Сегодня день рождения замечательного художника, великолепного пейзажиста, незаслуженно забытого мастера крымских пейзажей (и не только) Никанора Григорьевича Чернецова. И этой статьей мы напомним о нем, о его исполненных любви работах и непростом жизненном пути.
Никанор Григорьевич был младшим сыном (самый младший Поликарп умер молодым) в семье иконописца. У отца была своя мастерская и четверо сыновей по традиции перенимали его ремесло. Старший брат Григорий тоже стал живописцем и всю жизнь они работали практически неразрывно вместе.
Старший брат поступил в Академию Художеств в Петербурге на 4 года раньше, причем Никанор в это время (а именно 2 года) был вольнослушателем там же.
Вольнослушатели - потенциальные абитуриенты, и сейчас негласно это практикуется в крупных художественных ВУЗах (необходимо показать свои работы), они позируют 1-2 портрета студентам, а за это тоже пишут постановки, но приоритет места у студента, конечно.
В судьбе обоих братьев сыграл важную роль Павел Павлович Свиньин - он покровительствовал им, способствовал их зачислению.
Но это не "блат", конечно, если перейти на современные термины, он просто дал возможность им быть услышанными и увиденными. Плюс небольшая материальная помощь.
Оба они попали в класс перспективной живописи к прославленному пейзажисту М.Н. Воробьеву. Между прочим, сам Воробьев тоже был "из простых"- его папа работал вахтером в Академии, и мальчика взяли воспитанником туда же (раньше при ней была школа для мальчиков). Там он проявил большие способности и по достижении положенного возраста его приняли студентом на "льготных условиях."
У Максима Никифоровича было железное правило - работать только с натуры. И оба его ученика придерживались того же всю свою творческую жизнь.
Учеба была напряженной и сложной, постоянная нужда буквально во всем и огромное желание "взять" все, что можно от работы с учителем - такими были эти годы. Но талантам надо помогать - и эту миссию брало на себя Общество поощрения художников (Санкт-Петербург, Большая Морская ул. 38).
В 1827 году оба окончили Академию художеств с золотыми медалями и званиями художников ХIV класса.
В 1829 году Никанор был приглашен графом П.И. Кутайсовым сопровождать его в путешествии на Кавказ. Эта первая поездка художника на юг России сыграла большую роль в его жизни и творчестве - собственно, после нее и началось "восхождение звезды". Вернувшись домой в Петербург ему дают задание на звание академика - написать вид Тифлиса.
Глядя на его работы иногда теряешься - где масло, а где акварель.
За нее он не только получил звание академика пейзажной живописи, но и привезенная картина «Ночь. Буря и каштановое дерево» была отмечена золотой медалью за счет Общества поощрения художников, а пейзаж «Дарьяльское ущелье» художник подарил Александру Сергеевичу Пушкину - они дружили.
На одном из эскизов к картине есть подпись: «Писано для поэта А. С. Пушкина».
Эта работа висела в кабинете поэта до самой его смерти.
В 1832 году в жизни Чернецова так же случилось еще одно важное событие – встреча с Крымом.
Делов в том, что Крым стал частью Российской Империи относительно недавно, в 1783 г. И поскольку фотографии еще не было, во все экспедиции по новым землям приглашались художники "для снятия видов".
Чтобы освоить новые земли, царское правительство раздавало за бесценок наделы практически всем сословиям, поощряло переселение в Крым из центральных губерний, колонистов из зарубежных стран. А земли с самыми привлекательными условиями жаловались/выкупали знатные люди, в том числе граф М.Ф. Воронцов.
Такой миловидный человек, доблестный воин, и чего его так Пушкин недолюбливал?) Посмотрите на портреты князя на полях Евгению Онегину.
В 1832 году граф М.С.Воронцов, желая сделать Крым привлекательным, совершает понятный пиар ход - приглашает в Крым известного мастера, художника-пейзажиста Никанора Григорьевича Чернецова.
