Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, в комментарии для «Агроинвестора» поделилась своей точкой зрения о создании в магазинах полок с бесплатными продуктами для социально уязвимых граждан.
Депутаты партии «Справедливая Россия — За правду» представили на рассмотрение в Госдуму законопроект о создании в магазинах специальных полок для продуктов с истекающим сроком годности. Данные товары будут предназначаться для пенсионеров и социально уязвимых граждан, которые могут подтвердить свой статус документально. В пояснительной записке к законопроекту авторы указывают на проблему неэффективного использования продовольствия в России: ежегодно в России выбрасывается 17 тонн пищевых отходов на сумму 1,6 трлн руб. В то же время, к концу 2022 г. Росстат фиксирует 14,3 млн социально незащищенных россиян.
Наталья Шагайда говорит, что торговые сети и сейчас создают полки с продуктами, у которых истекает срок годности. Например, в «Ашане» есть три полки – две мясные с разными скидками и одна – с молоком и молочными продуктами.
«Ритейлеры заинтересованы хоть что-то получить от продуктов, которые имеют истекающий срок годности. В противном случае они должны их уничтожать, что ведет к затратам, а не раздавать. Причина того, что не раздают – налогообложение. При раздаче ритейлеры сейчас несут прямые потери из-за налогообложения по НДС. Сейчас обсуждают изменения в Налоговый кодекс, которые позволят раздавать продукцию без потерь. Но ее нельзя раздавать в магазине, нужно делать это через благотворительные фонды, куда могут обратиться нуждающиеся», – сказала эксперт «Агроинвестору».
Она считает, что создавать бесплатные полки в магазине не стоит из-за того, что там может начаться давка. «Очевидно, что инициаторы таких идей не смотрят телевизор уже очень давно. В противном случае видели бы, что случается, когда компании на каких-то мероприятиях решали раздавать товар даром», – пояснила свою точку зрения Шагайда.