Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Почему люди прошлого кажутся нам такими некрасивыми?

Оглавление

Рассматривая произведения искусств, многие обращают внимание на то, что изображенные на них модели не такие уж и красивые. В чем дело? Неужели стандарты красоты настолько отличались? Красота - понятие относительное и идеалы менялись на протяжении веков. Попробуем проследить эволюцию канонов женской красоты!

Средневековье:

В эпоху Средневековья высоко ценилась светлая кожа, оттенок которой граничил с молочной бледностью, намекающей на благородное происхождение. Смуглая кожа же была признаком представителей низшего сословия, человека недостойного, а потому и некрасивого.

Средневековая красотка за туалетом.
Средневековая красотка за туалетом.

На Меленском диптихе Жана Фуке изображена Агнесса Сорель, одна из первых официальных фавориток в истории. Лицо Dame de Beauté (Дамы Красоты) белое, как молоко. Но кажется, что девушка лишена волос на голове. Как же так? Дело в том, что в то время господствовала мода на высокий выпуклый лоб. И чтобы добиться эффекта дамы сбривали себе брови. Красиво? Для того времени бесподобно! Агнесса Сорель была мечтой каждого, кто жил при Дворе Карла VII. Почему она изображена с обнаженной грудью? Ответ найдете в моей статье о том, почему Агнессу Сорель изобразили в таком необычном образе (Тайны Меленского диптиха: любовица короля в образе дерзкой Богордицы)

Правая панель Меленького диптиха "Богоматерь с младенцем", Ж. Фуке, 1450.
Правая панель Меленького диптиха "Богоматерь с младенцем", Ж. Фуке, 1450.

Был в средневековье и «фотошоп»: художникам платили за улучшение изображений, после чего они убирал шрамы и старались сгладить неприятные черты лица.

Не стоит забывать и о том, что техника рисования на протяжении веков находилась в процессе эволюции. Античные художники уже неплохо рисовали: взгляните на фаюмские портреты древних египтян. Но в эпоху Средневековья натуралистическая техника сперва была забыта, а потом воссоздана вновь, а портрет долгое время находился под сильным влиянием иконописи.

Возрождение:

В эпоху Возрождения идеальным считалось все, что выглядело здоровым. Поэтому девушки стремились быть не худыми и не толстыми, но обязательно иметь покатые плечи и чуть заметный животик.

Мода на светлую кожу не исчезла: главным врагом красоты был объявлен загар — признак неблагородного происхождения. А уж если вы приняли солнечные ванны, то будьте готовы отбелить кожу специальным средством, которое содержало смертельно опасный свинец.

Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони, 1489.
Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони, 1489.

Главная красавица Ренессанса, Симонетта Веспуччи, сегодня многим показалась бы обычной девушкой. Да, у неё тонкий профиль и замысловатые прически, но многие бы посчитали ее просто симпатичной.

«Портрет Симонетты Веспуччи», Пьеро ди Козимо
«Портрет Симонетты Веспуччи», Пьеро ди Козимо

Если же взглянуть на картины Боттичелли (а Симонетта была его главной музой), то легко можно увидеть, что его красавицы имеют выраженный живот. То, что сейчас девушки стараются скрыть, в то время считалось прелестной деталью образа. Кстати, здесь я рассказываю о том, как понимать знаменитую "Весну" Боттичелли и какие тайны скрывает этот шедевр.

Интересно, что в 1470–1480-е годы появился немного иной тип женской красоты — «нимфа». Земную красоту неземного существа считали признаком добродетели. Эта концепция была вдохновлена неоплатонической философией, которая была популярна в XV веке в придворных кругах Лоренцо Великолепного Медичи.

«Портрет молодой женщины» в мифологическом образе, Сандро Боттичелли.
«Портрет молодой женщины» в мифологическом образе, Сандро Боттичелли.

Барокко:

К XVII веку идеал красот достиг размера plus size. Фламандский художник Рубенс не написал ни одной худышки, и сегодня пышнотелых красоток мы назовем «рубенсовскими». Такие пышные формы были не поводом для осуждения, а признаком жизни на широкую ногу. Обнаженная натура Рубенса — идеал красоты того времени, квинтэссеннция здоровья, сексуальности, гармонии.

Рубенс, "Три грации", ок. 1635 года. Мадрид, Музей Прадо.
Рубенс, "Три грации", ок. 1635 года. Мадрид, Музей Прадо.

Женщины отдавали предпочтения роскошным и дорогим нарядам, вызывающим платьям с объёмными рукавами. Особое внимание уделяли причёскам. Чтобы сделать волосы пышнее, подкладывали специальные подушечки из шерсти, пакли или стриженых волос. Завивали волосы с помощью щипцов и украшали заколками. Кстати, именно по этой причине многие портреты того времени можно смело назвать "портретом платья", а не исторической личности.

