Найти тему

Северный морской путь вдоль России исправно работает. А вдоль Америки?

12K прочитали

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..

В прежние же времена, чтобы попасть из Европы скажем, в Китай, надо было совершить чуть ли не кругосветку. Поэтому издавна существовала идея - а нельзя ли попасть в Азию, обогнув Америку с севера? Первым взялся проверить Джон Кэбот, который на самом деле был генуэзцем Джованни Кабото, бывший в некоторой степени соперником Колумба, только не на испанской, а на британской службе и плававший на денежки бристольских купцов.

Попытка эта была достаточно робкой, о чём можно судить по карте ниже, зато на ней осталось его имя:

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..

Он не смог добраться даже до будущего Гудзонова пролива. Конечно, надо признать, что географические и климатические условия в тех местах исключительно суровые, и многочисленные попытки пройти Северо-Западным проходом в течение четырёхсот с лишним лет оканчивались неудачей, а то и трагической гибелью целых экспедиций.

Первым, кому удалось это сделать на 47-тонном китобойном судне "Йоа"

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-2

был знаменитый Руал Амундсен. Правда, на это ушли почти три года, с зимовками по пути, так что в коммерческом плане это было неприемлемо. Однако принципиальную возможность такого прохода он доказал, хотя ссылался на то, что эти годы в том районе Арктики были довольно тёплыми. По меркам Арктики, конечно :)

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-3

Следующий успешный проход Северо-Западным проходом был совершен между 1940 и 1942 годами канадским кораблем « Сент-Рок» , имевшим корпус ледового класса

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-4

Сейчас он сохраняется как музей на суше в крытом ангаре.

Прошло ещё 15 лет до тех пор, пока был совершён третий вояж по Северо-Западному проходу. В этом путешествии трём судам было поручено проложить успешный путь через Северо-Западный проход "в ответ на проблемы обороны, вызванные напряженностью времен холодной войны с Советским Союзом", как пишется в американском источнике.

Все они были кораблями береговой охраны США - « Сторис » (WAG 38), «Спар» (WAGL 403) и « Брэмбл» (WAGL 392). Давайте более подробно о самом путешествии и этих кораблях.

"Сторис" базировался в Джуно, Аляска. "Спар", в Бристоле, Род-Айленд, и "Брэмбл" , в Майами, Флорида. Так что двум из них предварительно пришлось обогнуть Северную Америку с юга, пройдя Панамским каналом.

Все трое встретились в Сиэтле, штат Вашингтон, и отправились в плавание 1 июля 1957 года. Лучшее понимание движения льдов и возможность прохождения через них без серьезных повреждений и застревания, имели решающее значение для будущей судоходной деятельности в этом регионе. Их задача заключалась также в пополнении запасов американских и канадских арктических баз Военно-морской транспортной службы ВМС США, проведении гидрографических исследований арктических вод и поиске морского пути, достаточно глубокого для прохода более крупных грузовых судов с более глубокой осадкой.

Они шли в направлении, обратном экспедиции Амундсена. Находясь в проливе Франклина, на несколько дней застряли во льдах, прежде чем "Спар" освободился сам и затем помог другим достичь чистой воды. В это время они продолжали свою работу по нанесению на карты и записи глубин, исправлению старых карт, а также установке заякоренных буев для обозначения будущих морских путей.

6 сентября, войдя в пролив Белло, они встретились с HCMS Labrador , который провел их через сложный семнадцатимильный проход. При этом они стали первыми кораблями с глубокой осадкой, прошедшими по этому водному пути. А поскольку "Сторису", чтобы вернуться на Аляску, также пришлось пройти Панамским каналом, то все трое стали первыми в истории, совершившими "кругосветное" путешествие вокруг североамериканского континента.

Чуть подробнее о них.

Лёгкий ледокол « Сторис » (WAG 38) . Вот он во время того похода:

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-5

Длина 70 м, осадка 4,6 м, водоизмещение около 2060 тонн. Вошёл в строй 30 сентября 1942 года. Интересна история его названия. Первоначально планировалось назвать его "Эскимос". Но, видимо, приступы толерастии начинались уже тогда и появилось мнение, что эскимосы могут обидеться. Мне лично непонятно на что, скорее они бы гордиться этим были должны. Тем не менее, было принято назвать его "Сторис", что на скандинавских языках означает мощный лёд.

