Друзья, все знают Александра Герасимова как автора парадных портретов лидеров власти, но сегодня обратимся к его лиричным портретам, пейзажам, натюрмортам.
Приведу выжимки из моего живописного дневника о том, как работал художник. Технические моменты и секреты мастерства). Все цитаты из книги А.В. Виннер "Техника живописи советских мастеров" - есть в любой библиотеке.
Родился Александр Михайлович в уездном городке Козлове в Тамбовской губернии в 1881 году. Прожил очень интересную, насыщенную жизнь. Учился у Коровина, Архипова, Серова- вот откуда его широкая этюдная манера письма, сочный колорит.
«Мою любовь к живописи питал аромат родных полей и степей», – писал художник.
1. Пастозная манера.
"Я считаю, что техника зависит от других живописцев, которое каждый из нас испытывает на себе. На меня в свое время сильно влияли Туржанский, Архипов, Коровин... Вполне естественно, что моя манера пастозной живописи чистой тюбиковой краской в какой-то мере развивалась под влиянием этих живописцев."
Особенно художник любил писать пастозно цветы, ему нравилась подобная манера у Туржанского. Как мы увидим в дальнейшем, и его портреты тоже будут иметь плотный живописный слой. В этом художник видел не только технический прием.
2. Живопись без разбавителя и лака.
В предыдущих статьях и постах мы подробно обсуждали причины прожухания живописи, фатальные ошибки, которые чреваты разрушением красочного слоя.
Привожу цитату Александра Михайловича.
"Отчего сейчас темнеют картины? Я убежден, что это оттого, что пишут с разбавителем тонким слоем. У меня висит этюд натурщицы, написанный 40 лет тому назад; живопись его сейчас такова, точно я только что вчера его написал. Так как я всегда писал и пишу тюбиковой краской без каких бы то ни было разбавителей и кладу краски пастозно, жирными мазками, то в моих работах никакого изменения живописного слова не происходит. Если краска густовата, то я просто беру кисть покороче и попружинистее и пишу". А.В. Виннер. Техника живописи советских мастеров. с 48.
3. Запрет на уголь.
Многие мастера писали начиная с рисунка углем или темперой (как Тициан, например), или с теплой подложкой. Или, как Репин, начинают средним тоном от теней.
Герасимов же берет сразу чистую краску к белому холсту без предварительного рисунка. Он считал, что это правильнее всего, а рисунок углем загрязняет белую поверхность холста и нарушает правильное колористическое построение живописи.
4. Только клеевой грунт.
Никаких желатинов, рыбьего клея или казеинового. Художник признавал только столярный клей.
Натянутый на подрамник холст приклеивается 1 раз жидким клеем (1 часть столярного клея на 15 частей воды). Пластинки клея размалываются на части и замачиваются в воде на 12-15 часов. Затем добавляется вода и варится вся смесь в клееварке (водяная баня подойдет) при 60-70 градусах примерно час-два, раствор должен стать однородным. Иногда соотношение 1/15 можно изменить на 1/16 - 1/18. Это зависит от качества клея.
Далее раствор остужается - так набирается крепость и сила. Потом чуть теплый раствор (для подвижности) наносится на холст. Делается это 1 раз. Если ткань с большими просветами - 2 раза.
После просушки все покрывается грунтом - смесь приготовленного клея и сухих цинковых белил (их предварительно размешивают с водой в кашицу).
Последовательность такая: в теплую кашицу из белил постепенно вливается приготовленный клей при постоянном размешивании. Далее добавляется немного глицерина и касторового масла (несколько капель). Это сделает грунт эластичным. Все.
Холст покрывается в два слоя, сушится и в бой).
5. Портрет 4 красками.
Все, кроме волос, художник писал :
- белилами;
- светлой охрой;
- английской красной;
- кобальтом.
Вспомним короткую палитру Цорна - у него роль "холодов" выполняла кость жженая, а так список примерно похожий. Если взять список красок Репина - там такой же принцип.
Конечно, в этюднике художника не хранилось лишь 4 тюбика). Это базовые цвета, привожу более детальную палитру из его арсенала:
- белила - свинцовые, кремницкие, цинковые;
- желтые - охра: светлая, золотистая, темно-желтая; сиенна натуральная, индийская желтая, марс оранжевый (другие марсы он не признавал), кадмии: лимонный, желтый, оранжевый;
- красные - киноварь алая; краплаки: роз-доре, светлый, темный; английская красная, кадмии: все красные + пурпурный;
- синие - все кобальты (в т.ч. фиолетовый), ультрамарин, церулеум;
- зеленые - зеленая земля, изумрудная, зеленые кобальты, волконскоит;
- коричневые - ван-дик, умбры, сиенна жженая;
- черные - кость жженая, персиковая черная.
Готовый расширенный набор красок).
6. Подвижная модель.
Как обычно пишется портрет? Портретируемый сидит примерно по 45 мин. 3 раза с перерывами на отдых - это живописный сеанс. При этом, он старается сохранить статику в позе, "не делать лишних движений".
Александр Михайлович же просил своих моделей:
"... пожалуйста, курите, говорите, двигайтесь, но вот эта ваша поза мне нужна. Но вот как раз начинаешь работать, а портретируемый вдруг повернулся сам и стал еще интереснее. Если работать с рисунком, то в этом случае он будет сковывать художника. А так, без рисунка, даже лучше. Повернулся удачно - ты и пиши." А.В. Виннер. Техника живописи советских мастеров. с 48.
Как правило, первые полчаса-час художник просто общался с моделью, человек устраивался, как ему удобно, в итоге садился наиболее органично.
Он никогда не пользовался лессировками, а если нужно было внести какие-то правки, то делал это не позднее 3 дней, после завершения основных этапов работы. Как антитеза - к примеру, Репин многократно переписывал фигуры в своих композициях.
В своем методе Александр Михайлович указывал на необходимость осторожно дописывать темные места, т.к. они сохнут быстрее.
Подытоживая наше короткое исследование хочется сказать, что работы мастера действительно отличаются прекрасной сохранностью, свежестью и особой звонкостью. И хоть он и был "парадным портретистом", но в его творчестве много лиричный работ, занимающих не меньшее место.
Вернее так: парадные портреты - дань мастерству, само же творчество глубоко эмоционально, трогательно и эмпатично.
P.S. Друзья, по традиции выкладываю альбом художника и файл с палитрой.