Друзья, уже писала о том, что очень люблю период 50-60 гг. в советской живописи. Ярчайшим ее представителем был Юрий Васильевич Волков.
В конце статьи - маленький подарок).
Это во истину героический человек. Учился в Симферопольском художественном училище, но так его и не окончил - призвали на фронт.
Огромное влияние на него имел учитель - Николай Семенович Самокиш, представитель классической русской школы живописи, академик живописи и действительный член Императорской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1860-1944).
В названии статьи - слова из завещания Николая Семеновича своим ученикам: «Рисуйте правдой, любите своё дело, тратьте на каждое полотно столько времени, пока оно не заиграет перед вами красками подлинно художественного мастерства».
Так же художник опирался на творчество нашего прославленного военного живописца - Василия Васильевича Верещагина. Еще при жизни некоторые критики презрительно называли его живописным корреспондентом. Ну что ж, собака лает, караван идет. Его скрупулезность в работе над материалом вполне унаследовал и Юрий Васильевич, мы это увидим по этюдам и эскизам.
Так вот, попав на фронт Юрий Васильевич, защищая Севастополь, оказался в плену. Раненый Волков с загноившейся распухшей рукой бежал из немецкого плена и каким-то чудом добрался до оккупированной немцами Евпатории. Он стал очевидцем трагической высадки Евпаторийского десанта. После подавления десанта в январе 1942 года немцы провели в городе массовые расстрелы мирных жителей. Среди расстрелянных – самый близкий друг Юрия Волкова – двадцатилетний Евгений Катыль.
Уже после демобилизации в 1946 году художник вернулся в Евпаторию и не раз приходил на Красную горку к месту расстрела...
Так, материал для своих батальных работ он не просто собирал. Он переживал каждой своей клеточкой события войны. Посмотрите какие живые, пронзительные эскизы, наброски, подход к работе!
Это был настоящий воин, фронтовик, отмеченный наградами, встретивший день Великой Победы в Европе. Участвовал в освобождении многих ее городов. Кстати, со временем он сформулировал свои правила жизни - прочтите, это интересно.
И уже конце 1940 - начале 1950 он выставил ряд больших батальных работ на тему обороны и освобождения Крыма. В марте 1947 года стал членом Союза художников, но художественное образования так и не закончил. Оно ему уже и не надо было.
В 1948-1964г.г. в Крымском издательстве художником было оформлено и проиллюстрировано семь книг о событиях Великой Отечественной войны в Крыму. Иллюстрации к произведениям «Маргарита Александровна», «Это вели пленных советских воинов», «На Приморском бульваре» – одни из лучших в послевоенной книжной графике. Эти произведения перерастают рамки иллюстраций, и по сути дела, являются эскизами для больших батальных картин.
В 1951-1957 годах были созданы две мощнейшие живописные картины о разгроме фашистов на мысе Херсонес в Севастополе: «Херсонесский тупик» (1951 г.) и «Расплата» (1956-1957 гг.).
* * *
Он так же разрабатывал проекты росписей храмов, в т.ч. сам их выполнял, а именно - росписи для Свято-Николаевского собора и Свято-Ильинского греческого храма в Евпатории.
В 1963-1966 годах выполнил в технике энкаустика (в ней связующим веществом является воск) росписи для Свято-Николаевского собора: пять фигур святых в простенках между окнами на барабане купола и три фигуры – на центральном клиросе.
В храмовой живописи придерживался академической иконописи: великолепная лепка формы, колорит, блестящий рисунок.
Юрий Васильевич был православным воцерковленным человеком, не скрывал своих убеждений, даже когда это было "не выгодно".
Но до этого он уже написал роспись "Голгофа" для того же собора. Однако храм на какое-то превратили в склад и она была варварски закрашена. Изображение все равно проступало, и тогда его закрасили гашеной известью. Фреска, к сожалению, была уничтожена.
***
Жанровые сюжеты были ему так же не чужды. Хотя батальной тематики в творчестве художника более 80%, но глядя на его бытовую живопись трудно предположить, что не эти темы - основной предмет творчества. Он хорош во всем.
Типичные крымские морские набережные и пляжи, отдыхающие, мир и безмятежность, простое детское счастье - все это добыто в той страшной войне, которая была еще вчера.
И просто грандиозные его марины. Да, он мастер пейзажа, к тому же. А как без этого: Крым, солнце, море, восхитительная природа. Вообще, Крымские художники, на мой взгляд, очень выделяются своим колоритом и какой-то магической жизненностью.
Посмотрите, как внимательно мастер изучал природу. С каким вниманием относился к ее переменчивым состояниям, старательно записывая свои находки и оставляя самому себе подсказки тут же на картоне, рядом со свежим этюдом.
Так он и добивался той "живой живописи", безапелляционной убедительности, за таким мощным, властным талантом стоит кропотливая смиренная работа длинною в жизнь.
Вспоминая творческий завет Самокиша своим ученикам, можно сказать, что Юрий Васильевич исполнил его сполна и всегда "рисовал правдой."
Напоследок, хочу поделиться теми его мыслями, которые могут быть очень полезными и своевременными. В разное время его слова были обращены к ученикам, близким людям и просто широкой аудитории.
Итак, слово Юрию Васильевичу.
"Блеск поверхности красочного слоя и бороздки от кисти – враги живописи. Они убивают тонкие световые и цветовые отношения. Сильное разжижение краски – враг техники. Не соединишь мягко тон в тон, не наслоишь краску одну на другую, не создашь нужную фактуру. Вывод. Надо вязкое, густое связующее. Необходимы ровная поверхность в мазке красочного слоя без бороздок от волосков кисти."
О реализме.
"Почему я работаю в стиле реализм? Да потому, что реализм есть изображение самой жизни, а произведения великих мастеров-реалистов действуют на меня так убедительно и сильно, как сама жизнь."
О рисунке.
"Если рисовальщик применяет резинку, чтобы стереть только ошибки, – это одно. Но, если рисунок выполняется посредством стирания из расчёта, чтобы получить объём и светотень, то это – совсем другое. Резинка тут уже инструмент и должна быть совершенна и многообразна по форме и по своим качествам."
О фотографии и живописи.
Во имя сохранения реализма в живописи и графике сейчас необходимо противопоставление их фотографии, но не только в документальной точности передачи натуры, а в лёгкости, виртуозности исполнения одновременно с нужной обобщённостью и деталировкой. Мир прекрасен, как в общем, так и в детали. Сейчас художник будет интересен, если будет казаться, что он с лёгкостью может сделать то, что для фотографии представляется невозможным.
И наконец, мое любимое. О целях искусства, которое призвано звать человека к совершенству и полноте бытия. А не наоборот.
Настоящий художник должен изображать то, ради чего люди живут, к чему они стремятся, что составляет радость и цель их жизни. Он должен изображать и то, из-за чего они страдают, то есть плохое и гадкое, чтобы это плохое можно было увидеть и сделать жизнь человека красивей и чище.
P.S. Спасибо, друзья, провели это время в компании невероятного художника. Если Вам понравились его работы - здесь можно скачать альбом из моей личной библиотеки.
Статьи о великих живописцах прошло и современности:
#живопись #картины #искусство #художники #рисование