Рококо:

Спустя 100 лет после Рубенса модницы решили, что нет ничего прекраснее юности, игривого румянца и тонкой талии. На модный пьедестал взошли румяна, тугие корсеты и туфельки с изогнутым каблуком. Наряды стали напоминать пирожные со взбитыми сливками и кремовыми розочками, а скрывались за этим "декором" настоящие кокетки, для которых естественность было синонимом безобразности.

«Портрет Марии-Антуанетты с Розой», Элизабет Виже-Лебрен.
«Портрет Марии-Антуанетты с Розой», Элизабет Виже-Лебрен.

Скромность вызывала насмешки: если девушка стыдится – значит нечем похвалиться. Дамы постоянно находили повод показать себя. Популярным развлечением знати были и своеобразные конкурсы красоты, где дамы без стыда задирали подолы и распахивали корсажи.

"Засов", Жан-Оноре Фрагонар.
"Засов", Жан-Оноре Фрагонар.

В эпоху рококо “смешиваются” оба пола, мужской наряд начинает напоминать женский. Мужчина перестает быть воином и становится элегантным кавалером. Каноны красоты эпохи рококо иллюстрируют портреты Франсуа Буше и Ж. О. Фрагонара (кстати, о пикантных подробностях картин эпохи рококо я рассказывала здесь).

XIX век:

На рубеже XVIII и XIX веков происходит нечто странное: женщины отказываются от некогда необходимого, но бесчеловечного предмета гардероба — корсета. Модницы начинают вдохновляться античными идеалами: а античные женщины и подумать не могли, что одежда может нещадно сжимать ребра. Поэтому современникам Наполеона выпала удивительная честь: они влюблялись в девушек, свободных от стальных объятий моды.

Ж. Л. Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800. Лувр, Париж.
Ж. Л. Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800. Лувр, Париж.

Европа переживала античный бум: главной сенсацией стали раскопки древнеримских горо­дов — Помпеев и Геркуланума, а эстетический образ антич­но­сти окончательно сформировался благодаря статьям немецкого искусство­ве­да И. Винкельмана.

"Женщины походили на античные статуи, чудом попавшие из классики в современность", — отмечает немецкая писа­тельница Каролина де ла Мотт Фуке.

Возник феномен «нагой моды». Современники называли ее «модой à la sauvage» — «мода а-ля дикари», а историки искусства — ампирной или неоклассической. Такая мода предъявляла особые требования к фигуре, особенно к форме бюста. Но не все дамы могли похвастаться пыш­ной грудью, поэтому, в моду вошла искусственная грудь, которую делали из воска или из кожи телесного цвета с нарисованными прожилками:

«Особая пружина позволяла ей ритмически вздыматься и опускаться. Подобные шедевры, воспроизводившие иллюзию настоящего бюста, пользовались большим спросом и оплачивались очень дорого» - отмечал Э. Фукс в "Истории нравов. Буржуазный век".

Женщины носили прическу à la grecque («по-гречески»), плетеные сандалии, камеи, браслеты. Низкое декольте, обнаженные плечи и отсутствие корсета составляли контраст с дамскими нарядами предшествующих эпох.

Жак-Луи Давид – Портрет Анриетты де Вернинак, урожденной Делакруа, сестры художника Эжена Делакруа.
Жак-Луи Давид – Портрет Анриетты де Вернинак, урожденной Делакруа, сестры художника Эжена Делакруа.

ХХ век:

В ХХ веке в моду входят пышный бюст, тонкая талия, выразительные бедра, то, за что так любили Мэрилин Монро. Настало время истинной женственности, но и прогресс не стоял на месте: пока некоторые дамы шнуровали корсеты, один модельер придумал, что эта пытка совершенно необязательна! Поль Пуаре показал миру, что женские платья можно кроить подобно мужской рубашке: свободно и по фигуре. Но Первая Мировая война заставила женщин забыть о красоте, на смену которой пришло удобство. К былым идеалам не вернулись и после окочания.

Поль Пуаре с моделью, 1924.
Поль Пуаре с моделью, 1924.

Эпоха «Великого Гэтсби» (кстати, психологический разбор "Великого Гэтсби" можно прочитать здесь) вводит новый тип женственности: озорной, яркий. О фигуре "песочные часы" благополучно забыли, на смену пришли девушки андрогинного типа, «флэппер» — с мальчишеской фигурой, плоской грудью и короткой стрижкой. А чтобы спрятать грудь, модницы стали носить утягивающее белье и отдавать предпочтение одежде, скрывающей изгибы тела. Платья стали короче, и танцевать в них было куда проще, чем в корсетах.

А об идеале красоты ХХI века предлагаю поразмышлять в комментариях!

Спасибо, что дочитали до конца!

Ставьте лайк и не забудьте подписаться

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами картин, которые могут дать вам интересны: