Самолет F4U «Корсар» считается одни из наиболее эффективных истребителей Военно-Морских Сил США времен 2МВ. Действуя как истребители и истребители-бомбардировщики, F4U с начала 1943 г. и до окончания войны совершили 64.051 боевой вылет, сбили 2.140 самолетов противника и сбросили на врага 15.621 тонну бомб. При этом потери самих «Корсаров» составили 1.624 самолета, из которых в боевых рейдах было потеряно толькот 768 машин, а 856 F4U погибли в авариях и летных происшествиях (не боевые потери). И хотя к началу активного применения «Корсаров» американцами на Дальневосточном фронте японцы уже потеряли практически всех опытных пилотов, а японская промышленность не могла обеспечить качественными самолётами армию и флот, это не умаляет выдающихся боевых качеств «Корсара». Как, впрочем, и сложности его пилотирования и плохие посадочные характеристики не оправдывают таких высоких небоевых потерь…
Прототип ХF4U-1
В июне 1938 г. ВМС США объявили конкурс на создание нового палубного истребителя с характеристиками не ниже, чем у истребителей аэродромного базирования (требования к скорости будущего «палубника» задавались минимум в 563 км/ч на высоте 6.000 м). Среди прочих авиафирм своего претендента на испытания выставила и фирма «Чэнс Воут» (Chance Vought). Ее ведущий конструктор Рэкс Бейсел (Rex Beisel) разработал самолет со сверхмощным мотором R-2800 Double Wasp, и винтом диаметром 4,1 метра - самым большим винтом из использовавшихся на одномоторных самолетах. Такой винт позволял выжать максимум из двигателя, но его размеры породили проблему с шасси. Чтобы лопасти не задевали палубу, требовалось непомерно увеличить высоту стоек шасси, что значительно ухудшило бы обзор из кабины вперед-вниз. Выходом из ситуации стало крыло «обратная чайка» - оно почти в 2 раза уменьшило высоту стоек, установленных в местах излома крыла. Сами крылья были сделаны складывающимися - для размещения в ангаре авианосца большого числа самолетов. Технологическим новшеством для того времени стало применение на самолете точечной сварки: это уменьшило количество заклепок и улучшило качество внешних поверхностей машины, снизило трудоемкость изготовления и массу конструкции.
В октябре 1940 опытный образец XF4U-1 был продемонстрирован командованию флота, и показал скорость 651,7 км/ч – наивысший показатель среди истребителей США того времени. Впечатляли и остальные характеристики. На пикировании XF4U-1 разгонялся до 885 км/ч; при взлетной массе 4.252 кг скороподъемность самолета составляла 13,2 м/с. Практический потолок — 10.800 м. Длина разбега в нормальных условиях — 110 м, а при встречном ветре в 46 км/ч (скорость хода авианосца при выпуске самолетов) не превышала 46 м. Из-за таких характеристик адмиралы «закрыли глаза» на недостатки машины: явно выраженную переднюю центровку и слабость полотняной обшивки рулей, рвавшихся на пикировании. И так как в остальном XF4U-1 оказался лучшим среди всех участников конкурса, 30 июня 1941 г. флот объявил этот истребитель победителем и, назвав самолет «Корсаром», дал фирме «Чэнс Воут» заказ на производство 584 серийных машин для палубной авиации и Корпуса морской пехоты США.
Модификация F4U-1
Однако пошедшие в серию самолеты несколько отличались от прототипа. Чтобы устранить менявшуюся в полете центровку (из-за выработки топлива в крыльевых баках), конструкторы заменили два крыльевых бака на один фюзеляжный, расположенный в центре тяжести самолета. Для этого пришлось сдвинуть кабину назад на 81,3 см и убрать носовые пулеметы, что изменило схему вооружения. На прототипе стояли 2х7,62-мм синхронных пулемета в носу и 2х12,7-мм - в консолях крыла. Теперь же на первых 20 машинах поставили 4х12,7-мм крыльевых пулемета, а на последующих F4U-1 из полостей консолей крыла удалили надувные плавательные мешки, и в освободившееся место вставили еще 2х12,7-мм пулемета. Длина фюзеляжа возросла на 43,0 см. Кабину и наиболее важные агрегаты защитили легкими броневыми листами общей массой 68 кг. В кабине перед лобовым стеклом закрепили бронестекло толщиной 38 мм. Обзор из кабины немного улучшили за счет установки дополнительных стекол за заголовником пилота (по типу истребителя Р-40).
