Найти тему
Искусство народу

Бесплатный способ освоить ремесло или тише едешь - дальше будешь

Оглавление

Друзья, вопрос этот более жизненный, чем кажется. Сейчас огромное количество курсов, марафонов т.д. Но если говорить о живописи/рисунке, есть совершенно проверенное средство, которое неминуемо приведет к конкретным результатам. При чем это относительно бесплатно, нужен только сам материал.

Нет волшебной таблетки, и курсы за 3 месяца точно не дадут того, что обещают. Можно освоить навыки, но навыки - еще не умение. Искусство не бухгалтерия. Метод, о котором я говорю - это игра в долгую. Но оно того стоит.

Копия рисунка с Гольбейна, бумага, акварель, уголь, графит.
Копия рисунка с Гольбейна, бумага, акварель, уголь, графит.
Это - копирование. Да, даже автоматическое, порой бездумное копирование приведет к копированию более сознательному (при условии регулярности), затем появятся навыки - умения - и постепенно количество перейдет в качество.

Есть такое убеждение, что копирование - это не творческий процесс. Отнюдь. С одной стороны - нужно смирение, но с другой стороны - только вам решать, каких целей нужно достичь. Вы не обязаны копировать мазок-в-мазок, и все произведение, можно вообще взять только фрагмент.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 г. Незаконченный вариант картины. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Как видим, Нестеров в этой работе писал "от куска", это огромное мастерство, конечно. Но значит и копировать его можно подобным же образом. Источник фото https://lektsii.org/15-49927.html
М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 г. Незаконченный вариант картины. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Как видим, Нестеров в этой работе писал "от куска", это огромное мастерство, конечно. Но значит и копировать его можно подобным же образом. Источник фото https://lektsii.org/15-49927.html

Давайте внимательнее рассмотрим эту тему, а лучше разобьем ее на шаги.

Согласно М.М. Девятову, знаменитому советскому художнику и главе кафедры реставрации Академии Репина в Санкт-Петербурге, существуют разные задачи и методы копирования:
    1. Коммерческая, репродукционная копия, где основная цель - имитировать поверхность и сюжет памятника без учета его структурных и технических особенностей.
    2. Творческая копия, где копирующий художник общается с произведением, извлекая нужные ему живописно-пластические качества, не ставя целью полную идентичность копии.
    3. Факсимильное или точное воспроизведение, где все элементы основы, грунта и красочного слоя должны бить максимально близки оригиналу, включая утраты на памятнике.

    4. Воссоздание или копия-реконструкция, где вне зависимости от характера и количества утрат, выполняется копия, максимально приближенная к оригиналу без элементов его разрушения.

Очевидно, что нам актуален пункт 2. Поэтому делаем первый шаг. Но и пункт 3 тоже полезен, особенно если это фреска.

1. Подготовка. Понять, какие навыки хочется освоить.

Выбрать автора. Здесь вполне ясная эгоистичная цель - овладеть приемами, навыками любимого художника. Прежде, чем приступить к самой живописи, полезно почитать о нем, его методах. Если он что-то писал - прочитать, это действительно поможет. К примеру, Репин написал "Далекое близкое" - воспоминания о жизни и творчестве, очень интересный и важный труд. Его бесценные советы по работе над живописью мы рассмотрели в этой статье.

А. Н. Блиок. Групповой портрет преподавателей отделения реставрации Академии художеств им. Репина. Слева направо: В. П. Волкова, А. Б. Алёшин, М. М. Девятов, Я. О. Шкандрий, Ю. Г.Бобров. М. М. Девятов - выдающийся художник, глава кафедры реставрации в институте Репина, теоретик технологии живописи. Просто изучая его пособия можно самостоятельно освоить ценнейшие навыки. Источник фото https://vk.com/wall-119974156_7338
А. Н. Блиок. Групповой портрет преподавателей отделения реставрации Академии художеств им. Репина. Слева направо: В. П. Волкова, А. Б. Алёшин, М. М. Девятов, Я. О. Шкандрий, Ю. Г.Бобров. М. М. Девятов - выдающийся художник, глава кафедры реставрации в институте Репина, теоретик технологии живописи. Просто изучая его пособия можно самостоятельно освоить ценнейшие навыки. Источник фото https://vk.com/wall-119974156_7338

2. Выбор произведения.

Если это первая/вторая копия в жизни - лучше взять что-то небольшое и понятное. Результат точно будет, и его важно закрепить и отметить - пусть копия висит на стене как знак очередного пройденного пика). Если это вообще первая копийная живопись, например портрет - подойдет Венецианов. Он далеко не так прост, но техника понятная и есть хорошие репродукции. Пейзаж а-ля прима - Юон, Грабарь. Если с подложкой - Саврасов. Но это все приблизительно, конечно. Все зависит от конкретных задач.

Этюд М.В. Нестерова"Юность Сергия". Казалось бы - просто голова, но сколько в ней тонкостей, сколько информации в руке, добросовестно скопировав такой этюд можно сразу "подпрыгнуть" на новый уровень, причем это, как правило, происходит автоматически.   Источник фото: https://www.culture.ru/materials/256094/kartina-v-detalyakh-etyud-yunost-sergiya-mikhaila-nesterova?noredir=true
Этюд М.В. Нестерова"Юность Сергия". Казалось бы - просто голова, но сколько в ней тонкостей, сколько информации в руке, добросовестно скопировав такой этюд можно сразу "подпрыгнуть" на новый уровень, причем это, как правило, происходит автоматически. Источник фото: https://www.culture.ru/materials/256094/kartina-v-detalyakh-etyud-yunost-sergiya-mikhaila-nesterova?noredir=true

3. Подготовка холста.

Здесь пригодится знание того, как писал копируемый автор. Лучше этот этап не пропускать, объясню почему: фактура холста играет огромную роль, если взять крупное зерно для копии с Вильяма Бугро - ничего не выйдет. Он писал на гладком холсте. Фешин любил тянущий грунт и это придавало матовость красочному слою. Так что нюансы имеют значение.

4. Перевод рисунка.

При переводе рисунка есть 3 варианта:

1. Сделать черно-белую копию и перевести с помощью угля (обратная сторона бумаги покрывается углем, лист накладывается на холст и проводится контур по рисунку, т.о. он отпечатывается на холсте).

2. Либо перевести "по клеточкам". В этом видео и статье подробно показано, как разделить любой формат по клеткам. Если выбирается этот способ, то делим ч/б копию и холст способом из видео. Затем от руки переносим рисунок соответственно каждой клетке.

3. Легко, но точно и внимательно намечаем рисунок сразу на холсте. Делаем фото, в фотошопе накладываем на него верхним слоем копию - слой копии делаем полупрозрачным. Т.о. видны все погрешности, где четкое попадание, где ошибки. Исправляем, доводим до идеала).

4. Метод визирования. Если у вас ч/б копия в размер холста - то рисунок переносится с буквальным измерением пропорций, расстояний с использованием карандаша как линейки.

5. Процесс работы.

Друзья, наконец, приступив к работе важно поделить ее на этапы. Желательно не подгонять себя, но дать некоторое ограничение по времени. А еще завести дневник копирования.

Эта бесценная книжка с мыслями по поводу живописи, Вашими действиями поможет сделать процесс более осмысленным.

Вот выдержки из некоторых дневников студентов, работавших в 1970-хх гг. под руководством М.М. Девятова.

"9 июля.

Вчера голова была в тоне и по цвету нормально, а сегодня опять села. Возможно потому, что когда писал, то краску разжижал маслом, а надо было писать пастозно." Подробнее расскажу, почему так произошло тут, иначе выйдем за формат статьи.

Живопись М.М. Девятова - этап. Здесь наглядно видно как работал художник, как взяты черные - они не одинаковые, у холста теплая прозрачная подложка. Источник фото Источник фото https://stylishbag.ru/4-foto/mihail-devyatov-hudozhnik-kartiny-94-foto.html
Живопись М.М. Девятова - этап. Здесь наглядно видно как работал художник, как взяты черные - они не одинаковые, у холста теплая прозрачная подложка. Источник фото Источник фото https://stylishbag.ru/4-foto/mihail-devyatov-hudozhnik-kartiny-94-foto.html

Бурин Л. Н. в своем дневнике отметил:

"12 июня. У М. Нестерова предельно точный рисунок. Рисую ретушью и углем на бумаге под композицию в листе и общие соотношения фигуры, массы воды, дальнего леса и берега на переднем плане.

13 июня. Перевожу на холст рисунок, и непосредственно перед картиной уточняю рисунок вплоть до деталей. Больших погрешностей не замечаю.

14 июня. Продолжаю рисовать и уточнять рисунок. На темных местах (на фигуре) покрываю углем (плашмя). Закрепляю уголь ретушным лаком и маслом. (Ред. - Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «-»)". Масло тут лишнее. Девтяов советовал французский ретушный лак Вибера, фирмы Лефран для фиксирования рисунка.

Репин начинает портрет. Начало с густых теней, свободное рисование - значит, так и надо его копировать. Если перевести рисунок по копирке и просто раскрасить - опустятся важнейшие этапы в работе и польза, которую можно было бы извлечь из копирования будет минимальна. Источник фото https://krasivoe-foto.ru/photo/илья-репин-фото-художника/
Репин начинает портрет. Начало с густых теней, свободное рисование - значит, так и надо его копировать. Если перевести рисунок по копирке и просто раскрасить - опустятся важнейшие этапы в работе и польза, которую можно было бы извлечь из копирования будет минимальна. Источник фото https://krasivoe-foto.ru/photo/илья-репин-фото-художника/

Привожу эти выдержки для понимания принципа ведения такого дневника. Его можно вести не только для копирования. Он помогает фиксировать прогресс, выявлять и исправлять характерные ошибки (а они чаще всего повторяющиеся: кто-то делает короткий нос, кто-то чернит в тенях), записывать интересные смеси красок, методы работы и т.д.

6. Завершение работы, выводы.

Самый важный этап. Потому что ради него все и затевалось). Важно получить конкретный результат и сделать выводы.

А выводы нужны, чтобы задать дальнейший вектор развития.

Вот отличный пример из дневника студента:

" Итоги работы над копией. Очень рад, что познакомился и столько времени изучал метод работы «от куска», которым мастерски владел Нестеров, а также столько времени провел наедине с большим произведением искусства... научился упорядочивать свою палитру, понял значение колеров для живописи, а также огромное значение межслойной обработки без которой невозможна настоящая живопись, и которой раньше не очень-то, мягко говоря, увлекался. Очень многое понял из «кухни живописи», что надеюсь использовать в дальнейшей работе.

Конечно, жалко, что многое, что нужно было знать гораздо раньше, узнал только сейчас. Что ж, лучше поздно, чем никогда."

Результат от копирования есть всегда.

Он может быть удачным и не очень - не важно. В любом случае, проделанная работа отложится моторной памятью в руках, чувственно-эмоциональной памятью в глазах.

А это создает предпосылки к раскрытию индивидуальных живописных способностей. Вы не обретете их ни за какие деньги - это результат Вашего труда. Любой художник, с базой или без может очень серьезно продвинуться таким образом. А при одновременной работе с натуры - освоить профессиональные навыки.

Живописец может неудачно скопировать Серова, но понять, что ему ближе Матисс, например. Значит ему нужно двигаться в этом направлении.

Копирование с учетом всех вышеописанных этапов позволяет избежать т.н. самодеятельности, а значит навыки, которые обретет художник перерастут в фундаментальные знания.

И это бесплатно).

Еще статьи по теме:

Задолго до импрессионистов: наши на пленэре. И как Чернышевский устроил революцию нравов
Искусство народу12 августа 2023