Друзья, сегодня поговорим об историческом жанре в живописи на примере творчества современного мастера - Дмитрия Белюкина. Как и Павел Рыженко, Дмитрий Анатольевич является художником - членом Студии им. Грекова.
Приглашаю посмотреть на подход художника к работе над разными эпохами, методами изучения.
"В XVII веке, скажем, очень любили красный цвет, золото, венецианские ткани «золотного бархата» с узором бордово-малинового цвета. Перед написанием каждой исторической картины я провожу большую исследовательскую работу – изучаю костюмы, нравы, придворный этикет."
Разумеется, мастер изучал и живопись, посвященную конкретному историческому периоду. Так , он отмечал, что работы Вячеслава Шварца удачны, но слегка наивны.
Работу Перова ‟Никита Пустосвят. Спор о вере” он считал немного "в сторону от таланта" и не очень удачной. Как вы считаете, почему?
А вот работы Клавдия Васильевича Лебедева отмечал как особо правдивые. Его отец был церковным живописцем, очевидно это сильно повлияло на молодого художника.
Где можно посмотреть костюмы той эпохи? Например, здесь и здесь.
Вообще, в любом худ. институте есть костюмерный фонд - "реквизитная" - характерная одежда разных эпох, а так же утварь, разные предметы быта, иногда украшения. На них ставится специальная печать с номером и сдается это все "под отчет". Но думается, что и музейных коллекций достаточно для самых разных задач.
В изучении нравов, обычаев любой эпохи Дмитрий Анатольевич крайне скрупулезен, глядя на любую картину можно смело утверждать, что даже размер рукавов и длинна подолов у персонажей сделана строго в соответствии с социальным статусом их хозяев.
Серию работ, посвященную становлению династии Романовых заказал Константина Малофеев. Картины посвящены периоду от венчания на царство молодого Алексея Михайловича до трагического церковного раскола.
Огромная работа была проделана Дмитрием Анатольевичем в его серии, посвященной дуэли Пушкина. Эту серию заказал Государственный музей А.С. Пушкина и в частности Александр Кибовский, биограф поэта и тогда руководитель Департамента Культуры Москвы.
В этой серии воспроизведены события 28 января 1837 года.
Вообще, за свои 40 с лишним лет творческой работы он написал около 400 картин на тему «Пушкинианы» ( 200 являются иллюстрациями к «Евгению Онегину»).
"В начале эту идею я не принимал. Мне казалось, что если я воплощу её в жизнь, то у меня получится некий комикс, а мне этого не хотелось."
И действительно, сложно не впасть в "документализм", сложно не сделать некую карикатуру на события того злополучного дня.
Дмитрий Анатольевич имел возможность работать и в квартире поэта по адресу наб. реки Мойки 12 в Петербурге, использовать для натуры подлинные музейные предметы, принадлежавшие поэту. Весь этот проект - соавторство художника и музейщиков, пушкинистов, консультантов.
Мы видим очень важную деталь - Дантес стрелял на ходу, т.к. Пушкин был опытным стрелком. Стрелять в живот считалось низостью, целились либо в голову, либо руки-ноги. Либо мимо. Причем Дантес прикрылся руками от ответного выстрела Пушкина - что тоже было недопустимо. Короче, Дантес повел себя крайне подло.
Его иллюстрации к "Евгению Онегину" тоже создавались так сказать в подлинных интерьерах.
Здесь сохранилось огромное количество подлинных экспонатов времен Александра Сергеевича, но интерьеры многие восстановлены, т.к. Псковская область во время Великой Отечественной Войны приняла на себя всю тяжесть вражеского удара.
Александр Сергеевич и сам любил делать зарисовки этих раскидистых пейзажей.
Исторические работы Дмитрия Анатольевича неразрывно связаны с темой духовности. Он смотрит на историю сквозь призму исконных нравственно-традиционных ценностей, и, само собой, это диктует сюжет.
Программная работа, посвященная русской эмиграции вошла в культурный фонд отечественной живописи как, пожалуй, самая успешная по исполнению.
