Найти в Дзене
Искусство народу

Как уроженец Белоруссии русский театр прославлял

Леон Бакст – творческий гений, чей образ мистичен и противоречив. Как, собственно, и эпоха, в которую он творил. Даже его рождение было окутано тайной. В разное время считалось, что он родился то в России, то в какой-то маленькой европейской стране. На самом деле он уроженец Гродно, Белоруссия.

Молодой дагомеец. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/r-13489/index.php
Молодой дагомеец. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/r-13489/index.php

Бакст проявил замечательный талант уже в раннем возрасте, что было поддержано семьей. Его alma mater - Санкт-Петербургская Академия Художеств дала возможность вполне окрепнуть таланту и дать билет в большую творческую жизнь.

Портрет А. Н. Бенуа 1898. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/r_26999/index.php
Портрет А. Н. Бенуа 1898. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/r_26999/index.php

Но! Он ее не оканчивал и даже не был студентом. Лев Самойлович был вольнослушателем, т.е. свободно посещал мастерские, писал постановки вместе со студентами иногда позируя. Вот и все его "университеты".

Афиша для «Базара кукол» 1899. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-7631/index.php
Афиша для «Базара кукол» 1899. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-7631/index.php

Дружил с великими мастерами, например в 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым поехал путешествовать по Греции  — за вдохновением. Там он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно "Древний ужас".

Древний ужас (Terror Antiquus) 1908. Холст, масло. 250 x 270. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_8135/index.php
Древний ужас (Terror Antiquus) 1908. Холст, масло. 250 x 270. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_8135/index.php

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов "Жупел", "Адская почта", "Сатирикон". А уже в 1910 году, после переезда в Париж, Бакст становится все более популярным, его нередко представляют за границей как официального художника малого императорского двора (семья великого князя Владимира Александровича, дяди Николая II). Грандиозный успех!

Портрет С. П. Дягилева с няней 1906, холст, масло. 161 x 116. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_2117/index.php
Портрет С. П. Дягилева с няней 1906, холст, масло. 161 x 116. Источник фото https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_2117/index.php

Однако, В 1914 году Лев Бакст временно лишился возможности въезда в Российскую столицу. Причина этого происшествия остается неясной. Возможно, это было недоразумение, либо Баксту пришлось соблюдать правила "черты оседлости", ограничивающие передвижение людей внутри страны.

"Портрет Вальтера Федоровича Нувеля" 1895
Бумага на картоне, акварель 53,1 x 39,7. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
"Портрет Вальтера Федоровича Нувеля" 1895 Бумага на картоне, акварель 53,1 x 39,7. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Также возможно, что это была реакция на его религиозные переживания. После свадьбы с Любовью Гриценко-Третьяковой, дочерью основателя Третьяковской галереи.

Бакст принял лютеранство, но после развода вернулся к иудаизму.

Вскоре после этого инцидента Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по всей стране. Однако, несмотря на это, художник принял решение остаться жить во Франции.

"Афиша - реклама изданий в пользу общины святого Евгения" 1904
Литография 48,5 х 63. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
"Афиша - реклама изданий в пользу общины святого Евгения" 1904 Литография 48,5 х 63. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Жизнь и творчество Льва Бакста продолжали развиваться во Франции. Он стал одним из ведущих представителей парижской художественной сцены и принимал активное участие в выставках и проектах. Его работы были признаны уникальными и имели значительное влияние на развитие искусства.

"Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос" 1904
Акварель, гуашь, бумага 32 х 34. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
"Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя "Нос" 1904 Акварель, гуашь, бумага 32 х 34. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Бакст продолжал экспериментировать с различными художественными стилями и техниками, включая футуризм и кубизм. Он также активно занимался сценографией и костюмами для балетов и опер. Несмотря на свою успешную карьеру во Франции, Лев Бакст не забывал о своих русских корнях.

"Костюмы для трагедии Софокла "Эдип в Колоне" 1904
Акварель, карандаш 28,1 х 44. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
"Костюмы для трагедии Софокла "Эдип в Колоне" 1904 Акварель, карандаш 28,1 х 44. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Он поддерживал связи с русскими художниками и участвовал в выставках в России. Его работы продолжали вдохновлять молодых художников и оказывать влияние на развитие русского искусства. Таким образом, художник Лев Бакст, хотя и временно лишился возможности въезда в Россию, продолжал свое творчество и достигал успеха за пределами родной страны. Его работы оставались важным вкладом в искусство и продолжали вдохновлять поколения художников.

"Портрет Андрея Белого" 1905
Бумага, цветной карандаш, мел. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
"Портрет Андрея Белого" 1905 Бумага, цветной карандаш, мел. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Он экспериментировал с различными жанрами и техниками, но его истинную страсть он нашел в театре.


Лев Бакст – на самом деле Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Он сменил фамилию, взяв укороченный вариант фамилии родителей мамы – Бакстер, перед своей первой выставкой в 1889 году.
"Автопортрет" 1906
Бумага на картоне, уголь, сангина, цветной карандаш 75,8 x 51,8 см. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
"Автопортрет" 1906 Бумага на картоне, уголь, сангина, цветной карандаш 75,8 x 51,8 см. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Он сотрудничал с такими великими художниками, как Диагилев и Стравинский, и стал одним из ведущих художников Балета Русских Сезонов. Бакст поражал зрителей своими яркими и роскошными костюмами и декорациями, создавая эстетическое великолепие, которое было в полном соответствии с духом той эпохи и самих произведений.

