Найти тему
Искусство народу

Изучаем композицию 4.0 - шпаргалка для художника

Продолжая разговор о композиции, хочу поделиться полезной книжкой в для изучения.

В конце статьи обязательно будет бонус для самых пытливых).

Сразу оговорюсь - приемов компоновки много и не ограничивается теми. что есть в книге. Насмотренность необходимо развивать.

Но этот труд заслуживает внимания, особенно если его читает начинающий художник.

Книга "Композиция наружной живописи" была написана художником-импрессионистом Эдгаров Пейном. По сути он систематизировал основные композиционные приемы, тем самым облегчил жизнь многим своим ученикам и студентам.

Создается впечатление, что она прежде всего о композиции в пейзаже, однако и для больших многофигурных сюжетов тоже будет очень полезна.

Привожу информацию как есть, но с моими дополнениями и примерами).

1. Итак, первый тип композиций - весы.

Наглядный пример в работе Айвазовского
Наглядный пример в работе Айвазовского

Шкала с двумя массами разного размера, где точка опоры расположена ближе к большей массе, является одной из самых распространенных форм композиционного баланса. Для создания такой композиции следует обратить внимание на опору или большой груз, а также на их близость. Обычно между большой и маленькой массой имеется вертикальная визуальная связь. Для размещения масс можно использовать передний, средний и задний планы.

2. Шкала баланса.

Эта техника наиболее распространена в создании горных композиций, где вершина холма находится в центре картины. Также ее можно использовать для декоративного оформления стен или создания панно.

В горных этюдах Куинджи такой прием встречается регулярно.
В горных этюдах Куинджи такой прием встречается регулярно.
И это не всегда горы)
И это не всегда горы)

3. Круг.

Данный вид композиции, подобно рычажным весам, очень популярен. Круг на картине не должен быть слишком заметным и может иметь изогнутую форму. Оптимальным вариантом также считается U-образная форма, которая определяется горизонтальной плоскостью земли и двумя вертикальными линиями.

Специально необычный сюжет выбрала, и лесной зимний мотив можно в круг закомпоновать. Куинжди и не такое умел).
Специально необычный сюжет выбрала, и лесной зимний мотив можно в круг закомпоновать. Куинжди и не такое умел).
В пейзаже Айвазовского использовано 2 приема: и круг, и весы.
В пейзаже Айвазовского использовано 2 приема: и круг, и весы.

4. S-образная.

Линия на картине не имеет массы, а служит для обозначения объектов, таких как река или дорога. Эти объекты могут быть использованы в качестве примеров линии.

В этюдах Левитана дороги очень частый мотив
В этюдах Левитана дороги очень частый мотив

5. Пирамида

Линия на картине не имеет массы, а служит для обозначения объектов, Эти объекты могут быть использованы в качестве примеров линии.

Мадонна в гроте Леонардо, ну, тут очевидно.
Мадонна в гроте Леонардо, ну, тут очевидно.

6. Крест

Лучше всего подходит для работ с архитектурой, голыми деревьями или лодками. Главный объект следует располагать рядом с точкой пересечения основных линий.

На картине Левитана 2 приема - крест и лучи, в данном случае ритм и контр-ритм
На картине Левитана 2 приема - крест и лучи, в данном случае ритм и контр-ритм
-9

7. Лучи

Главный объект, который должен быть размещен на схождении лучей или рядом с ними, привлекает внимание в этой композиции.

Опять же Левитан, здесь он ведет взгляд зрителя дальше в лес
Опять же Левитан, здесь он ведет взгляд зрителя дальше в лес

8. L-образная композиция или прямоугольник.

В общем, это либо для архитектуры, урбанистических композиций или пейзажных.

У Айвазовского помимо картин много этюдов с таким мотивом
У Айвазовского помимо картин много этюдов с таким мотивом

9. Подвешенные рычажные часы.

Массы в перевернутой версии рычажных весов на холсте расположены высоко, они плотнее по тону, чем низ.

Фредерик Эдвин Черч, Ниагарский водопад. Часто такой прием еще используется в картинах с лодками, где они находятся сверху, а крупным планом дается их отражение.
Фредерик Эдвин Черч, Ниагарский водопад. Часто такой прием еще используется в картинах с лодками, где они находятся сверху, а крупным планом дается их отражение.

10. Три точки.

Для достижения баланса можно использовать композиции, которые могут работать как с другими видами, включая рычажные весы или пирамиду, так и быть отдельными. Трехмассовое единство считается более эффективным, чем двухмассовое. Однако, чтобы достичь баланса, необходимо увеличивать количество масс, начиная от трех.

Копия с картины Шишкина, в которой есть 3 явных акцента. Но это все смотрится только благодаря таланту мастера, вообще, так закомпоновать 3 объекта практически на одной линии очень сложно.
Копия с картины Шишкина, в которой есть 3 явных акцента. Но это все смотрится только благодаря таланту мастера, вообще, так закомпоновать 3 объекта практически на одной линии очень сложно.

11. Сгруппированная масса.

При рисовании натюрмортов часто применяется композиция, объединяющая несколько масс в одну, чтобы достичь единства.

Это, конечно, не самостоятельная картина Шишкина, но принцип понятен и в этюде.
Это, конечно, не самостоятельная картина Шишкина, но принцип понятен и в этюде.

12. Диагональная линия.

Для выравнивания наклона основной линии можно применять дополнительные линии или массы. В обычной практике элементы, расположенные ниже основной линии, окрашиваются либо темными, либо светлыми тонами, в то время как элементы, находящиеся выше, имеют цвет, противоположный этим тонам. Короче, делаем "шашечки"), чередуем светлое с темным, красиво "рифмуем" ритмы, получаем динамичный эффект.

"Гуниб" Айвазовского по принципу диагональной компановки
"Гуниб" Айвазовского по принципу диагональной компановки

13. Тоннель.

Ну тут все ясно, любая арка, аллея, тоннель, портьера (в портрете, например), кулиса - все это "тоннельные" композиции.

Беггов Павел Петрович, х.м. Фото из открытых источников.
Беггов Павел Петрович, х.м. Фото из открытых источников.

14. Силуэт.

Имеется ввиду контражур - изображение предмета против света. В случае с картиной, это может быть рассвет, портрет против солнца и т.д.

Этюд Архипа Куинджи
Этюд Архипа Куинджи
Работа Шишкина написана в контражуре, солнце просвечивает сквозь деревья, отчего кроны практически одного цвета и тона
Работа Шишкина написана в контражуре, солнце просвечивает сквозь деревья, отчего кроны практически одного цвета и тона

15. Паттерн.

Самый абстрактный принцип. Он так же очень полезен для экспериментов и учебы, потому что не имеет правил и законов, и проверяет твое собственное чувство композиции. Такая зависимость главным образом о воображении, изобретательности или инстинктивном чувстве гармонии, которое встречается в природе. Узоры могут быть как с главным объектом в композиции, так и без него.

Страшный суд Микеланджело, гениальный паттерн. Фото из открытых источников.
Страшный суд Микеланджело, гениальный паттерн. Фото из открытых источников.

Ну, а обещанный бонус для тех, кто дочитал - шпаргалка для скачивания.

С Эдгаром Пейном закончили, в следующий раз поговорим об эскизах к картине, зачем они нужны и какие они бывают.

А предыдущие статьи по теме можно прочесть здесь:

1. Изучаем композицию

2. Изучаем композицию часть 2.0 Божественная геометрия

3. Изучаем композицию часть 3