Первые серийные F4U-1 оснащались мотором R-2800-8 мощностью 1.970 л.с., и трехлопастным воздушным винтом Hamilton Standart (диаметром 4,1 м). Их максимальная скорость на высоте 7.545 м достигала 638 км/ч, а скороподъемность - 15,23 м/с. Вес самолетов первой серии: пустого - 4.028 кг; на взлете - 5.388 кг. Но в ходе производства взлетная масса первой модификации «Корсара» постепенно повышалась, и к концу производства достигла 6.286 кг – из-за требования ВМС запас топлива на борту неоднократно увеличивали.
Передача серийных F4U-1 флоту началась в августе 1942 г.; но уже в сентябре первые взлеты с авианосца CVE-26 «Sangamon» показали, что эта машина плохо подходит для палубного базирования. Никудышный обзор из кабины вперед-вниз и манера F4U крениться влево при больших углах атаки (вызванная большим реактивным моментом огромного пропеллера), делали посадку на ограниченную площадку палубы очень рискованной. Из-за крена «Корсар» при посадке ударялся о палубу только левым шасси; его подбрасывало, и самолет начинал «козлить», проскакивая тросы аэрофинишера без зацепа тормозным гаком…
Поэтому командование флота признало «Корсар» непригодным для использования в качестве палубного истребителя, и приказало вооружать этим самолетом эскадрильи авиации морской пехоты, которые базировались на просторных береговых аэродромах. Эскадрилью VF-12 авианосца «Saratoga» спешно перевооружили с «Корсаров» на F6F-3 «Хелкэт», а ее F4U-1 передали эскадрилье VMF-124 корпуса морской пехоты. В феврале 1943 VMF-124 прибыла на Гуадалканал для участия в битве за Соломоновы острова, став первым боевым подразделением США, оснащенным истребителями F4U-1 «Корсар».
Имевшие вдвое большую дальность полета по сравнению с состоявшими тогда на вооружении истребителями F4F «Уалдкэт», F4U-1 значительно расширили радиус действия авиации морской пехоты: «Корсары» смогли сопровождать тяжелые бомбардировщики ВВС США в дальних рейдах для ударов по японским аэродромам. При этом «Корсары» VMF-124 за два месяца боёв сбили 68 японских самолётов при потере 11 своих. И первым асом, добившимся этого титула сражаясь исключительно на «Корсаре», стал лейтенант Кеннет А. Уэлш.
Боевые успехи первых «Корсаров» вызвали большой интерес к самолету не только командования флота США, но и британских союзников. Поэтому заказы на этот самолет были значительно увеличены, что привело к расширению в начале 1943 г. производства F4U-1: к работе привлекли авиафирмы «Гудьир» (ее изготовленные по лицензии «Корсары» маркировались как FG-1), и «Брюстер» (маркировка ее «Корсаров» - F3A-1). А так как изготовленные «Корсары» шли на вооружение береговых эскадрилий морской пехоты, все самолеты FG-1 имели нескладывающиеся крылья (некоторые считают, что это касается и F3A-1). «Корсары», производившиеся для авианосцев Великобритании, имели двойную маркировку: в США - F4U-1B («В» от первой буквы British), а в Англии они обозначались как Corsair Mk.I (британский флот получил 95 таких самолетов).
Всего к моменту окончания выпуска первой версии «Корсара» было изготовлено 758 экземпляров этой «чистой» модификации F4U-1. К концу 1943 года уже все истребительные эскадрильи морской пехоты США в южной части Тихого океана летали на F4U, и к началу 1944-го на счету «Корсаров» числилось 584 уничтоженных самолетов противника. А с середины 1943 г. заводы приступили к производству другой, улучшенной подмодификации «единички» - F4U-1А.
Подмодификации F4U-1 (от -1А до -1Р)
Работы по улучшению самолета породили версию F4U-1A (которую «Гудьир» выпускала под обозначением FG-1А). Для улучшения посадочных характеристик усилили амортизацию основных опор шасси, на 15 см удлинили хвостовую стойку, на 15 градусов уменьшили угол выпуска тормозного гака, а киль повернули на 2 градуса влево. Кроме того, на правой консоли крыла, правее пулеметных портов, установили дюралевый 15-см уголок, названный «срывателем». Он уменьшал подъемную силу правой консоли и снижал на малых скоростях тенденцию к заваливанию на левое крыло. Эти изменения начали постепенно вносить еще на последних самолетах модификации F4U-1 (по мере их производства), а для подмодификации F4U-1А все они стали обязательными.
Но эти изменения были практически не видны, а внешне новый «Корсар» заметно отличался от F4U-1 только другой формой кабины. На F4U-1A кабину приподняли на 23 см, а сдвижную часть фонаря сделали более выпуклой и почти беспереплетной; все это улучшило обзор. Начиная с 1.302-го серийного самолета, сделали возможной подвеску под фюзеляж 454-кг бомбы или 674 л топливного бака, увеличившего время нахождения F4U в воздухе до 4,5 ч.
