Найти тему

Второй год СВО: что у нас с производством и импортом погрузчиков?

Дзен-канал "Строительная техника и транспорт" продолжает знакомить с ситуацией в производстве и импорте строительной и дорожной техники в России в 2023 году. Ранее была опубликована статистика по экскаваторам и автокранам (см. ссылки в конце статьи), теперь дошла очередь до погрузчиков. Канал проанализировал статистические данные за I-III кварталы текущего года по рынку фронтальных погрузчиков эксплуатационной массой от 5 т и более 40 т, а также по рынку мини-погрузчиков с бортовым поворотом.

Третий год подряд, начиная с 2020-го, объемы поставок фронтальных погрузчиков растут колоссальными темпами. Нынешний результат превысил показатель 2013 года, кода был достигнут рекорд за весь постсоветский период. Всего за первые 9 месяцев текущего года в совокупности произведено и импортировано порядка 9700 машин – на 23% больше, чем за аналогичный период 2022 года и на 53% больше показателя 2021 года.

Рынок мини-погрузчиков с бортовым поворотом в этом году показал почти 2-кратный рост относительно прошлогоднего результата – 4718 ед. По сравнению с 2021 годом прибавка в 2,1 раза.

Производство фронтальных погрузчиков

За первые три квартала 2023 года производство выросло на 66% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года: всего изготовлено 480 машин. Таким образом, доля отечественных брендов составила 5% – на 1% больше, чем годом ранее.

Наибольший объем выпуска отмечен на заводе "Амкодор-Брянск" – 205 единиц (плюс 24% к прошлогоднему показателю). Данные по ввозу погрузчиков в Россию с головного предприятия "Амкодор" в Минске в 2022-2023 годах отсутствуют. Ранее поставки составляли 150-500 единиц за 9-месячный период (на диаграмме указаны оценочные данные по поставкам из Белоруссии).

Челябинский завод "ЧСДМ" (группа UMG) весной этого года объявил о запуске совместного проекта с китайцами по локализации фронтальных погрузчиков. За прошедшие 9 месяцев производителю удалось нарастить объемы выпуска с прошлогодних 12 до 174 единиц. Пока предприятие находится в начале пути и выполняет лишь крупноузловую сборку "китайцев". В перспективе своими станут металлоконструкции, двигатель, мосты, трансмиссия, гидравлика. Сейчас в линейке две локализуемых модели – грузоподъемностью 3 и 5 т. Единственная собственная модель погрузчика пока также присутствует в производственной программе.

Петербургский тракторный завод с I по III квартал 2023 года произвел 86 фронтальных погрузчиков – на 8,5% меньше, чем за аналогичный период 2022 года.

Рыбинский "Завод дорожных машин" за рассматриваемый период изготовил 14 погрузчиков, прошлогодний результат – 16 машин.

На "ЧТЗ-Уралтрак" производство фронтальных погрузчиков в прежние годы было фактически единичным. Начиная с 2021 года их выпуск не осуществляется.

Завод "ДСТ-Урал", специализирующийся на производстве промышленных тракторов, в последние годы осваивает новые типы машин, в том числе фронтальные погрузчики. Выпуск пока единичный. Для масштабирования производства предприятие в настоящее время строит мощности на существующей территории, помимо этого, в Калачево, в чистом поле, идет возведение нового завода. План пуска нового предприятия – конец 2024 года.

Тем временем ряды производителей фронтальных погрузчиков продолжают пополняться (к сожалению, статистика по ним пока отсутствует).

В Чите в 2020 году освоено производство погрузчиков КОДАР грузоподъемностью 2,5 т. Все металлоконструкции завод делает самостоятельно, двигатель устанавливается минский, мосты и КПП – китайские. Под производство погрузчиков построен новый цех мощностью 50 машин в год.

Летом этого года машиностроительный завод "Борус" из Красноярска запустил производство фронтальных погрузчиков под маркой Borus грузоподъемностью 3 и 8 т. Предысторией этого проекта были продажи китайской строительно-дорожной техники под собственным брендом Borus, а также выпуск навесного оборудования. Сейчас на погрузчиках применяются собственные металлоконструкции, а вот двигатель, коробка передач и мосты – китайские. Производственные мощности позволяют выпускать до 200 машин в год.

Ростсельмаш в 2024 году дебютирует на выставке СТТ Expo в новом статусе, как производитель строительно-дорожной техники. Под новое бизнес-направление в Ростове-на-Дону построен завод на 14 гектарах земли. Мощность предприятия составляет 5000 единиц техники в год, включая тракторы. Предприятие станет выпускать четыре вида строительно-дорожных машин: фронтальные погрузчики грузоподъемностью 3-6 т, телескопические погрузчики, гусеничные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики.

Динамика российского рынка фронтальных погрузчиков в 1-3 кварталах 2021, 2022 и 2023 гг.
Динамика российского рынка фронтальных погрузчиков в 1-3 кварталах 2021, 2022 и 2023 гг.

Импорт фронтальных погрузчиков

Поставки импортной техники продолжают расти третий год подряд. С января по сентябрь 2023 года было ввезено 8772 новых машины, что на 22% больше прошлогоднего результата. Таким образом, побит очередной рекорд за весь постсоветский период. Подавляющее большинство погрузчиков, поступающих на российский рынок, имеет китайское происхождение. Их доля в импортном сегменте в этом году составила 98%. При том что пару лет назад (до начала СВО) за китайцами было 89%.

В Топ-4 поставок: LGCE – 1978 ед. (2,3-кратный рост), XCMG – 1425 ед. (плюс 2%), Lonking – 1297 ед. (плюс 13%) и Liugong – 1097 ед. (2-кратный рост). Еще несколько брендов отметились результатом свыше сотни машин: Lovol – 342 ед. (минус 4%), SEM – 259 ед. (минус 27%), Shantui – 220 ед. (минус 29%), HZM – 179 ед. (плюс 42%), XGMA – 130 ед. (плюс 13%), Sany – 129 ед. (минус 46%), Mingyu – 118 ед. (минус 26%). Кроме того, задекларировано еще 1484 погрузчика нескольких десятков неизвестных в массе своей китайских марок.

-3

Количество импортированных погрузчиков некитайских марок ожидаемо снизилось. Всего за 9 месяцев было ввезено 114 машин – на 60% меньше, чем год назад.

Объемы поставок бывших в эксплуатации фронтальных погрузчиков за три квартала составили 26 штук, в прошлом году было 20 штук.

Производство мини-погрузчиков

Выпуск мини-погрузчиков с бортовым поворотом превысил прошлогодний показатель на 24% и составил 620 единиц. При этом рыночная доля российской техники на фоне роста импорта снизилась с прошлогодних 20% до 12%.

В этом году в лидерах Ковровский электромеханический завод (Холдинг "Высокоточные комплексы"Госкорпорации Ростех). В январе-сентябре он выпустил 341 единицу техники, улучшив свой прошлогодний показатель в 2,1 раза. Для наращивания выпуска гражданской продукции КЭМЗ модернизировал линии сборки и изготовления металлоконструкций, также в эксплуатацию введен современный окрасочно-сушильный комплекс. Новое оборудование позволяет выпускать ежемесячно до 50 машин. Кроме того, металлоконструкции для мини-погрузчиков изготовляет рыбинский завод "Раскат", который также относится к "Высокоточным комплексам".

Мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ, выпускаемых на площадях Саранского экскаваторного завода "САРЭКС" (сейчас это обособленное структурное подразделение чебоксарского завода "Промтрактор"), за первые три квартала текущего года собрано 205 единиц – на 4% больше, чем за тот же период 2022 года.

-4

"Курганмашзавод", являвшийся до недавних пор одним из наиболее крупных производителей погрузчиков с бортовым поворотом марки МКСМ, в этом году в условиях роста гособоронзаказа прекратил их выпуск. За рассматриваемый период собрана всего одна машина, при том что годом ранее было изготовлено 116 погрузчиков.

Еще один производитель из Кургана – завод "Кургандормаш" – новичок на рынке погрузчиков с бортовым поворотом. Предприятие запустило производство этих машин в 2019 году. Планы были амбициозные: в самое ближайшее время выйти на объем 500-700 машин в год. Однако пока все гораздо скромнее: в I-III кварталах 2023 года собрано 73 единицы техники, годом ранее было изготовлено 24 машины.

Как уже было отмечено выше, завод "ДСТ-Урал"" создает новые типы техники, не стали исключением и погрузчики с бортовым поворотом. В 2020 году был изготовлен первый образец такой машины. Ждем запуска новых мощностей и масштабирования производства.

Камешковский механический завод из Владимирской области с 2012 года являлся поставщиком металлоконструкций для мини-погрузчиков и тракторов, выпускаемых Ковровским электромеханическим заводом. За последние три года КаМЗ освоил производство своих погрузчиков с бортовым поворотом. На камешковской технике применяются китайские и другие импортные агрегаты. Завод может выпускать до 100 погрузчиков в год. В ноябре 2023 года стало известно, что КаМЗ в партнерстве UMG с будет собирать мини-погрузчики под этой маркой.

Поставки мини-погрузчиков "Амкодор" в РФ несущественны (на диаграмме указаны оценочные значения).

Динамика российского рынка мини-погрузчиков с бортовым поворотом в 1-3 кварталах 2021, 2022 и 2023 гг.
Динамика российского рынка мини-погрузчиков с бортовым поворотом в 1-3 кварталах 2021, 2022 и 2023 гг.

Импорт мини-погрузчиков

Импорт мини-погрузчиков с бортовым поворотом с января по сентябрь 2023 года вырос более чем в 2 раза относительно показателя за аналогичный период прошлого года: за отчетный период импортировано 4024 единицы новой техники. С 2022 года китайцы активно "импортозамещают" недружественные бренды. Техники некитайских марок за I-III кварталы 2023-го задекларировано 153 единицы, при том что годом ранее было ввезено 345 единиц (в довоенный период показатели были примерно в 2 раза выше).

-6

Первое место, как и год назад, занял Lonking: за отчетный период импортировано 908 погрузчиков – на 36% больше, чем за аналогичный период 2022 года. На втором месте Liugong с 670 погрузчиками, в 3,4 раза улучшивший свой прошлогодний результат. На третьей строке Sunward с объемом поставок 617 единиц (рост в 4 раза). Четвертый результат у XCMG – 522 погрузчика (рост в 5,7 раза). Пятый – у Zoomlion: 423 ед. (47-кратный рост). Прочих китайцев задекларирована 731 единица.

Мини-погрузчиков б/у импортировано 54 единицы, тогда как в I-III кварталах 2022 года было 174 единицы.

Обещанные ссылки на статистику по экскаваторам и автокранам:

Автор статьи выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО "Айди-маркетинг" (www.id-marketing.ru).

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!