, имевшая дополнительные подмодификации -1А/-1С/-1D/-1Р (всего 4.699 самолетов). Еще 4.008 «Корсаров» выпустила фирма «Гудьир» (под обозначением FG-1), и 735 – фирма «Брюстер» (под обозначением F3A-1). Новая модификация F4U-4 насчитывала еще 1.912 экземпляров. После войны постройку «Корсаров» продолжала только фирма «Чэнс Воут», выпустившая серийно еще 439 F4U-4, 539 F4U-5, 111 АU-1, 97 F4U-7 и 13 фактически экспериментальных F4U-3.

-12

НАЧАЛО: Модификации истребителя F4U «Корсар» (01). Варианты военного времени

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.