На заводах «Гудьир» и «Брюстер» также приступили к лицензионному производству новой версии истребителя (под обозначениями FG-1A и F3A-1A соответственно). А в ноябре 1943 с 862 экземпляра F4U-1A на выпускавшихся самолетах начали устанавливать новый двигатель R-2800-8W с системой впрыска воды; его увеличенная тяговооруженность улучшила маневренность и увеличила скорость «Корсаров» до 650 км/ч.
510 F4U-1A изготовили для британского флота; крылья этой партии были укорочены на 36 см - чтобы они помещались в подпалубные ангары авианосцев, которые у англичан были ниже, чем у американцев. Ведь несмотря на неудачу американцев в использовании F4U-1 с корабельных палуб, британцы отправили все полученные самолеты этой подмодификации, которые они обозначили как Corsair Mk.II, на авианосцы.
С августа 1943 г. выпускалась (серией в 190 экземпляров) подмодификация F4U-1C, вооруженный вместо пулеметов четырьмя 20-мм пушками. Эти истребители из-за низкой скорострельности пушек практически не применялись в маневренных воздушных боях, но часто использовались при штурмовке наземных целей и при ночных перехватах.
F4U-1D — ударная версия истребителя F4U-1A с двигателем R-2800-8W (машины фирм «Гудиер» и «Брюстер» обозначались FG-1D и F3A-1D). Взлетная масса F4U-1D достигла 6.442 кг, но скорость снизилась всего на 2 км/ч. Стрелковое вооружение оставалось пулеметным, а на крыле закрепили два пилона для 454 кг бомб или подвесных топливных баков емкостью по 583 л; под фюзеляж мог подвешиваться бак на 605 л. Последние 600 машин этой модификации несли под крылом еще и 8х127-мм неуправляемых ракет HVAR. Самолеты с таким мощным ракетно-бомбовым вооружением применялись как истребители-бомбардировщики.
Так как на потяжелевшей подмодификации F4U-1D улучшили стойки шасси, сделав их более крепкими, американцы возобновили эксперименты по взлету-посадке «Корсара» с палубы авианосца. К апрелю 1944 года эти эксперименты завершились: F4U-1D выполнили 113 взлетов и посадок с авианосца «Gambier Bay» без единой аварии. И улучшенные на этой модификации стойки шасси затем были внедрены на всех находящихся в эксплуатации «Корсарах», а командование сняло все ограничения на применение F4U в качестве палубных истребителей. Тем не менее, «обжегшись на молоке, дуют на воду» - первые эскадрильи F4U стали широко применяться как палубные только с начала 1945 года. Первыми на палубе авианосца «Essex» в конце декабря 1944 г. разместились эскадрильи морской пехоты VMF-124 и VMF-213. А к марту 1945 года (в период боев за Окинаву) в составе американского флота действовало уже 10 палубных эскадрилий, вооруженных F4U-1D. В это время шло активное перевооружение с «Хеллкетов» на «Корсары», и к концу битвы за Окинаву практически все ударные авианосцы американского флота несли эскадрильи «Корсаров».
Модификация «D» поставлялась в Великобританию, где в зависимости от производителя получила обозначение Corsair Mk.III («Брюстер», поставлено 430 единиц) или Corsair Mk.IV («Гудьир», передано 932 или 977 самолетов). Общее число поставленных Великобритании «Корсаров» (вместе с Mk.I и Mk.II) к концу войны достигло 1.967 машин (по другим сведениям 2.012). На британских авианосцах эти самолеты использовались с осени 1943-го, а их первой боевой операцией стало прикрытие удара по находившемуся в Норвегии германскому линкору «Тирпиц» в апреле 1944 г. Затем в 1944 – 1945 гг. англичане использовали свои «Корсары» с палуб авианосцев как в Атлантике, так и на Тихом океане. Там же, на Тихом океане, но с береговых баз, действовали и 370 (по другим сведениям 424) новозеландских «Корсаров», переданных американцами в Новую Зеландию еще в середине 1943 г.
Последней версией «единички» стал F4U-1P — разведывательная модификация «Корсара» F4U-1D, на которой в закабинном отсеке в нижней части фюзеляжа (посредине между задней кромкой крыла и хвостовым колесом) устанавливался фотоаппарат К-21. Этот самолёт использовался для разведки и фиксации результатов нанесенных ударов.
Ночной перехватчик F4U-2
Еще в начале 1942 г. на базе F4U-1 был разработан ночной истребитель F4U-2. Он оснащался радаром AIA-1, обтекатель антенны которого монтировался на правой консоли крыла. Блоки РЛС находились в закабинном отсеке; индикатор с электронно-лучевой трубкой располагался на приборной доске. Максимальная мощность станции — 40 кВт, масса — 110 кг, минимальная высота использования — 600 м. Эта РЛС была довольно совершенной для своего времени, и работала как по воздушным, так и по надводным целям, с углом обзора 120 градусов (в режиме дальномера 10 градусов). Летящий бомбардировщик обнаруживался на дальности до 7.300 м, истребитель — до 6.800 м, а крупная надводная цель (вроде крейсера) - до 48 км. Самолёт был вооружен пятью 12.7-мм пулемётами - для размещения антенны с правого крыла пришлось убрать один пулемёт.
Из-за большой загруженности заводов было изготовлено только 34 ночных перехватчика F4U-2. Эти самолеты отлично зарекомендовали себя в боях, однако их боевое применение было весьма ограниченным из-за малого числа машин этой модификации. Всего «ночниками» F4U-2 были вооружены эскадрильи VF(N)-75 (действовала в районе Соломоновых островов), VMF(N)-532 (в районе Маршальских островов) и VF(N)-101, действовавшая с палуб авианосцев («Essex», «Enterprise», «Hornet» и «Intrepid»). Однако самолеты этих трех эскадрилий не стали стандартными для американского флота: наиболее массовыми ночными истребителями оставались «Хеллкеты» F6F-3N и F6F-5N.
Модификация F4U-4
Во второй половине 1943 г. конструкторы «Воут» провели коренную модернизацию самолета «Корсар»; в конструкцию машины внесли большое количество изменений. F4U-4 оснастили 2.100-сильным двигателем R-2800-18W с впрыском воды в цилиндры, а также новым, четырехлопастным винтом «Гамильтон Стандарт» диаметром 4,1 м. Все это увеличило скорость полета «Корсара» до 726 км/ч на высоте 8.000 м. Из-за новой силовой установки в нижней части капота появился воздухозаборник карбюратора. Также обновился состав радиооборудования, а для облегчения доступа к нему кресло летчика сделали складывающимся. Бронирование усилили, увеличив его массу на 21 кг. На самолете ввели подвесное вооружение по типу F4U-1D: две 454-кг бомбы и восемь ракет HVAR. В последние месяцы войны с Японией на вооружении F4U-4 появились тяжелые 298-кг ракеты НАР «Tiny Tim» (могли подвешиваться рл две вместо бомб). Такая ракета имела максимальную дальность пуска 1.500 м, боевую часть фугасного типа массой 67,5 кг, и была способна разрушать капитальные бетонированные укрепления. Теоретически она позволяла наносить удары по целям вне зоны досягаемости малокалиберной ПВО.
F4U-4 начали поступать в строевые части в ноябре 1944 г. и приняли участие в последних сражениях на Тихоокеанском театре военных действий. В самом конце войны на вооружение «Корсаров» поступила управляемая планирующая бомба «Bat» с активным радиолокационным наведением. Она подвешивалась на подфюзеляжный пилон и могла поражать наземные или морские цели на дальности до 35-37 км. Боеголовка весом 454 кг была способна нанести серьезные повреждения кораблю любого класса. «Бэт» считается наиболее совершенным управляемым оружием Второй мировой войны, но F4U-4 применить ее в боях не успели. Бомба оставалась на их вооружении до 1953 г.
К концу войны пулеметное вооружение уже считалось слабым для истребителя, и поэтому началось производство самолета F4U-4B, оснащенного четырьмя 20-мм пушками. Вообще-то последняя буква «В» в маркировке модификации обозначала разработку для ВМС Великобритании; однако все F4U-4В остались в палубной авиации США. Правда, официально их переименовали в F4U-4C, однако эта маркировка не прижилась, и в частях пушечные «Корсары» по-прежнему называли F4U-4B.
Серийное производство F4U-4B продолжалось до 1947 г. Послевоенные машины, выпускавшиеся с августа 1946 г., отличались более мощным двигателем R-2800-42W (2.300 л.с.). Всего фирма построила 287 F4U-4B. Из них 11 самолетов переоборудовали в истребители-разведчики F4U-4P с фотокамерами К-25. Фотокамеры размещались так же, как на F4U-1Р - на оба борта в закабинном отсеке в нижней части фюзеляжа, посредине между задней кромкой крыла и хвостовым колесом. Эти самолеты продержались на вооружении до 1951 г. и захватили начало Корейской войны.
Общее количество всех версий F4U «Корсар», произведенных за годы Второй мировой войны, составило 11.354 машины. Из них 9.442 самолета F4U-1 и его подмодификаций (считая 4.008 FG-1 и 735 F3А-1), и 1.912 экземпляров F4U-4.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации истребителя F4U «Корсар» (02). Послевоенные модификации
Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.