Девизом судна было ALASXAM ILAQAAN MAYAAQISNIIKACHXIIZAX, уж не знаю, на каком это языке, но означает "Великий охотник вод Аляски". Были и неофициальные прозвища: «Галопирующий призрак побережья Аляски», «Королева флота». Последнее наверно потому, что он был самым старым кораблём Береговой охраны США на момент списания - 64 года 5 месяцев.

Во время войны занимался сопровождением конвоев в Арктике и поисками немецких метеорологических станций в Гренландии. О них, кстати, я писал в статье

После войны патрулировал арктические воды на севере Берингова моря, и вообще, занимался самой разнообразной деятельностью, вплоть до оказания стоматологических услуг в отдалённых поселениях

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-6

Прошёл последовательно два капитальных ремонта, но всему приходит свой срок. 8 февраля 2007 года был выведен из эксплуатации и отправился в Калифорнию в состав так называемого "Нафталинового флота", короче, в резерв. Вот он в последний раз покидает северные воды:

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-7

Отправлен на металлолом в октябре 2013 года.

"Bramble" (WLB-392)- гидрографическое судно длиной 55 метров и водоизмещением 1041 тонна. Вошёл в строй 22 апреля 1944 г., имел прозвища "Шип Великих озер", "Арктические аристократы", "Шмель".

Вошёл в строй 22 апреля 1944 г. В составе флота с 1944 по 2003 год он нес службу в водах Тихого океана, Карибского бассейна и Атлантического океана, а также на Великих озёрах. Обычная служба гидрографа, вот он в более поздний период:

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-8

А здесь во время того исторического плавания, на заднем плане:

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-9

22 мая 2003 года «Брэмбл» был выведен из эксплуатации и стал музеем в городе Порт-Гурон на озере Гурон. Но денег на музеи всегда не хватает, выставлен на аукцион, куплен частным лицом и продолжил оставаться музеем. Потом владельцу пришла в голову мысль повторить на нём поход вокруг Северной Америки. Началась подготовка.

Но этот план был отменен, поскольку у нового владельца закончились средства, и корабль у него отобрали для продажи на аукционе. 4 декабря 2019 года "Брэмбл" был продан за 80 000 долларов компании MARS, Modern American Recycling Services, Inc. Что с ним было дальше - не нашёл. Распилили скорее всего.

"Спар" (WLB-403) был аналогом "Брэмбла". Поскольку шла война, для защиты от нападения с воздуха на нем были установлены четыре 20-мм орудия: два на надстройке и два в кормовой части. В кормовой части надстройки была установлена ​​единственная 3-дюймовая пушка. На корме были установлены стойки глубинных бомб, а на носу реактивный бомбомёт.

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-10

Но повоевать ему не довелось, тоже обычная служба рядового гидрографического судна. В другой окраске:

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-11

Обычно суда ледокольного типа не радуют команду во время шторма из-за особенностей обводов корпуса. Вот что вспоминал старшина третьего класса Береговой охраны США в отставке Том Хаф, который служил на « Спаре» машинистом во время эпического путешествия продолжительностью в три с половиной месяца в 1957 году:

"Во время шторма можно было слышать, как товарищи по плаванию громко молились на своих койках. Повара не могли работать, поэтому мы ели арахисовое масло и соленые бутерброды. Судна швыряло с борта на борт и с носа на корму. Часто мы скользили боком с огромных водяных холмов. Нам пришлось привязывать себя к койкам веревкой, чтобы нас не выбросило".

После завершения путешествия президент Дуайт Д. Эйзенхауэр направил личные поздравления экипажу "Спар"  с  выдающимися достижениями на их стойком судне. А обычная работа гидрографического судна продолжалась. Вот он везёт на палубе буи:

Можно сказать - а на кой он нужен, если есть Панамский канал? Но всякое может случиться, это дело такое..-12

В 1966 году, через девять лет после путешествия по Северо-западному проходу, судну была поручена миссия по проведению океанографических исследований, которая включала заходы в порты Исландии, Норвегии, Дании, Германии и Ирландии.

Был выведен из эксплуатации в 1997 году и помещен на хранение на верфь береговой охраны в Кертис-Бей, штат Мэриленд. После семи лет сбора ржавчины, главные двигатели, генераторы и другое оборудование были сняты и проданы для переоборудования другого судна. Корпус был подготовлен и затоплен в июне 2004 года на глубине 30 метров в 30 милях от побережья Северной Каролины , где сейчас он служит искусственным рифом.

Сегодня "Спар" является одним из самых популярных мест для дайверов у побережья Северной Каролины.

А что же с коммерческим использованием Северо-Западного прохода? Да никак, ведь есть Панамский канал...

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: