Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Почему "Ночной дозор" Рембрандта на самом деле дневной?

"Ночной дозор" - одно из самых известных произведений голландского художника Рембрандта. Полотно таит в себе множество секретов. начать стоит с того, что настоящее название картины - «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

"Ночной дозор" или "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга", 1642, 379.5×453.5 см, холст, масло.
"Ночной дозор" или "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга", 1642, 379.5×453.5 см, холст, масло.

В центре сюжета - история ополченцев из Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, чтобы защищать свои дома. Ополченцы продолжали собираться и в мирное время, так они «выходили в дозоры» – то есть, следили за порядком в городе. В какой-то момент стрелков стали считать национальными героями. Более того, было решено построить новое здание штаба гильдии стрелков: высокие стены зала задумали украсить групповыми портретами стрелковых рот, чтобы они, торжественно стоящие в антураже мушкетов, пик, барабанов и знамён, увековечили славу.

Важно: фигуры изображены почти в натуральную величину (размер работы 3,5 на 4,5 метра). Благодаря этому художник создаёт иллюзию: персонажи вот-вот сойдут с холста и окажутся рядом со зрителем.

Разгадать истинный замысел художника пытались многие. Существует множество версий, однако, самую интересную гипотезу предложила М. Кэрролл (профессор истории искусств из Колледжа Уэллсли). Она предположила, что при создании работы Рембрандт использовал прием "карнавализации" происходящего, то есть, пародии. Художник решил пошутить над бравыми ополченцами, которые разучились обращаться с оружием: к 1642 году Амстердам не подвергался серьёзной опасности, но, тем не менее, благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными воинами.

Эта ирония становится еще более явной, если присмотреться к деталям. Например, петух на поясе девочки является пародией на герб голландских ополченцев. Называли их кловенирами (kloveniers, от klover — вид мушкета). Но слово «кловенир» созвучно голландскому klauw (клау) , что означает «птичий коготь». Именно поэтому нидерландские гильдии самообороны имели герб в виде двух скрещенных лапок сокола или ястреба. А у прелестной девочки за поясом четко выписаны лапки петуха, что можно интерпретировать как насмешку художника над «хищностью» доморощенных вояк.

Фрагмент "Ночного дозора", 1642.
Фрагмент "Ночного дозора", 1642.

Вполне возможно, что золотое платье девочки уравновешивает яркий наряд лейтенанта - такой художественный прием сохраняет целостность композиции. Не утихают споры и вокруг лица героини, слишком уж оно не детское. Исследователи находят сходство с женой Рембрандта, Саскией. Во время работы над «Ночным дозором» она была смертельно больна. Возможно, таким образом художник хотел увековечить возлюбленную.

Перчатка в руке Кока демонстрирует рассеянность владельца. Приглядитесь, в правой руке герой держит еще одну правую перчатку!

Фрагмент "Ночного дозора", 1642.
Фрагмент "Ночного дозора", 1642.

Но не только эта деталь усиливает комичность сцены: у мушкетёра в красном (слева) 6 пальцев на руке и это не анатомическая аномалия! Именно так изображали кукол-шутов в эпоху Рембрандта.

Фрагмент "Ночного дозора", 1642.
Фрагмент "Ночного дозора", 1642.

Работу планировали поместить в главный зал в Кловенирсдолене (штаб городских стрелков), но ожидания заказчиков не оправдались, ведь у художника получился не парадный портрет, а почти жанровая сценка, на которой заказчики (а их, к слову, было 18) с трудом отыскали собственные лица.

Долгие годы полотно украшало зал амстердамской ратуши, где было размещено напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Название «Ночной дозор» появилось уже в XIX веке. Искусствоведы достали работу из запасников, увидели фигуры на тёмном фоне, и решили, что Рембрандт изобразил сцену в ночное время. И только во время реставрации 1947 года было обнаружено, что полотно покрылось слоем копоти, а лак потемнел. После расчистки было установлено, что события разворачиваются днем. Подтверждением можно считать и положение тени от левой руки капитана Кока (исследователи установили, что время действия — около 14 часов).

Фрагмент "Ночного дозора", 1642.
Фрагмент "Ночного дозора", 1642.

До нашего времени полотно дошло не полностью. В 1750 г. работу перевезли в ратушу и обрезали боковые части (иначе не представлялось возможным уместить). Увы, обычная практика для XVIII века.

Обрезанные фрагменты "Ночного дозора".
Обрезанные фрагменты "Ночного дозора".

Но на этом беды "Ночного дозора" не закончились. В 1911 году неизвестный пару раз полоснул полотно сапожным ножом. Спустя чуть больше полувека учитель пришел в музей и проткнул работу - "Ночной дозор" восстанавливали около 4 лет. Третий инцидент произошёл в 1990 году: полотно облили кислотой, к счастью, пострадал лишь небольшой слой лака.

Фрагмент работы после акта вандализма.
Фрагмент работы после акта вандализма.

Сегодня полюбоваться шедевром Рембрандта можно в Рейксмузее (Амстердам) – национальном музее Нидерландов на Музейной площади. Кстати, не так давно десятимиллионный посетитель провел ночь в музее перед полотном. До того как заснуть, счастливый посетитель успел поужинать в одном из залов, прогуляться и сфотографироваться на фоне нескольких работ Рембрандта.

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайк и не забудьте подписаться

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать:

🔸«Качели» Фрагонара: пикантные детали, которые вы не заметили

🔸Тайны Меленского диптиха: любовница короля в образе дерзкой Богородицы

🔸Живопись и кино: отсылки, которые вы могли пропустить

🔸Почему Давид Микеланджело - шедевр?