Найти тему
Искусство народу

Цветовая композиция 2.0 Теория цвета Иоганса Иттена

Оглавление

Теория цвета, на которую мы опираемся сейчас, разработана Иогансом Иттеном. Собственно, можно скачать/прочитать онлайн его книгу "Искусство цвета" и на том разойтись).

В своей системе он поставил физиологическое восприятие оттенков во главу угла. В чем ее смысл.

Особенность длительного восприятия заключается в том, что наша нервная система стремится компенсировать воздействие цвета таким образом, чтобы в результате получился нейтральный серый цвет. Именно этот оттенок не вызывает раздражения глаз — и в этом главная особенность цветовой композиции.

Например, выполним упражнение с цветовым кругом: долгое время будем наблюдать за ярким предметом (огонек, светильник), а затем убрать ее из поля зрения, и на месте, где она была, появится изображение другого оттенка.

Правило Нейтральности

Гармоничное сочетание оттенков достигается, когда при смешении двух и более красок художник получает серый, темно-серый или черный цвета.

Любой цвет, сочетающийся с серым, белым и черным, уже по определению считается гармоничным. Т.е. любой цвет будет идеально сочетаться с нейтральными оттенками. Это объясняется тем, что при смешении розового с черным, например, мы получаем все тот же черный цвет. В случае с серым оттенком ситуация немного отличается.
Главное правило и модельеров, и фотографов, и стилистов основано на факте, что добавление зеленой краски не даст чистого цвета, но нейтральный цвет все равно сохраняется.

Этюд донского казака, холст, масло, 2023г. Здесь главную роль я выделила кадмию красному пурпурному, все остальное - второстепенные цвета.
Этюд донского казака, холст, масло, 2023г. Здесь главную роль я выделила кадмию красному пурпурному, все остальное - второстепенные цвета.

Конкретно в этом примере основной цвет красный, естественно есть дополнительный зеленый, а остальные цвета подчинены главному.

* Мы знаем, что есть 3 первичных цвета:

- красный;

- желтый;

- синий.

* Их нельзя получить путем смешивания. Если смешать все три цвета, то получится темно-серый или черный оттенок, в зависимости от пропорций. Таким образом, получаются нейтральные серые цвета.

* Смешивая первичные цвета между собой, возникают вторичные цвета - например, смешение красного и желтого дает оранжевый, а синего и красного - фиолетовый. Важно отметить, что конечный оттенок зависит от пропорций, поэтому не следует добавлять дополнительные цвета, такие как белый или черный.

* При смешивании первичных и вторичных цветов получаем третичные оттенки : зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и красно-оранжевый.

В этой статье мы рассмотрим 2 вида цветовой композиции, а в следующей подробнее остановимся еще на 4 видах.

-2
ВСЕГДА будут гармоничными сочетания цветов, соответствующие вершинам равностороннего треугольника, вписанного в круг Иттена: желый-синий-красный, оранжевый-зеный-фиолетовый и т.д.

Итак, метод контраста.

Желтый, красный и синий - самое яркое сочетание цветов. Они образуют контраст с черным и белым, самым сильным контрастом.

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Все максимально просто, можно составить свои любимые контрастные сочетания, главное, как всегда - одни цвет ведущий, остальные вспомогательные.
Все максимально просто, можно составить свои любимые контрастные сочетания, главное, как всегда - одни цвет ведущий, остальные вспомогательные.

Пример - "Танец" Матисса, синий+зеленый+оранжевый.

Источник http://umbra.media/arhiv/tanets-anri-matissa/
Источник http://umbra.media/arhiv/tanets-anri-matissa/

Все чистые цвета в круге могут быть использованы для создания простого примера цветовой композиции. Гармоничные цветовые сопоставления достигаются при использовании оттенков, равно удаленных друг от друга.

Все контрастные сочетания можно наблюдать в природе. Самое простое - роза, красный с зеленым.
Все контрастные сочетания можно наблюдать в природе. Самое простое - роза, красный с зеленым.

Кого посмотреть на эту тему? Всего Малевича, к примеру. Ван гога того же. Их работы - самое наглядное пособие по таким композициям. Есть у Малевича книга "Черный квадрат", в ней глава 8 "Форма, цвет и ощущение" - очень интересно и полезно).

Ирисы Ван Гога и работа Малевича из серии про деревню.
Ирисы Ван Гога и работа Малевича из серии про деревню.

Метод оттенков.

Одна и таже цветовая палитра может быть в мажорной и минорной гамме.

Если художник решит затемнить каждый из оттенков в композиции цветового круга, то полученные краски также будут гармонично сочетаться и сохранится триада. То же самое будет, если художник начнет использовать цвета немного светлее исходных - сочетание останется гармоничным. Говоря проще, мы можем как угодно "поднимать" и "опускать" цветовую гамму, лишь бы смесь этих красок давала серый или черный оттенок.

Остальные методы обсудим в следующей статье.

Статьи о композиции:

Цветоведение 1.0 Физика цвета

Изучаем композицию 1.0

Изучаем композицию часть 2. Божественная геометрия

Изучаем композицию часть 3

Изучаем композицию 4.0 - шпаргалка для художника

Изучаем композицию 5.0 Эскизы и как их перенести на холст