Продолжая разговор о композиции, хочу поделиться полезной книжкой в для изучения.
В конце статьи обязательно будет бонус для самых пытливых).
Сразу оговорюсь - приемов компоновки много и не ограничивается теми. что есть в книге. Насмотренность необходимо развивать.
Но этот труд заслуживает внимания, особенно если его читает начинающий художник.
Книга "Композиция наружной живописи" была написана художником-импрессионистом Эдгаров Пейном. По сути он систематизировал основные композиционные приемы, тем самым облегчил жизнь многим своим ученикам и студентам.
Создается впечатление, что она прежде всего о композиции в пейзаже, однако и для больших многофигурных сюжетов тоже будет очень полезна.
Привожу информацию как есть, но с моими дополнениями и примерами).
1. Итак, первый тип композиций - весы.
Шкала с двумя массами разного размера, где точка опоры расположена ближе к большей массе, является одной из самых распространенных форм композиционного баланса. Для создания такой композиции следует обратить внимание на опору или большой груз, а также на их близость. Обычно между большой и маленькой массой имеется вертикальная визуальная связь. Для размещения масс можно использовать передний, средний и задний планы.
2. Шкала баланса.
Эта техника наиболее распространена в создании горных композиций, где вершина холма находится в центре картины. Также ее можно использовать для декоративного оформления стен или создания панно.
3. Круг.
Данный вид композиции, подобно рычажным весам, очень популярен. Круг на картине не должен быть слишком заметным и может иметь изогнутую форму. Оптимальным вариантом также считается U-образная форма, которая определяется горизонтальной плоскостью земли и двумя вертикальными линиями.
4. S-образная.
Линия на картине не имеет массы, а служит для обозначения объектов, таких как река или дорога. Эти объекты могут быть использованы в качестве примеров линии.
5. Пирамида
Линия на картине не имеет массы, а служит для обозначения объектов, Эти объекты могут быть использованы в качестве примеров линии.
6. Крест
Лучше всего подходит для работ с архитектурой, голыми деревьями или лодками. Главный объект следует располагать рядом с точкой пересечения основных линий.
7. Лучи
Главный объект, который должен быть размещен на схождении лучей или рядом с ними, привлекает внимание в этой композиции.
8. L-образная композиция или прямоугольник.
В общем, это либо для архитектуры, урбанистических композиций или пейзажных.
9. Подвешенные рычажные часы.
Массы в перевернутой версии рычажных весов на холсте расположены высоко, они плотнее по тону, чем низ.
10. Три точки.
Для достижения баланса можно использовать композиции, которые могут работать как с другими видами, включая рычажные весы или пирамиду, так и быть отдельными. Трехмассовое единство считается более эффективным, чем двухмассовое. Однако, чтобы достичь баланса, необходимо увеличивать количество масс, начиная от трех.
11. Сгруппированная масса.
При рисовании натюрмортов часто применяется композиция, объединяющая несколько масс в одну, чтобы достичь единства.
12. Диагональная линия.
Для выравнивания наклона основной линии можно применять дополнительные линии или массы. В обычной практике элементы, расположенные ниже основной линии, окрашиваются либо темными, либо светлыми тонами, в то время как элементы, находящиеся выше, имеют цвет, противоположный этим тонам. Короче, делаем "шашечки"), чередуем светлое с темным, красиво "рифмуем" ритмы, получаем динамичный эффект.
13. Тоннель.
Ну тут все ясно, любая арка, аллея, тоннель, портьера (в портрете, например), кулиса - все это "тоннельные" композиции.
14. Силуэт.
Имеется ввиду контражур - изображение предмета против света. В случае с картиной, это может быть рассвет, портрет против солнца и т.д.
15. Паттерн.
Самый абстрактный принцип. Он так же очень полезен для экспериментов и учебы, потому что не имеет правил и законов, и проверяет твое собственное чувство композиции. Такая зависимость главным образом о воображении, изобретательности или инстинктивном чувстве гармонии, которое встречается в природе. Узоры могут быть как с главным объектом в композиции, так и без него.
Ну, а обещанный бонус для тех, кто дочитал - шпаргалка для скачивания.
С Эдгаром Пейном закончили, в следующий раз поговорим об эскизах к картине, зачем они нужны и какие они бывают.
А предыдущие статьи по теме можно прочесть здесь:
2. Изучаем композицию часть 2.0 Божественная геометрия