Найти в Дзене

Аварийная посадка. Неподготовленная

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Вопрос про аварийную посадку звучит на нашей работе довольно часто, пассажиры не всегда понимают какая посадка будет считаться аварийной, а чем отличается подготовленная от неподготовленной - вообще темный лес. Давайте расскажу в этой статье про неподготовленную, как к ней все таки готовиться, что делать и как при этом всем остаться живым. А потом расскажу про подготовленную отдельной статьей, потому что материала довольно много.

Неподготовленная

Из названия уже понятно, что времени на подготовку к посадке нет, делать все надо максимально быстро, пугаться и паниковать некогда.

Что происходит? В какой-то момент становится ясно, что дальше самолет лететь не может, необходимо садиться прямо вот тут, а где именно - все равно. Задача пилота в этой ситуации оставить самолет максимально целым (целый самолет - целые пассажиры), выбрать место для посадки поровнее, а посадку совершить как можно мягче.

Пример? Август 2019 года, Дамир Юсупов и А321 "Уральских Авиалиний".

-2

На взлете в двигатель попадают птицы, разгон прекращается, набора высоты нет, необходимо садиться где-то, не в аэропорту. В этой ситуации у экипажа времени на подготовку не было вообще. Опуская рассуждения о везении, подумаем, что делает экипаж:

Летный экипаж (пилоты) подают команду "Приготовиться к удару", или как это говорится на английском "Brace for impact".

Кабинный экипаж (бортпроводники) подают команду "Голову вниз! Закройте голову руками! Сгруппируйтесь!" И подается эта команда до приземления.

А после приземления начнется торжественная эвакуация, и уже там будут звучать команды про расстегнуть ремни, снять обувь, оставить все и на выход. Зачем снять обувь? Чтобы не травмировать себя каблуками, когда поедете по трапу. Популярно объяснял в статье про обувь, вот в этой: https://dzen.ru/media/id/6514866c0e8a54683f874837/obuv-dlia-poleta-v-samolete-podhodiascaia-i-ne-ochen-65245026e069e30603188a3c

Почему оставить все? Потому что процесс изъятия вещей с полок, которые туда были бережно утрамбованы, займет какое-то время. Драгоценное время, те самые секунды жизни. Забиваем на вещи, топаем к выходу. Жизнь дороже косметички, лабутенов и паспорта.

И это при том, что речь идет о сравнительно небольшом А320. Если самолет будет выше, допустим тот же Boeing 777, то и длина трапов окажется больше.

Что делать пассажирам?

-3

Из команды уже понятно, что голову надо опустить, накрыть руками и сгруппироваться. Пассажиры всегда сидят по ходу движения, то есть лицом к носу, спиной к хвосту самолета.

Наклоняемся вперед, чтобы при резком торможении уменьшить вероятность хлыстовой травмы позвоночника (особенно часто страдает шея), ремень необходимо затянуть как можно туже, опять же, чтобы при торможении не двигаться в кресле и не нанести себе травмы.

Подлокотники вниз. В случае поперечной раскачки за него можно ухватиться, и хоть как-то увеличить свои шансы на выживание.

Летим с ребенком? Детский ремень дали, а значит ребенка максимально быстро пристегнуть, головой держать от прохода, в сторону иллюминатора. Потому что обязательно по проходу кто-то побежит с чемоданом, сто процентов. Чтобы лишние травмы не наносить, голову малыша в сторону. Сами телом накрываем сверху. Есть отец рядом? Лучше, чтобы держал малыша отец. Просто он физически сильнее.

Место спереди позволяет? Складываемся пополам, так, чтобы спина была параллельно полу, руки прижимаем к телу, кисти в замок и на затылок, голову надо защищать, гарантии, что чей-то чемодан не прилетит в затылок нет никакой.

Место спереди не позволяет? Складываем руки, упираемся в спинку впередистоящего кресла, опять же, необходимо минимизировать расстояние, которое ваше тело пройдет в момент резкой остановки.

Ноги. Колени вместе, стопы врозь. Увеличиваем таким образом площадь опоры на пол. Ступни развернуть носками внутрь, принцип тормозящего лыжника, опять же, чтобы рассеять энергию резкой остановки.

Сидите у аварийного выхода? Будьте готовы, что его надо будет открывать, об этом я так же писал в статье. https://dzen.ru/media/id/6514866c0e8a54683f874837/polety-na-kreslah-povyshennoi-komfortnosti-ili-niuansy-kresla-na-avariikah-6549fbedf3bdb816c20ab746

У разных самолетов процедура открытия аварийных выходов разная, поэтому не поленитесь и уделите пару секунд тому, чтобы прочитать инструкцию и узнать, в какую же сторону люк открывается. Или дверь. Или сразу два люка.

Посадка, удар, остановка. Самолет остановился, а значит далее звучит команда к эвакуации. Расстегиваем ремень, вспоминаем, где ближайший выход из самолета, но перед этим пара секунд на то, чтобы осмотреться. Если вы сидите на 29 ряду, а хвост объят пламенем, то бежим вперед. По аналогии и с носовой частью.

Начался пожар и под потолком уже есть клубы черного дыма? Голову вниз! Лицо закрыть тканью и идем на свет. Сложнее, если все происходит ночью, тогда сориентироваться помогут световые полосы на полу. Их мы показываем на демонстрации, они и станут спасительным путеводным клубочком.

Летите в кроссовках? В них и двигаемся к выходу. Каблуки? Снимаем, девочки, можно взять с собой.

Дыма и огня нет, но и хвоста нет? Честно, эвакуироваться удобнее с помощью трапа, поэтому идем туда, где есть выход, предусмотренный заводом изготовителем. Если же разлом конструкции единственный способ попасть на улицу - он и будет считаться для вас аварийным выходом.

В случае с посадкой на воду, чаще всего, именно разлом фюзеляжа и позволяет спастись, так как через обычные выходы покинуть тонущее судно становится невозможно, но мы сейчас больше про посадку на сушу.

-4

В случае с Гудзоном разрушения конструкции не было, приходилось использовать выходы, уже имеющиеся в самолете.

Вернемся к моменту, когда дыма и огня нет. Расстегнуть ремень, встать, вспомнить, где сидели, вспомнить, где ближайший выход, двигаться к нему. Вот дверь, но она закрыта, и бортпроводник говорит бежать к другому выходу? Слушаем его! Не надо смотреть и пытаться узнать что же там не так, просто потеряете время, а его и так очень мало. Поэтому идем туда, куда указывают руками.

Дверь открыта, а вы первый в очереди на выход? Выходим первым! Далее надо остаться внизу у трапа, страховать пассажиров, которые выходят вслед за вами. Так вы здорово повысите скорость эвакуации и уменьшите травматизм среди пассажиров. Помогли? Бежим подальше!

Выходите не первым? Прыгаем в трап, съезжаем, убегаем! Все просто.

-5

Что делает экипаж? Конкретно бортпроводники. Организовали эвакуацию, дали необходимые команды, сопроводили людей на выходе, помогли покинуть самолет, после этого мы возьмем аварийно-спасательное оборудование, в том числе разные передатчики (те самые, что работают в система Коспас-Сарсат), чтобы нас могли найти в любом поле, где бы мы ни оказались. Далее с фонарями мы пройдем по салону, все просмотрим, чтобы никого испуганного не забыли под креслом. Есть возможность? Достанем и кота. Пассажир ранен? Аккуратно достанем и спустим по трапу. Опять таки, если есть возможность для всех этих действий.

На борту никого? С аптечками, фонарями, мегафоном, водой (я бы точно взял), прыгаем в трап. Последним самолет покинет командир воздушного судна.

Сделали все правильно? Поздравляю, вы выжили, но непонятно где находитесь. Чтобы вас нашли, необходимо передать сигнал бедствия (да да, тот самый May Day), и не уходить далеко от места посадки. Хотя места бывают разные, в некоторых будет очень проблематично найти севший борт. Но надеемся на пилотов, что они выбрали площадку поровнее.

Вот и все! Ничего сложного, если в двух словах, шанс выжить есть, если слушать экипаж, поэтому обратите внимание на ближайшие выходы, где ваше кресло и в какую сторону бежать в случае аварийной ситуации. И не паниковать. Только слаженные действия и холодная голова помогут остаться целым.

Пусть такие ситуации бывают крайне редко, возможно, что на ваш век эвакуаций из самолет вообще не придется, оно и к лучшему, но будет лучше, если вы будете знать. А если все штатно, а еще и увидели меня в самолете, то смело называйте промокод "Говорит старший бортпроводник", я вам сделаю кофе, дам шоколадку, будете себе лететь спокойно. Безопасных вам полетов!