Мир фламандских пословиц разнообразен: некоторые имеют русские аналоги или переводятся напрямую. Другие же вышли из употребления, и их смысл так и остался загадкой даже для лингвистов.
О художнике Питере Брейгеле Старшем известно мало: предположительно, он родился в крестьянской семье в 1525 году в городе Бреда и стал крупнейшим представителем Северного Возрождения. Брейгель неспроста получил прозвище "мужицкий" - художник носил крестьянскую одежду и был завсегдатаем на крестьянских гуляниях. Таким образом он стремился стать ближе к местным жителям и проникнуться их образом жизни и бытом, чтобы использовать этот опыт для создания своих произведений.
Свой профессиональный путь он начал в качестве ученика придвороного художника короля Карла V - Питера Кука ван Алста. Вероятно, около года наш герой путешествовал по Италии в надежде набраться опыта великих мастеров. Однако, Брейгель остался верен себе и вернулся на родину. Его работы узнаются сразу: мелкие детали и яркие краски вызывают желание вооружиться лупой и рассмотреть каждый уголок картины.
Картина "Фламандские пословицы" имеет небольшой размер (117 на 164 см) и написана маслом по дереву. Работа представляет собой визуализацию более сотни высказываний. Брейгель славится тщательной продуманностью и вниманием к деталям: то, что сперва покажется шутливой деревенской сценкой, вскоре окажется остроумной сатирой. Не зря картину окрестили «энциклопедией всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком».
Картина появилась на свет как раз между изданием в 1500 году книги «Притчи» (в которой мыслитель Северного Ренессанса Э. Роттердамский собрал пословицы и афоризмы древних философов), и романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле в 1564 году, где описан Остров Притчей.
Как я уже отметила раннее, на картине спрятано более 100 фламандских пословиц. Конечно же, все уместить в рамки одной статьи невозможно. Поэтому, рассмотрим самые необычные:
В этом небольшом фрагменты скрыты сразу 2 пословицы. Мужчина в латах и с ножом в зубах одновременно является аллегорий нескольких выражений: «вооружиться до зубов», «кусать железо» (беззастенчиво врать), а «вешать колокольчик на кота» означает какой-либо опрометчивый поступок.
Понять смысл следующего фрагмента без знания символики цвета невозможно:
В XVI веке, когда создавалась картина, красный считали цветом греха, а голубой символизировал глупость или обман. "Заботливая" супруга накрывает накидкой благоверного не просто так - она изменяет ему.
Пироги (торты), которыми щедро усыпана крыша, символизируют несметные богатства владельца дома, однако дыра в крыше означает глупость и напоминает, если «крыша без дранки» — то и у стен есть уши.
Но на этом небольшом фрагменте можно найти еще несколько пословиц: например, человек, выглядывающий из окна, означает людское любопытство. Влюбленная пара, "целующаяся под метлой" иллюстрирует еще одну поговорку, означающую сожительство без брака (кстати, метла, торчащая из окна, означает, что парочка развлекается в отсутствии хозяина дома).
Опустимся чуть ниже и увидим человека, "смотрящего сквозь пальцы" - смысл этой поговорки понятен современному зрителю. А нож, болтающийся на руке говорит нам о трудном деле, требующим сноровки.
Этажом ниже разворачивается не менее интересная сцена: мужчина справляет нужду на глобус ("испражняться на мир"), то есть, относится ко всему без уважения. Кстати, обратите внимание, что глобус перевернут, это является отсылкой к альтернативному названию картины ("Мир вверх тормашками"). А еще этот герой "сдает карты", что отсылает зрителя к поговорке "как карта ляжет".
А чуть ниже можно увидеть "одно яйцо, оставленное в гнезде" - напоминание о том, что всегда необходимо оставлять что-то про запас.
Взгляните чуть правее и вы увидите человека, "справляющего нужду на луну" - такой необычный поступок означает, что человек тратит время впустую.
В соседнем окне "дурака бреют без мыла" - то есть, обманывают. А наблюдают за этим «два дурака под одним капюшоном», ведь глупость любит общество.
На вершине башни в центре картины молодой паренек размахивает плащом - "держит нос по ветру".
Мужчина "рыбачит мимо сети" - явно упускает какую-то возможность! А справа от него персонаж буквально "бросает деньги на ветер"!
