Найти тему

Что у нас с автокранами? "Импортозамещаемся"? По полной!

Второй год подряд с начала СВО, введения против России всевозможных санкций, ухода из нашей страны производителей из недружественных стран и прочих негативных событий отечественный рынок строительных и дорожных машин продолжает демонстрировать небывалый рост. Многие специалисты, давно работающие в отрасли, наверное, уже успели подзабыть, что такое высокие объемы продаж: как раскупалась техника в сытые нулевые годы в эпоху строительного бума, или как до событий 2014 года динамично восстанавливался рынок после краха конца 2000-х. А потом настали долгие годы застоя... И вот теперь нежданный бум небывалых масштабов. Посмотрим на статистические данные по производству и импорту автомобильных и других типов колесных кранов за 1-3 кварталы 2023 года.

Ссылки на обзоры по другим видам строительной и дорожной техники смотрите в конце этой статьи.

Как обстоят дела с производством?

К сожалению, российские производители пока не продемонстрировали прорывных результатов. Наверно, в текущих непростых условиях относительно стабильную работу наших предприятий следует считать все же позитивным результатом. Экстренно заменяя импортные комплектующие и материалы из недружественных стран на "дружественные" аналоги, испытывая дефицит автомобильных шасси, первостепенно отправляемых на фронт, заводы, как могут, пытаются выжить. Кроме того, критических значений достигла нехватка рабочих рук (кто-то переехал из обстреливаемых приграничных регионов в более спокойные места, кто-то вообще покинул страну – по оценкам экспертов, от 500 тыс. до 1 млн человек, кого-то мобилизовали).

В 2000-е годы на заводе "Автокран", как самом крупном в стране, за 9 месяцев выпуск достигал результата, который в этом году выдали все пять уцелевших российских заводов
В 2000-е годы на заводе "Автокран", как самом крупном в стране, за 9 месяцев выпуск достигал результата, который в этом году выдали все пять уцелевших российских заводов

Производство автомобильных кранов в I-III кварталах 2023 года снизилось на 3% относительно аналогичного периода 2022 года: выпуск составил 2060 машин. В качестве одного из основных сдерживающих фактов производители отмечают дефицит отечественных шасси. Преимущественно – КАМАЗ, так как именно автомобили этой марки более чем на 90% используются при производстве автокранов, причем преимущественно полноприводные. Краностроители сейчас пытаются работать с китайскими шасси, но пока делают это очень осторожно.

Необходимо отметить, что за последние два года из-за взрывного роста поставок китайских кранов совокупная доля наших брендов снизилась с довоенных 80% до 45% (в I-III кварталах 2022-го нашим принадлежало 66%).

Ивановский машиностроительный завод "Автокран" за первые 9 месяцев 2023 года собрал 330 кранов – на 6,5% меньше, чем год назад. Нелишним будет напомнить, что в 2000-е годы на ивановском предприятии, как самом крупном в стране, за 9 месяцев выпуск достигал результата, который в этом году выдали все пять уцелевших российских заводов.

За январь-сентябрь текущего года краностроительный холдинг "Кудесник" снизил темп производства автокранов на 2,6% относительно результата за аналогичный период прошлого года, выпустив 1282 машины. Из тройки предприятий, входящих в холдинг, больше всех сделал Клинцовский автокрановый завод – 580 единиц, что на 6% меньше, чем год назад. Галичский автокрановый завод изготовил 560 кранов, улучшив свой прошлогодний показатель на 1%. На Камышинском крановом заводе произведено 142 крана (плюс 0,7%).

Челябинский механический завод за отчетный период выпустил 448 кранов – на 0,6% меньше, чем за аналогичный период 2022 года.

В условиях снижения спроса на отечественные автокраны и, в целом, более низкого объема рынка по сравнению с самым "жирным" 2008 годом (минус 21%) российские краностроители пытаются, как могут, сохранить производство, осваивая выпуск новых видов техники. Пожалуй, раньше всех к диверсификации приступил Клинцовский автокрановый завод. Более 10 лет назад он освоил гусеничные краны, в дальнейшем производственная программа пополнилась кранами-манипуляторами и автогидроподъемниками. Галичский автокрановый завод в середине 2010-х также взялся за краны-манипуляторы. В 2018-м ГАКЗ даже разработал бункеровоз, который планировалось выпускать на Камышинском крановом заводе, однако, в итоге, "мусорная" тема сошла на нет. Зато теперь ККЗ положил глаз за экскаваторы. А ивановский "Автокран" с нынешнего года налаживает производство пожарных машин. Свою основную тематику пока не меняет Челябинский механический завод. Хотя, как не меняет? О ее сменил в 90-е годы с традиционных гусеничных кранов на автомобильные, которые не выпускал аж с 50-х годов. А вот гусеничные краны, которые выпускаются теперь по несколько штук в год, вряд ли можно считать основной продукцией. В целом объемы выпуска диверсифицированной продукции по краностроительной отрасли совсем невелики (если не брать в расчет челябинские автокраны).

Отмечу, что перечень предприятий, по разным причинам ушедших с рынка автомобильных кранов за последние 20 лет (кто-то банкрот, кто-то сменил профиль деятельности), внушителен: Ульяновский механический завод № 2, "Угличмаш", "Мотовилихинские заводы", "Донэкс" (в прошлом – Донцкий экскаваторный завод), Юргинский машзавод, смарский завод "Сокол", ставропольский завод "КРАСТ", кохомский завод "Стромашина", "Ивэнергомаш", Завидовский экспериментально-механический завод, туапсинский "Машзавод", шимановский завод "Кранспецбурмаш", Абаканский экспериментально-механический завод, ЕлАЗ, Челябинский кузнечно-прессовый завод, "Усольмаш", "Ухтагазстроймаш", Туймазинский завод автобетоновозов, Новосибирский завод им. Коминтерна.

Российский рынок колесных кранов в 1-3 кварталах 2021, 2022 и 2023 гг.
Российский рынок колесных кранов в 1-3 кварталах 2021, 2022 и 2023 гг.

Импорт из Китая – наше всё!

Главными выгодоприобретателями в 2023 году, как и год назад, остаются китайцы. Рост импорта колесных кранов из КНР за первые три квартала 2023 года достиг рекордных значений, которых не наблюдалось ни в период строительного бума, ни в последующие годы.

В течение января-сентября 2023 года поставки выросли в 2,4 раза и достигли рекордной за последние 30 лет величины в 2396 единиц. При этом годом ранее количество импортированных кранов выросло в 2,2 раза. Ввоз кранов некитайских брендов рухнул до единичных – за рассматриваемый период задекларировано всего 5 машин.

Площадка готовой продукции на заводе XCMG
Площадка готовой продукции на заводе XCMG

Львиная доля импорта пришлась на технику Zoomlion: за отчетный период 2023 года задекларировано 1059 кранов – в 2,6 раза больше, чем годом ранее. Далее следует бренд XCMG – 739 кранов (плюс 49%). Третья строка у Sany – 573 крана (12-кратный рост). В этом году впервые на российский рынок с автокранами вышла компания Liugong (задекларировано 16 машин). Также ввезено 4 крана других китайских марок.

Поставки б/у кранов составили 35 единиц, в прошлом году было 57 единиц.

В сложившихся условиях многих неравнодушных граждан не перестает беспокоить вопрос: родное правительство оставит шанс на выживание национальным предприятиям или окончательно похоронит последних уцелевших?
  • Дзен-канал "Строительная техника и транспорт" выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО "Айди-маркетинг" (www.id-marketing.ru).

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!