Найти в Дзене
Искусство народу

Современный классик, мастер цвета и композиции Андрей Блиок

Друзья, сегодня хочу познакомить вас с творчеством блестящего отечественного живописца Андрея Николаевича Блиока. Вот всегда у нас так, пока живы мастера такого масштаба - на слуху кто угодно, только не такие имена. Что ж, будем исправлять.

Автопортрет. Источник фото https://manege.spb.ru/events/85-let-sankt-peterburgskomu-soyuzu-hudozhnikov/
Автопортрет. Источник фото https://manege.spb.ru/events/85-let-sankt-peterburgskomu-soyuzu-hudozhnikov/

Андрей Николаевич родился в1946 году в Ленинграде. Рано обнаружившийся талант к живописи был подержан семьей и закончив школу при Академии Художеств (сейчас это лицей Иогансона), он поступил в эту самую Академию. Блестяще ее окончил и сразу стал преподавать там же.

Блиок А.Н. Воспоминание о Венеции(триптпх). Кстати, здесь художник изобразил и себя - с газетой слева. Источник фото https://vk.com/wall-44381043_3981?z=photo-44381043_309873446%2Fwall-44381043_3981
Блиок А.Н. Воспоминание о Венеции(триптпх). Кстати, здесь художник изобразил и себя - с газетой слева. Источник фото https://vk.com/wall-44381043_3981?z=photo-44381043_309873446%2Fwall-44381043_3981

Андрей Николаевич учился у А. А. Мыльникова - прославленного мастера, фронтовика. Из мастерской Андрея Андреевича вышло много талантливых художников, в т.ч. А.К. Быстров, А.И. Дендерина, А.А. Погосян, И.В. Овчаренко и т.д.

 "Воспоминание о Венеции (триптих). Источник фото https://vk.com/wall-44381043_3981?z=photo-44381043_309873447%2Fwall-44381043_3981
"Воспоминание о Венеции (триптих). Источник фото https://vk.com/wall-44381043_3981?z=photo-44381043_309873447%2Fwall-44381043_3981

Андрей Николаевич рассказывал (передаю из первых уст), что на его курсе все студенты были старше него, у многих уже были семьи. Это были зрелые люди, по сути, с интересными темами в композициях, дипломах. Общий культурный уровень, начитанность были очень высокими. Представляете, тогда сдавали экзамен по анатомии на латыни! Поверьте, его и без латыни сдать далеко не просто).

"Воспоминание о Венеции"(триптих). Смелые решения - вывод фигур за формат, например, обрез ног, то, что кажется невозможным в обычной ситуации художник делает изюминкой композиции. Это происходит безотносительно того, чья фамилия написана на обороте, мы видим властную руку мастера и принимаем предложенное решение как должное, могло ли быть иначе? Источник фото https://vk.com/wall-44381043_3981?z=photo-44381043_309873448%2Fwall-44381043_3981
"Воспоминание о Венеции"(триптих). Смелые решения - вывод фигур за формат, например, обрез ног, то, что кажется невозможным в обычной ситуации художник делает изюминкой композиции. Это происходит безотносительно того, чья фамилия написана на обороте, мы видим властную руку мастера и принимаем предложенное решение как должное, могло ли быть иначе? Источник фото https://vk.com/wall-44381043_3981?z=photo-44381043_309873448%2Fwall-44381043_3981

Очевидно, каждое поколение отличается от предыдущего. В творческой среде, возможно, это более явно. Когда мы были на летней практике, нас журили, что мы немного ... "травоядные". Просто ходим на пленэр, пишем постановки, никаких сабантуев, веселых приключений.

Но в 70-е Академия гудела, пела вечерами под гитару, были поэтические вечера (эта традиция все же возродилась недавно), создавались молодые студенческие семьи, романтика!

