Теория цвета, на которую мы опираемся сейчас, разработана Иогансом Иттеном. Собственно, можно скачать/прочитать онлайн его книгу "Искусство цвета" и на том разойтись).
В своей системе он поставил физиологическое восприятие оттенков во главу угла. В чем ее смысл.
Особенность длительного восприятия заключается в том, что наша нервная система стремится компенсировать воздействие цвета таким образом, чтобы в результате получился нейтральный серый цвет. Именно этот оттенок не вызывает раздражения глаз — и в этом главная особенность цветовой композиции.
Например, выполним упражнение с цветовым кругом: долгое время будем наблюдать за ярким предметом (огонек, светильник), а затем убрать ее из поля зрения, и на месте, где она была, появится изображение другого оттенка.
Правило Нейтральности
Гармоничное сочетание оттенков достигается, когда при смешении двух и более красок художник получает серый, темно-серый или черный цвета.
Любой цвет, сочетающийся с серым, белым и черным, уже по определению считается гармоничным. Т.е. любой цвет будет идеально сочетаться с нейтральными оттенками. Это объясняется тем, что при смешении розового с черным, например, мы получаем все тот же черный цвет. В случае с серым оттенком ситуация немного отличается.
Главное правило и модельеров, и фотографов, и стилистов основано на факте, что добавление зеленой краски не даст чистого цвета, но нейтральный цвет все равно сохраняется.
Конкретно в этом примере основной цвет красный, естественно есть дополнительный зеленый, а остальные цвета подчинены главному.
* Мы знаем, что есть 3 первичных цвета:
- красный;
- желтый;
- синий.
* Их нельзя получить путем смешивания. Если смешать все три цвета, то получится темно-серый или черный оттенок, в зависимости от пропорций. Таким образом, получаются нейтральные серые цвета.
* Смешивая первичные цвета между собой, возникают вторичные цвета - например, смешение красного и желтого дает оранжевый, а синего и красного - фиолетовый. Важно отметить, что конечный оттенок зависит от пропорций, поэтому не следует добавлять дополнительные цвета, такие как белый или черный.
* При смешивании первичных и вторичных цветов получаем третичные оттенки : зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и красно-оранжевый.
В этой статье мы рассмотрим 2 вида цветовой композиции, а в следующей подробнее остановимся еще на 4 видах.
ВСЕГДА будут гармоничными сочетания цветов, соответствующие вершинам равностороннего треугольника, вписанного в круг Иттена: желый-синий-красный, оранжевый-зеный-фиолетовый и т.д.
Итак, метод контраста.
Желтый, красный и синий - самое яркое сочетание цветов. Они образуют контраст с черным и белым, самым сильным контрастом.
Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
Пример - "Танец" Матисса, синий+зеленый+оранжевый.
Все чистые цвета в круге могут быть использованы для создания простого примера цветовой композиции. Гармоничные цветовые сопоставления достигаются при использовании оттенков, равно удаленных друг от друга.
Кого посмотреть на эту тему? Всего Малевича, к примеру. Ван гога того же. Их работы - самое наглядное пособие по таким композициям. Есть у Малевича книга "Черный квадрат", в ней глава 8 "Форма, цвет и ощущение" - очень интересно и полезно).
Метод оттенков.
Одна и таже цветовая палитра может быть в мажорной и минорной гамме.
Если художник решит затемнить каждый из оттенков в композиции цветового круга, то полученные краски также будут гармонично сочетаться и сохранится триада. То же самое будет, если художник начнет использовать цвета немного светлее исходных - сочетание останется гармоничным. Говоря проще, мы можем как угодно "поднимать" и "опускать" цветовую гамму, лишь бы смесь этих красок давала серый или черный оттенок.
Остальные методы обсудим в следующей статье.
Статьи о композиции:
Изучаем композицию часть 2. Божественная геометрия
Изучаем композицию 4.0 - шпаргалка для художника
Изучаем композицию 5.0 Эскизы и как их перенести на холст