5 пословиц зашифрованы на каменном мосту, где произошло столкновение троих человек и скота:
Сортирные лейтмотивы встретятся и здесь: "две задницы идут в один сортир" - то есть, находятся в полном согласии. Когда у кого-то наступает чёрная полоса, говорят, что он «свалился с быка на ослиную задницу», а тот, кто «вешает на себя бремя» — преувеличивает свои беды. «Вытирать зад о дверь» означает пренебрежительное отношение, «целовать дверное кольцо (дверную ручку)» — быть угодливым. А ещё здесь столкнулись два конкурента: «один нищий жалеет, что другой нищий встал у его двери».
Мужчина, забравшийся на вершину башни, напоминает: "Волноваться не стоит, что чей-то дом горит, ведь для кого-то это возможность согреться. Иначе говоря, везде нужно искать выгоду для себя, поплевывая на окружающих".
Следующие детали тяжеловато рассмотреть без лупы:
Старушка убегает от собак - вот уж точно «страх заставил бабушку побегать», неожиданные обстоятельства открыли новые качества. Три крошечные фигурки символизируют пословицу «когда слепой ведёт слепого, оба упадут в яму» — не стоит следовать за невеждой.
Моряк в лодке «легко идёт по ветру», то есть пользуется благоприятными обстоятельствами, и «держит глаз на парусе» - находится начеку.
Справа от него человек "гадит на виселицу" - он явно равнодушен к любому наказанию.
На следующем фрагменте два медведя отсылают нас к крылатому выражению «дикие звери предпочитают друг друга», что означает дружбу между равными. Крестьянин, "нанизывающий капюшон на забор", отказывается от того, что ему пригодиться позже. А рыбак, который «держит угря за хвост», справляется с непростой задачей.
Довольно интересная сценка разворачивается в левом нижнем углу картины. Женщина "привязывает черта к подушке", что свидетельствует о ее упорстве в сложных ситуациях.
Расположившийся рядом мужчина, который "грызет колонну", является религиозной ханжой.
А женщина, несущая "в одной руке раскаленный металл, а в другой ведро с водой" - двуличная.
Ну, а мужчина, бьющийся головой об стену, не нуждается в дополнительных комментариях, но одна нога у него босая, а вторая обутая - таким образом художник напоминает зрителю о важности равновесия.
За их спинами юноша «жарит всю сельдь ради одной икринки» - совершает много лишних действий ради малого результата. Но зачем этот персонаж «надел на голову крышку»? Вероятно, он хочет отказался от взятых ранее обязательств. А его собеседник «сидит на пепле меж двух табуретов» — демонстрирует неуверенность.
Уж очень странным выглядит мужчина, "бросающий розы перед свиньями", очевидно, он растрачивается на недостойных. Также здесь содержится намёк на евангельское «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями».
Правее находится коленопреклоненная старушка (по другим версиям - это монах), "привязывающая Христу льняную бороду" - она скрывает обман, прикрываясь благочестием.
А если опустите взгляд, то увидите персонажа, способного унизиться ради успеха - он готов «согнуться, чтобы войти в мир», щёголь рядом «крутит мир на пальце» - кажется, у него всё схвачено, вот только кто-то "вставил ему палки в колеса".
Недалеко от этих персонажей разворачивается интересная сцена - мужчина «исповедуется дьяволу», то есть выдаёт секреты врагам. Слева от него другой персонаж «ставит свечу дьяволу» - перед вами лицемер.
А рядом с этой дьявольской мизансценой пируют лиса и журавль — Брейгель знал басню античного писателя Эзопа о двух обманщиках, не упускающих выгоду. Тарелка на краю стола напоминает, что «нет толку в красивой посуде, если с неё нечего есть», а шумовка за спиной лисы — о тунеядстве («быть черпаком для пены»).
Становится понятно, что высказывания, визуализированные художником, носят назидательный характер. Сюжет картин — это «мир вверх тормашками», которого не должно существовать. Работа была настолько популярна, что сын художника, Питер Брейгель Младший, создал несколько копий. Причём не все они в точности повторяют оригинал. Попробуйте поискать различия между работами отца и сына и напишите в комментариях, какие отличия вам удалось обнаружить🔍
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: