Жизнь в городе и езда по суматошным дорогам не гарантируют чистого воздуха. Внутри автомобиля количество ядовитых элементов и дорожной пыли гораздо больше. Воздух поступает в салон автомобиля постоянно — когда вы включаете вентилятор, открываете окно или поднимаете крышу.
Вдыхание этого воздуха в замкнутом пространстве может быть опасным: у водителей могут возникнуть головные боли, переутомление и трудности с концентрацией внимания. Это повышает риск возникновения аварий. Поэтому весь поступающий воздух должен пройти через салонный фильтр, прежде чем он достигнет места назначения.
Как устроен салонный фильтр?
Салонные фильтры делают из нетканых синтетических материалов. Благодаря этому они не такие горючие и не так восприимчивы к влаге, как бумажные фильтры. Также в синтетической среде хуже приживаются вредоносные бактерии, водоросли и другие микроорганизмы.
Салонные фильтры могут быть однослойными и многослойными. Чем больше слоев, тем лучше фильтр очищает воздух и тем выше его цена. И те и другие фильтры могут одинаково хорошо чистить воздух от пыли, но более дорогие могут обезопасить водителя, например, от аллергии на пыльцу.
Фильтр может быть разной формы и размера: главное, чтобы он идеально вставал в свое посадочное место и не пропускал потоки воздуха мимо себя.
Принцип работы салонного фильтра
Салонный фильтр устанавливают на пути прохода воздушного потока, который идет в салон через систему вентиляции и кондиционирования. Как правило, инженеры стремятся расположить этот фильтр как можно ближе к воздухозаборнику, чтобы он мог защитить все компоненты системы вентиляции салона от попадания грязи. В результате любые загрязнения на испарителе отопителя, кондиционера, воздуховодах и заслонках будут накапливаться гораздо медленнее, что увеличит срок их службы.
Этот фильтр работает так же, как и обычный барьерный воздушный фильтр, например, в пылесосах: он пропускает воздух, а затем задерживает частицы пыли, грязи и другие загрязнения. Когда эти загрязняющие вещества начинают забивать фильтр, в нем может задерживаться влага, что создает идеальную среду для размножения микроорганизмов, в том числе вредных, и эта проблема становится еще более серьезной зимой, когда более высокая температура из-за работы обогревателя еще больше увеличивает этот риск.
Забитый фильтр не в состоянии проводить через себя прежний объем воздуха. Поэтому система вентиляции работает с большей нагрузкой. Даже самый качественный многослойный фильтр со временем перестает очищать воздух. Поэтому, чтобы фильтр правильно работал, его необходимо периодически менять.
Какой фильтр выбрать
Выбор салонного фильтра начинается с определения его типа. Существует два основных вида фильтров: угольные и бумажные. Угольные фильтры обладают более высокой степенью очистки воздуха, так как они способны поглощать не только пыль, но и неприятные запахи. Однако они стоят дороже бумажных и требуют регулярной замены.
Бумажные фильтры являются более доступными и эффективными для удаления большинства загрязняющих веществ. Они изготавливаются из специального материала, который не пропускает пыль и аллергены. Однако бумажные фильтры не способны поглощать запахи, поэтому их рекомендуют использовать тем, кто особенно чувствителен к аллергенам.
Также стоит обратить внимание на производителя салонного фильтра. Одним из лидеров в производстве салонных фильтров является компания Dashiwa. Продукция Dashiwa соответствует всем международным стандартам качества и безопасности.
Фильтры Dashiwa отличаются высокой эффективностью очистки воздуха и длительным сроком службы.
Не стоит забывать, что салонные фильтры необходимо регулярно заменять. Рекомендуется проводить замену каждые 10-15 тысяч километров пробега или раз в полгода. Если автомобиль используется в условиях повышенной загрязненности воздуха, то замена фильтра может потребоваться чаще.
Как понять, что фильтр пора заменить
К замене салонного фильтра есть несколько подходов. Одни автовладельцы меняют салонный фильтр по регламенту, другие по сезону, а есть и те, кто вообще игнорирует его замену, так как он не влияет на надежную работу двигателя. Не менять вовремя фильтр, продувать его или использовать некачественные аналоги — это экономия на здоровье, комфорте и даже безопасности. Из-за засоренного фильтра потеют стекла и ухудшается обзор. Вот причины, по которым меняют салонный фильтр:
Подошло время замены. В городах салонные фильтры визуально могут выглядеть чистыми, даже если перенасыщены вредными веществами. Пробег при этом может не достигнуть регламентной замены, ведь автомобиль не едет, а стоит в пробке. Фильтр же все это время работает, поглощая выхлопные газы и пыль с дорог. Поэтому салонный фильтр надо регулярно менять не только по пробегу, но и хотя бы раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Аллергикам лучше менять салонный фильтр дважды в год и устанавливать новый фильтр перед началом сезона цветения растений.
Печка свистит. Это распространенная проблема, которая может возникнуть даже с новыми фильтрами. Возможно, при установке фильтра образовалась щель, и воздух, проходя через нее, начинает свистеть.
Если фильтр стоит давно и начал свистеть, он загрязнен и его пора заменить. Иногда печка может свистеть на свежем фильтре, на который попала листва. Достаточно ее убрать.
Стекла потеют. Во влажную погоду, осенью и весной это один из признаков того, что пора заменить салонный фильтр. Потоки воздуха хуже проникают через забитый фильтр, нарушается вентиляция в салоне. Влажный воздух конденсируется на холодных стеклах автомобиля, и ухудшается обзор.
Климатическая установка работает неэффективно. При забитом салонном фильтре летом в салоне недостаточно прохладно, а зимой — недостаточно тепло. Для того чтобы прежнее количество воздуха попадало в салон, системе вентиляции нужно преодолеть сопротивление потока воздуха забитому фильтру. Если сопротивление воздуха заставляет водителя выкручивать печку на максимум, то фильтр набрал в себя столько пыли, что его пора заменить.
Как самостоятельно заменить фильтр салона
Салонный фильтр может быть расположен под лобовым стеклом с доступом из-под капота или рядом с центральной панелью. Чтобы узнать, где расположен салонный фильтр в конкретном автомобиле, лучше обратиться к руководству по эксплуатации. Например, он может быть расположен за бардачком со стороны пассажира. Чтобы добраться до посадочного места, придется освободить все содержимое бардачка, снять фиксатор, если он есть, и опустить бардачок вниз. Иногда для этого нужно сжать его стенки. Затем снять пластиковую крышку, которая закрывает салонный фильтр.
Обратите внимание на то, как располагается салонный фильтр, чтобы поставить новый в то же положение. Аккуратно вытащите отработавший фильтр, не переворачивайте его и не трясите, так как из него может посыпаться пыль. Затем установите новый фильтр и проделайте все шаги в обратном порядке.
Очень важно не перепутать его сторону. Слой для механической очистки должен быть ближе к входящему потоку воздуха, а слой с активированным углем, если он есть, ближе к выходящему в салон воздуху. Иногда на фильтр наносят стрелки с обозначением направления воздуха. Если на посадочном месте тоже есть такие стрелки, они должны быть направлены в одну сторону. Советую доверять этим обозначениям только на оригинальных фильтрах. На аналогах и заменителях стрелка может указывать в неправильную сторону.
В некоторых моделях автомобиля для установки салонного фильтра его нужно сжать по ламелям и в таком положении вставить в посадочное место. Там он расправляется, и его фильтрующая площадь увеличивается. Поэтому важно проследить, чтобы фильтр не остался в сжатом положении.
Крайне не рекомендуем пылесосить, стирать или чистить салонный фильтр. После таких процедур он может выглядеть как новый, но качество очистки воздуха снизится. Кроме того, стирка смоет антибактериальный слой, если фильтр биофункциональный. Восстанавливать салонные фильтры — бесполезная трата времени. Это одноразовый расходный материал, который нужно периодически менять.