Венецианские контрасты (Манифестация художников на площади Испании в Риме)
1981. Источник фото http://artpoisk.info/artist/bliok_andrey_nikolaevich_1946/venecianskie_kontrasty_-4_manifestaciya_hudozhnikov_na_poloschadi_ispanii_v_rime/
Венецианские контрасты (Манифестация художников на площади Испании в Риме) 1981. Источник фото http://artpoisk.info/artist/bliok_andrey_nikolaevich_1946/venecianskie_kontrasty_-4_manifestaciya_hudozhnikov_na_poloschadi_ispanii_v_rime/

И, конечно, в те годы было совсем другое отношение к творческому сословию со стороны государства. Один мой знакомый, чудесный колорист вспоминал, что его отец, тоже художник работал тогда в студии рисования одного из ДК в Ленинграде.

Источник фото https://vk.com/wall-128040602_4518?z=photo17401765_457240853%2Fwall-128040602_4518
Источник фото https://vk.com/wall-128040602_4518?z=photo17401765_457240853%2Fwall-128040602_4518

Все материалы для творчества были в избытке и поставлялись государством - неслыханная щедрость, особенно по современным меркам.

Живопись Андрея Николаевича - это по сути практическое пособие по композиции. Можно долго рассказывать как надо, а можно просто показать).

"На Малой Садовой" х.,м. Для наглядности можно посмотреть ту же композицию черно-белом варианте - так виднее пятно. Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496143%2Fwall-61546782_14240
"На Малой Садовой" х.,м. Для наглядности можно посмотреть ту же композицию черно-белом варианте - так виднее пятно. Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496143%2Fwall-61546782_14240

В его интерпретации городской пейзаж становится сложной симфонией, наполненной жизнью, красками, интересными, "найденными" персонажами.

Мне всегда нравилось, как он обращается с цветом - властно, берет на палитре широкой кистью чистый цвет и укладывает мозаичными мазками, в законченной картине мы видим выразительный колорит, но эта скрытая часть процесса особенно ценна.
Блиок А.Н. "Пристань у Кад,Оро в Венеции" 2011г. х.м Это просто грандиозное полотно, оно не очень большое - если не ошибаюсь, чуть больше метра по высоте, но вживую еще эффектнее. Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496145%2Fwall-61546782_14240
Блиок А.Н. "Пристань у Кад,Оро в Венеции" 2011г. х.м Это просто грандиозное полотно, оно не очень большое - если не ошибаюсь, чуть больше метра по высоте, но вживую еще эффектнее. Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496145%2Fwall-61546782_14240

В этом полотне вода написана просто гениально, вживую цвета гораздо насыщеннее.

Триптих Гармония стихий 2012 г. х.м. 150х100 (левая часть). И здесь та же гармония желтого в воде и синего неба. Такое сочетание должно быть выдержано на точном попадании в отношения - что мастерски удается Андрею Николаевичу. Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496146%2Fwall-61546782_14240
Триптих Гармония стихий 2012 г. х.м. 150х100 (левая часть). И здесь та же гармония желтого в воде и синего неба. Такое сочетание должно быть выдержано на точном попадании в отношения - что мастерски удается Андрею Николаевичу. Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496146%2Fwall-61546782_14240

Гамма этих желтых очень сложная, сочная, честно говоря, долго рассматривала полотно, увидев впервые на выставке в Мраморном Дворце. Кажется, это был 2015 год. Посмотрите, какие тонкие графические качества у работы - это же прямая отсылка к китайской живописи в плане эстетики, какие смелые цветовые отношения, безупречный рисунок и композиция. Все продумано до мелочей - даже узлы на канатах не случайны.

Триптих Гармония стихий 2012 г. х.м. 150х100 (центральная часть). Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496147%2Fwall-61546782_14240
Триптих Гармония стихий 2012 г. х.м. 150х100 (центральная часть). Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496147%2Fwall-61546782_14240

В центральной части триптиха ультрамарин с кадмием оранжевым, деликатный фиолетовый с желтым и сложнейшими цветовыми отношениями скомпонованы в сложную систему горизонтальных ритмов полей, камней и противоположных, вертикальных ритмов деревьев, водопада. Можно угадать отголоски мыльниковской школы, но это, безусловно, свой самобытный стиль художника, большого мастера.