Около двух лет (1834-1836) Никанор Чернецов состоит на службе художником в канцелярии Воронцова - генерал-губернатора Новороссии.
«Я видел множество снятых им видов замечательных местоположений Крыма и был очень доволен его акварелями и гуашами. Колорит прекрасный, нигде не отступающий от природы, рисунок правильный, перспектива превосходная. Одним словом, пейзажи г-на Чернецкого (так в оригинале) достойны его таланта и были бы уважены первыми художниками по этой части в других странах Европы» - вспоминал о нем писатель Николай Всеволожский.
Большинство графических работ и несколько десятков картин того периода маслом хранятся в Русском музее.
Он объездил весь полуостров и сделал огромное количество рисунков и акварелей.
По рисункам Н.Г. Чернецова были сделаны многочисленные литографии в Одессе (в мастерских А. Брауна и Д. Кленова), Петербурге (в мастерской П. Иванова), Париже (в мастерской братьев Тьери).
В поездках он общался с самыми разными людьми, изучая их нравы, знал много местного фольклора, пользовался искренней народной любовью.
Крымская серия зарисовок и акварелей Чернецова – первая в русском искусстве по численности и разнообразию.
С 1837 вместе с братом работали над панорамой берегов Волги, объединив классические панорамные построения с документальной точностью деталей.
Работа прерывалась то на путешествие в Египет, то в Италию, Палестину, Турцию.
Находясь в Италии, Чернецовы с удовлетворением отмечали в своих письмах: «Многие иностранные художники, живущие здесь, видели наши вояжи и удивлены разнообразными красками русской природы».
Наконец, в начале 50-х годов они продемонстрировали на Васильевском острове в Петербурге панораму «Волга».
Представьте только - 1982 рисунка общей длиной в 746 м, до 500 видов, до 80 этюдов, писанных масляными красками с натуры, множество планов и рисунков.
Панорама, или, точнее, циклорама, имела длину 700 м и высоту 2,5 м. Огромная картина, исполненная с высоким художественным мастерством, изображала все достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани. Она была закреплена на двух поставленных вертикально цилиндрах и расположена за окном помещения, оборудованного в виде каюты. Смысл был в том, чтобы создать у зрителя впечатление движущегося парохода - создавался шум, и посетители видели волжские пейзажи как-бы глядя из каюты.
Циклорама пользовалась огромной народной любовью, толпы шли посмотреть на красоту и широту своей земли (что, кстати, нимало ее повредило физически), однако император Николай I трудов не оценил. Братья хотели издать книгу по этой циклораме, но не получили никакого финансирования.
Ответом был "ценный подарок": панораму забрали в Эрмитаж (сейчас она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге).
Он еще и отклонил ходатайство Академии художеств об увеличении содержания Григорию Чернецову и назначении содержания Никанору Григорьевичу. А потом и вовсе нелестно высказался о картинах обоих братьев и они перестали пользоваться успехом на выставках. Соответственно и заказов у них практически не стало. Какая вопиющая несправедливость!
«Род моей пейзажной живописи не имеет никакого сбыту, а заказов и в помине нет, все мои материалы собраны с великими трудами вместе с покойным братом, как-то по благословенной, в Крыму, на Кавказе, в Палестине и в Египте, все это собрание остается в забвении, отчего невольно вхожу в долги…». Художник под конец жизни был в отчаянии, уже не стало брата, и наследие их оказалось никому не нужным.
В итоге, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование, он предлагает Академии купить у него четыре портфеля рисунков. Их выкупили в рассрочку - но художник не дожил до конца этих выплат.
Печальная, трагичная и очень несправедливая участь. Ведь братья Чернецовы внесли неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.
Как много пользы могли бы принести книги с иллюстрациями русских земель. По их задумке, такие книжки должны были попасть в самые отдаленные уголки империи в руки тех, кто обеспечивал ее благосостояние.
С днем рождения, дорогой мастер!
Еще статьи о мастерах прошлого и настоящего: