Новый год и Рождество являются одними из самых популярных тем в живописи. Атмосферу праздника передавали в своих работах как русские, так и зарубежные художники. А некоторые – как, например, король поп-арта Энди Уорхол – создавали серии рождественских открыток.
В детстве Андрей Вархол (настоящее имя художника), сын бедных словацких иммигрантов, был очень религиозен. Неудивительно, что для будущего художника Новый год и Рождество были главными праздниками в году. Став Энди Уорхолом (Andy Warhol), звездой поп-арта и ночной жизни Нью-Йорка, он воплотил свои детские фантазии в новогодних и рождественских иллюстрациях.
В 50-е годы XX века работы художника еще не выставлялись в известных галереях, но к тому времени Уорхол был финансово успешным иллюстратором: он сотрудничал с Glamour, Vogue, The New York Times и другими модными журналами.
И вот однажды ювелирный дом Tiffany&Co заказал художнику серию открыток, призванных продемонстрировать покупателям волшебную атмосферу праздника. В своих иллюстрациях Уорхол изображал то, без чего невозможно представить зимнюю атмосферу: ели, шарики, подарки, сладости и многое другое.
Интересно, что Рождество художник любил так же сильно, как и роман Т. Капоте «Завтрак у Тиффани».
Его скетчи стирали грань между коммерцией и высоким искусством. Создавая рождественские елки из оленей, ангелов, чулок, фруктов, подарков, конфет он воплощал видение идеального Рождества, которое представлял в детстве. Уорхол создал более 100 вариаций открыток, лучшие из которых собраны в книге "Greetings from Andy (Warhol). Christmas at Tiffany’s". Художник создавал открытки вплоть до 1962 года, пока не переключился на свои знаменитые банки с супом (Campbell’s Soup Cans).
В 2022 г. Tiffany&Co решили переосмыслить праздничные иллюстрации Э. Уорхола в лимитированной коллекции изделий для дома. Новогодние игрушки, расписанные вручную по мотивам акварельных работ художника, десертные блюдца из костяного фарфора и игральные карты таят в себе частицу праздника и авторского видения звезды поп-арта. Компания "оживила" открытки художника и подарила им вторую жизнь.
«Я начинал как коммерческий художник и хочу закончить как бизнес-художник. После того как я занимался тем, что называется искусством, я подался в бизнес-искусство. Успех в бизнесе — самый притягательный вид искусства»
Энди Уорхол
Статья написана для новогоднего спецпроекта VK и ДЗЕН «Культура под шубой».