Триптих Гармония стихий 2012 г. х.м. 150х100 (правая часть). Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496148%2Fwall-61546782_14240
Триптих Гармония стихий 2012 г. х.м. 150х100 (правая часть). Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496148%2Fwall-61546782_14240

В этой части триптиха поддерживается тема активных вертикальных ритмов с противопоставлением им линии горизонта и неба - ритм-контритм - на этом строится любая композиция. Развитие синего в небе противопоставляется активному теплому тону в соснах и на этом контрасте построена вся цветовая гармония работы. Андрей Николаевич - мастер таких антитез, у него это выходит само собой, играючи.

Блиок А.Н. Международные Кавголовские игры 1983
1983. Холст, масло. 140 x 250 Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496151%2Fwall-61546782_14240
Блиок А.Н. Международные Кавголовские игры 1983 1983. Холст, масло. 140 x 250 Источник фото https://vk.com/wall-61546782_14240?z=photo-61546782_335496151%2Fwall-61546782_14240

Это же касается и ритмов, законы гармонии настолько органичны и естественны для него, что порой можно было услышать при его работе со студентами - ну как же вы не понимаете очевидного? Впрочем, он одним своим присутствием заражает работать усерднее, так что шансов что-то не понять у ученика просто не останется).

Ленинград, блокада 1943 г.  2015г. Источник фото https://yorkart.ru/artists/anbliok
Ленинград, блокада 1943 г. 2015г. Источник фото https://yorkart.ru/artists/anbliok

Посмотрите, какое мощное монументальное решение композиции, подчеркивающее происходящее. Сейчас по этому мосту спокойно ездят машины, но каждый раз, перебираясь на другую сторону Невы не могу не вспомнить эту картину.

А вот за эту работу, если я не путаю, он получил звание народного художника.

Реставраторы, 1986. Источник фото https://vk.com/photo-63688681_457299091
Реставраторы, 1986. Источник фото https://vk.com/photo-63688681_457299091

Как же досадно, что фото и сотой доли не передает - в картине так здорово сделаны детали, общее впечатление от нее неизгладимо.

В своих пейзажах мастер дирижирует композицией так же, как и в жанровых работах. Любая ветка, ствол, облако - не случайны, этак кажущаяся свобода и легкость - результат труда, длинно в жизнь.

К вопросу о регалиях: их много, пожалуй главные - действенный член АХ, народный художник РФ, почетный профессор ведущих худ. ВУЗов Китая, профессор АХ, живой классик.

Работы находятся в музеях и частных собраниях России, Франции, Италии, Англии, США, Мексики, Швейцарии, Китая, Кореи, Финляндии, Японии, Германии, Голландии, Израиля, Швеции, Болгарии. Среди них: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

Друзья, сегодня мы лишь прошлись по верхам. Есть огромный пласт портретов, пейзажей и других жанровых работ, мы еще не раз будем возвращаться к творчеству художника, исследовать, изучать и учиться).

Еще статьи по теме:

Изучаем композицию 7.0 Как развить чувство пятна
Искусство народу18 июля 2023
"Рисуйте правдой". О великом баталисте-самоучке
Искусство народу14 июля 2023
Как любимый художник Пушкина ушел в забвение: народ носил на руках, но император перечеркнул все
Искусство народу2 августа 2023
Почему академик Павлов со сжатыми кулаками и кто позировал знаменитого "отрока": как писал М.В. Нестеров
Искусство народу5 сентября 2023
Повернулся удачно - ты и пиши: секреты мастерства Александра Герасимова
Искусство народу31 августа 2023
Цветовая композиция 2.0 Теория цвета Иоганса Иттена
Искусство народу3 июля 2023
От замысла до исполнения: историческая живопись Дмитрия Белюкина
Искусство народу21 августа 2023
От банковского кассира до мастера пейзажа: приключения русского в Париже
Искусство народу23 августа 2023
Задолго до импрессионистов: наши на пленэре. И как Чернышевский устроил революцию нравов
Искусство народу12 августа 2023
Изучаем композицию 6.0 Шпаргалка для художника №2 Законы и виды
Искусство народу12 июля 2023
Искусство на службе Отечества и его истории. Национальная репрезентация в работах Михаила Полетаева
Искусство народу22 июля 2023