"Портрет Айседоры Дункан" Итальянский карандаш 25 x 17,8. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
"Портрет Айседоры Дункан" Итальянский карандаш 25 x 17,8. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Пиар так же был его сильной стороной.

В 1913 году авторитетный журнал Vogue опубликовал статью о плодотворном сотрудничестве Льва Бакста с известным французским модным домом Жанны Пакен.
Музыка во время дефиле, открытость для пожеланий клиентов, коллаборации с художниками, филиалы по всему миру и черное платье на выход – когда-то она блистала не меньше Шанель и Пуаре. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/291018/41018/Источник фото https://kulturologia.ru/blogs/291018/41018/
Музыка во время дефиле, открытость для пожеланий клиентов, коллаборации с художниками, филиалы по всему миру и черное платье на выход – когда-то она блистала не меньше Шанель и Пуаре. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/291018/41018/Источник фото https://kulturologia.ru/blogs/291018/41018/

Одним из самых ярких и запоминающихся моментов данной статьи была фотография одной из самых богатых женщин Америки — Гертруды Вандербильт Уитни.

Портрет г-жи Уитни. Роберт Генри 1916. Источник фото https://artchive.ru/artists/7174~Robert_Genri
Портрет г-жи Уитни. Роберт Генри 1916. Источник фото https://artchive.ru/artists/7174~Robert_Genri

Она позировала в изысканном костюме, созданном по эскизу Бакста. Эта публикация стала мощной и эффективной рекламой его творений и принесла Баксту еще большую известность и признание в мире моды.

Источник фото https://eregwen.livejournal.com/1620291.html
Источник фото https://eregwen.livejournal.com/1620291.html

Бакст стал известен как художник, обладая навыками декоратора и выдающегося дизайнера костюмов. Многие его работы были отмечены как шедевры театрального искусства, завораживающие своей оригинальностью и неповторимым стилем.

«Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда 'Саломея'» 1908
Серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, белила, золото, серебро 46,5 x 29,9. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
«Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда 'Саломея'» 1908 Серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, белила, золото, серебро 46,5 x 29,9. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Благодаря таланту Бакста и смелости Жанны Пакен, которая не боялась экспериментировать и внедрять инновации в мир моды, были созданы поистине уникальные коллекции одежды. Эти коллекции поражали своей красотой, элегантностью и особым очарованием, что сделало их востребованными среди состоятельных и влиятельных людей того времени.

Одним из самых известных творений Бакста для Жанны Пакен было платье "Шехерезада".

Это платье, созданное в 1911 году, стало настоящей сенсацией. Выполненное из струящегося шелка и украшенное изысканными вышивками и бисером, оно отличалось сложным кроем, который подчеркивал женственные формы и создавал неповторимый силуэт.

«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' на музыку А.С.Аренского» 1909. Карандаш, акварель 28 х 21 см. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' на музыку А.С.Аренского» 1909. Карандаш, акварель 28 х 21 см. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
Платье "Шехерезада" сразу же стало культовым и по сей день остается одним из самых узнаваемых творений Бакста.

Он использовал яркие и насыщенные цвета, экспериментировал с орнаментами и геометрическими формами, создавая изысканные и необычные образы на сцене. Его работы были пропитаны незаурядной энергией, экспрессией и эмоциональной глубиной.

«Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету 'Клеопатра'» 1910
Гуашь, карандаш, позолота 34 х 24 см. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
«Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету 'Клеопатра'» 1910 Гуашь, карандаш, позолота 34 х 24 см. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в «Шахерезаде». На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» – Леон Бакст. Бакст назвал это откровение философией цвета.
«Портрет Жана Кокто» 1911,бумага, карандаш 31 x 20. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html.
«Портрет Жана Кокто» 1911,бумага, карандаш 31 x 20. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html.


Однако творчество Бакста не ограничивалось только театром. Он также занимался живописью, рисованием и графикой, создавая произведения, которые отражали его удивительное воображение и тонкую художественную стилистику. Его работы характеризуются изящной линией, проникновенностью и утонченностью форм.

«Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна к мистерии Гобриеле д-Аннунцио 'Мученичество святого Себастьяна'» 1911. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html
«Рисунок для эскиза костюма святого Себастьяна к мистерии Гобриеле д-Аннунцио 'Мученичество святого Себастьяна'» 1911. Источник фото https://to-priz.livejournal.com/89967.html

Бакст также известен своей иллюстрационной работой. Он иллюстрировал многочисленные книги, включая произведения таких великих писателей, как Пушкин и Лермонтов. Его иллюстрации оживляли текст, создавая новое измерение и визуальную гармонию.

Творчество Леона Бакста оказало огромное влияние на искусство своего времени и остается значимым и вдохновляющим по сей день. Его работы восхищают и вдохновляют на создание новых произведений искусства.


Наделенный уникальным видением и необычайной творческой силой, Леон Бакст создал настоящее наследие для мира искусства. Его работы продолжают вдохновлять и волновать, наполняя сердца зрителей красотой, эмоциональностью и великолепием.

P.S. Друзья, а кому интересно творчество мастера - делюсь ссылкой на чудесное исследование и прекрасными иллюстрациями его работ!

Еще больше статей по теме:

Задолго до импрессионистов: наши на пленэре. И как Чернышевский устроил революцию нравов
Искусство народу12 августа 2023