Найти в Дзене
Тех Лаб

7 выдающихся белорусских тяжеловесных грузовика советской эпохи, оставшихся в памяти.

Оглавление

В период существования Советского Союза, Беларусь производила внушительные грузовые автомобили, которые нередко характеризовали как машины "двойного назначения". Многие из этих образцов и сегодня впечатляют своим масштабом и инженерными решениями, особенно на фоне современных транспортных средств. Далее представлен обзор наиболее интересных моделей из этой плеяды.

1. МАЗ-525


Этот гигант отличался грузоподъемностью в 25 тонн. Данная модель послужила отправной точкой для создания других большегрузных машин, в частности, трехосного самосвала МАЗ-530. Характерными чертами этого автомобиля были сложность управления и ограниченная маневренность.

Впоследствии на его базе были разработаны усовершенствованные модели с тремя осями, такие как полноприводный самосвал МоАЗ-7502 с шарнирно-сочлененной рамой и двигателем мощностью 425 л.с., а также МоАЗ-7503 с колесной формулой 6х4.

Еще одной модификацией МАЗ-525 стал троллейвоз МАЗ-525ХТТУ, внешне значительно отличавшийся от своего предшественника. Этот троллейвоз, напоминающий троллейбус, отличался возможностью передвижения не только по контактной сети, но и автономно, благодаря двум электродвигателям общей мощностью 234 л.с.

Автомобиль считался передовой разработкой своего времени, благодаря наличию гидроусилителя руля и электропривода для подъема кузова.

Стоит отметить, что в создании этой машины участвовали специалисты из различных организаций, включая трамвайно-троллейбусное управление Харькова, трест «Союзнедра» и Институт горного дела. Результатом совместной работы стала уникальная модель, сочетавшая в себе высокую производительность и экономичность.

2. МАЗ-532


Изначально планировалось, что этот автомобиль будет использоваться в качестве лесовоза и тягача, поэтому его сделали относительно коротким – всего 3,4 метра в длину. Конструкция машины включала две оси, механическую 5-ступенчатую коробку передач и двигатель мощностью 165 л.с.

Серийное производство этой модели так и не было налажено, но она послужила прототипом для разработки МАЗ-538. Кроме того, на основе МАЗ-532 инженеры создали облегченную одноосную модель, способную выполнять функции трактора – МАЗ-529. Эта маневренная машина могла развивать скорость до 40 км/ч при мощности двигателя 180 л.с.

-2

3. МАЗ-7907


Это самый крупный автомобиль, когда-либо выпущенный в Минске. Его длина составляет почти 30 метров, а количество осей – 12. Схожей моделью является МАЗ-7904, имеющий колесную формулу 12х12, два двигателя суммарной мощностью 1830 л.с., две 4-ступенчатые трансмиссии и две передачи заднего хода. Для повышения маневренности этот гигант был оснащен шарниром между первыми и вторыми шестью осями.

Автомобиль работал на газовой турбине мощностью 1250 л.с., позволявшей ему разгоняться до 40 км/ч. Однако испытания выявили слабое место – недостаточно эффективную электро-трансмиссию.

-3

4. БелАЗ-540


Этот самосвал оснащен гидромеханической трансмиссией и имеет грузоподъемность 27 тонн. При использовании прицепа автомобиль мог перевозить до 65 тонн груза, при условии установки более мощного двигателя.

Перед конструкторами была поставлена задача – увеличить грузоподъемность машины. Так появился БелАЗ-548, оснащенный мощным двигателем (500 л.с.), что позволяло ему перевозить до 40 тонн груза.

-4

5. Троллейвоз БелАЗ-Э524-Э742


Задачей разработчиков было создание техники для работы в шахтах. В качестве основы для этой модели был взят автомобиль 548В. Ее грузоподъемность составляла 65 тонн. Этот тип техники предназначался для работы в карьерах и на крупных строительных площадках, где требовалась высокая грузоподъемность и эффективность.

Троллейвоз БелАЗ-Э524-Э742 использовал электрическую тягу, что снижало выбросы и улучшало экологические характеристики по сравнению с дизельными аналогами. Кроме того, машина отличалась энергоэффективностью, благодаря сравнительно небольшому расходу топлива.

В дальнейшем эта модель была использована при разработке автомобилей с электрической трансмиссией и двигателями внутреннего сгорания. Например, БелАЗ-549В-5272, грузоподъемность которого составляла 120 тонн, а мощность газотурбинного двигателя – 1200 л.с. Прототипом этой модели стал тягач с электротрансмиссией БелАЗ-549.

-5

6. БелАЗ-6411


Этот тягач способен буксировать лайнер весом до 100 тонн. На базе данной модели был создан более мощный тягач БелАЗ-7421, предназначенный для буксировки самолетов массой до 200 тонн. Это стало возможным благодаря установке двигателя мощностью 525 л.с. При движении вперед тягач развивал скорость 15 км/ч, а назад – 8 км/ч.

Для решения проблемы транспортировки самолетов была разработана обновленная полноприводная трехосная версия тягача МоАЗ-7915. Мощность его двигателя (600 л.с.) позволяла буксировать даже самые тяжелые "Мрии".

Белорусские инженеры, совместно с японскими коллегами, создали на основе БелАЗ-6411 машину с большей грузоподъемностью – БелАЗ-7550, способную перевозить груз весом до 250 тонн.

Для выполнения ряда производственных задач был создан автомобиль, способный перевозить до 480 тонн груза – БелАЗ-75501. Эта модель отличалась маневренностью благодаря наличию камеры заднего вида, сочлененной рамы и двух пар сдвоенных двускатных колес. Мощность двигателя автомобиля составляла 3150 л.с. Защиту от перегруза обеспечивала электронная система контроля.

Модификацией этого гиганта является БелАЗ-75710, оснащенный двумя топливными баками объемом 2880 литров каждый, немецким двигателем мощностью 2330 л.с. и рассчитанный на перевозку 450 тонн груза.

-6

7. Тягач МоАЗ-6401-9585


Разработка этого автомобиля заняла у инженеров-конструкторов 4 года. С 1971 года тягач был запущен в серийное производство. Существовало несколько версий, различавшихся мощностью, типом кабины и панелями управления. Однако все они имели общую техническую особенность – мощный дизельный двигатель.

Технологии, использованные в этих машинах, легли в основу разработки проекта МАЗ-7906 с дополнительной парой колес. Это позволило разгрузить оси и сделать четыре из них управляемыми. МАЗ-7906 разгонялся до 30 км/ч, имея двигатель мощностью 1200 л.с. Конструкция автомобиля позволяла ему передвигаться по труднопроходимым участкам, что было важно для работы в удаленных районах.

-7