"Замысел этой картины возник у меня еще в институтские годы, и потом, где бы я ни был – во время службы в армии, при росписи храма в Новосибирске, поездке в Ростов-на–Дону – я старался найти тех, кто мог бы стать ее персонажами."
Давайте внимательнее рассмотрим эскизы к картине.
После этой стадии начинается тональный поиск. Выполняется, как правило, акрилом или темперой по бумаге. Чаще всего используется 2 цвета - белый и черный. Иногда добавляется охра/сиенна - просто для большей живописности, так же теплая подложка - как в эскизе ниже. Здесь важно "раскидать" пятна, основные акценты, наметить/уточнить композиционный центр, ритмы, контр-ритмы. Выполняется множество подобных эскизов, затем делается один - объединяющий лучшие решения "картон". Эскизы всегда небольшого размера. "Картон" часто делается в размер картины, либо чуть меньше. У опытных мастеров это может быть просто большой эскиз в котором все понятно.
Конечно, персонажи здесь "найденные", нет ни одного случайного лица, большой подготовительный этюдный материал - основа будущего колористического решения, внимательное рисование/изучение.
Поиски образа - наверное самое захватывающее и интересное в этюдной работе. Такие "картонки" - ценнейший материал, рассматривать их не менее интересно, чем законченное произведение.
Этюдная работа и поиски общего колорита, тонального решения ведутся одновременно. К тональному картону темперой делается такой же - цветной. Он может выполняться маслом, акрилом, гуашью, той же темперой. Работа ведется по такому же принципу, как и вначале: много цветных эскизов, затем делается один, вбирающий в себя все самое ценное из поисков, далее - цветной картон.
Конечно, это один из многих эскизов, выполнен по простой бумаге с легким теплым фоном.
Рассматривая готовую работу близко мы видим, что живопись "тонкая", с безупречными тональными акцентами, в ней есть акварельная легкость, свежесть цвета. Посмотрите, ведь это сложнейший еле видный контражур - лицо девушки освещено сбоку и спереди, минимальная, но явная тональная разница с рукой - все на чуть-чуть.
"Реквизит" в таких темах имеет стратегическое значение. Здесь все должно быть точно, почти документально, даже застежка на чемодане, или шнурки у куклы на ботинках.
Как говорил Коровин, "живопись держится на чуть-чуть". В этом фрагменте очень точно передано это "чуть-чуть": сложные ракурсы, почти одинаковый цвет одежды у персонажей - а все разное, везде интересное пятно.
И еще один фрагмент. Внешне сдержанный колорит и даже в небольшом эпизоде развитие пятна настолько естественно, как будто смотришь в окно реальности.
Вспомним, как художник работал над эпохой XVII века - он так же изучал своих предшественников, внимательно исследовал их "находки", давал критическую оценку. Вот и эта работа была во многом вдохновлена картиной Корина "Русь уходящая". Творчество этого художника в принципе близко самому Дмитрию Анатольевичу.
Павел Корин так и не дописал картину. Однако она является центральной в его творчестве, художник работал над ней несколько десятилетий, в 1925–1959 годах, множество этюдов к ней хранятся в собрании Третьяковской галереи.
Дмитрий Анатольевич глубоко убежден, что писать о стране можно только используя реализм.
Позволю вставить свои "3 копейки". На каждый сюжет свои средства. Натюрморт, к примеру, можно написать манерно, играясь с тоном и фактурой - почему нет? Это уместно. Но таким же образом писать исторический сюжет бессмысленно.
Он занимает довольно принципиальную позицию в отношении модных стилей, порой мимолетных экспериментов, аргументируя это тем, что "ни заумными «изысками»", "ни мертвым «глянцем»" нельзя писать об истории.
Вот этот принцип, вместе с серьезным вдумчивым подходом к историческим фактам и этапами работы, описанными выше, открывает дверь в захватывающий мир исторической живописи.
P.S. В следующих статьях обязательно рассмотрим его "афонскую серию" и другие исторические произведения. Кому нужны эскизы к работе "Исход" - прошу сюда).
Еще статьи по теме: