«Качели» Фрагонара: пикантные детали, которые вы не заметили

27K прочитали

Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким  смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо. 

Рококо - стиль зародился во времена регентства во Франции (1715—1723) и достиг апогея при Людовиках XV и XVI (1722-1792). Считается порождением светской культуры французского двора и аристократии. Идейная основа — вечная молодость и красота, бегство от реальности, стремление укрыться от нее в пастушеской идиллии и сельских радостях.

«Счастливые возможности качелей»  самая знаменитая работа французского художника Жана Оноре Фрагонара. Сочетание приятного глазу колориту с акцентированными сексуальными формами персонажей сделали работы этого художника востребованными среди покупателей, несмотря на ворчание критиков. 

Автопортрет художника, 1780-е годы.
Автопортрет художника, 1780-е годы.

Ну что ж, начнем разбор! 

«Счастливые возможности качелей», около 1767 года.
«Счастливые возможности качелей», около 1767 года.

Молодой герой (слева) в кустах наблюдет за красоткой на качелях, которую раскачивает пожилой супруг, не замечающий прячущегося любовника.

Композиция представляет собой треугольник. Присмотритесь, все три фигуры соединяются при помощи линий вытянутых рук. 

Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким  смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо.-3

В запечатленный на картине момент девица, находясь в верхней точке траектории, дает возможность удачливому кавалеру заглянуть под свое платье (особая пикантность заключена в том, что дамы эпохи рококо не носили белья…).

Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким  смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо.-4

Такая щедрость оборачивается потерей туфельки, улетающей в статую Гарпократа — древнегреческого бога молчания и секретов. Левой рукой он показывает жест молчания — «Тсс!». А правой тянется к стрелам, намереваясь выстрелить в «жертв». Таким образом он демонстрирует свое расположение к молодым любовникам.  

Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким  смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо.-5

На голове главной героини мы видим шапо—бержер (пастушью шляпка), которая усиливает иронично-фривольный смысл произведения, так как в XVIII веке такие шляпки ассоциировались с внутренним благородством жителей сельских поместий, которые не были испорчены городскими соблазнами.

Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким  смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо.-6

Следующая интересная деталь — собака, изображенная на правой стороне картины. Традиционно собака считается символом верности, но этот очаровательный хвостатый друг своим истошным лаем пытается предупредить хозяина о похождениях молодой супруги. 

Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким  смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо.-7

Действие разворачивается в саду неслучайно: розовые кусты в эпоху рококо являлись символом женской сексуальности. Но есть здесь и ложка дёгтя…

Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким  смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо.-8

Присмотритесь, складывается ощущение, что это вовсе и не сад, а непроходимая чаща. Кроны деревьев создают ощущение, что «внутри» картины темно, не считая просвета посередине, в котором и замирает на миг красавица на качелях. Все дело в том, что таким образом художник хотел снизить градус чрезмерной легкости.

Возможно, Фрагонар понимал, что такое поведение никого не сделает счастливым. И даже в тот момент, когда молодая супруга изменяет благоверному, она «сгущает» вокруг себя тучи.

Интересно, что темнота надвигается на всех героев: присмотритесь к верхней части картины, где виднеется грозовое облако. 

Давайте признаем, не всегда есть настроение разгадывать тайны картин с глубоким  смыслами. Иногда хочется живописного десерта. А самыми «десертными» по праву можно считать картины эпохи рококо.-9

В общем и целом «Качели» можно считать своеобразным живописным откликом на нравы французского общества XVIII века. А уж что говорить о свободе нравов, когда наличие любовника или любовницы не то, что было нормой, а прямо-таки из серии «стыдно не иметь».

В то время частные заказы предназначались для размещения в интимных комнатах богатых домов. В таких помещениях глава семьи мог наслаждаться искусством в мужской компании. 

Кстати, в оригинале картина называется "Les Hasards heureux de l'escarpolette", что можно перевести как — «Сладостные опасности качелей». И теперь вполне понятно почему.

Автопортрет. 1770 год.
Автопортрет. 1770 год.

Достигший кульминации французский гедонизм завершился революцией и отрубленной головой Марии-Антуанетты, но слава о Фрагонаре как о развратном художнике пережила все. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

А если вам нравятся разборы картин, то эти статьи будут вам интересны:

▫️Кем на самом деле была «Неизвестная» Крамского?

▫️Тайны Меленского диптиха: любовница короля в образе дерзкой Богородицы

▫️Скандальный сюжет в живописи: Лот с дочерьми

▫️Геракл и Омфала: как царица вила из героя веревки

▫️Живопись и кино: отсылки, которые вы могли пропустить

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)