Найти тему

Российский рынок экскаваторов: 2023 год стал прорывным

Дзен-канал Строительная техника и транспорт" продолжает знакомить своих читателей с ситуацией в производстве и импорте строительной и дорожной техники в России в 2023 году. Недавно была опубликована статистика по автокранам (см. ссылку в конце статьи), теперь поговорим об экскаваторах. Канал проанализировал статистические данные по рынку экскаваторов эксплуатационной массой от 12 до 70 т за I-III кварталы текущего года.

Картина вырисовывается чрезвычайно интересная: несмотря на все происходящие негативные события в нашей стране, экскаваторов продается все больше и больше, вот уже второй год подряд. Причем рынок не просто вырос, а рванул такими темпами, которые и не снились. Самый жирный показатель 2008 года остался далеко позади. Нынешний объем поставок (включая производство и импорт) достиг рекордного значения за весь постсоветский период – 11766 единиц. Это на 55% больше, чем в 1-3 кварталах 2022 года и в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2021-го. Рассмотрим подробнее, кто же оказался в выигрыше.

Наши

Производство экскаваторов в этом году заметно увеличилось: за I-III кварталы собрано 669 машин – в 2,5 раза больше прошлогоднего результата. Рыночная доля наших производителей выросла с прошлогодних 2% до 5%.

Существенно прибавили обороты предприятия группы компаний UMG. Завод "Тверской экскаватор" за первые три квартала изготовил 345 экскаваторов (без учета экскаваторов-погрузчиков) – в 2 раза больше, чем годом ранее. Темп роста на заводе "Эксмаш" почти трехкратный, выпуск составил 263 экскаватора.

С началом СВО оба тверских предприятия остались без западных комплектующих, на которых основывался весь актуальный модельный ряд. В результате весной прошлого года "Тверскому экскаватору" пришлось временно возобновить производство устаревших моделей колесных экскаваторов ЕК-14 и ЕК-18, разработанных в 90-е годы, базирующихся на отечественной компонентной базе. Однако уже во втором полугодии удалось вернуть в строй одну из современных гусеничных 23-тонных моделей, заместив "недружественные" компоненты на санкционноустойчивые. Осенью 2023-го линейку пополнили "импортозамещенные" колесные экскаваторы массой 17 и 20 т, а старички серии ЕК отправились в отставку.

Ивановский завод "Кранэкс" полноценно возвращается в экскаваторостроение. В последнее десятилетие это предприятие в основном было загружено заказами по изготовлению металлоконструкций экскаваторов для российских заводов Komatsu, Hitachi и Caterpillar. А вот объемы выпуска собственной землеройной техники год за годом снижались, сократившись до единичных. В конце 2022 года "Кранэкс" объявил о запуске новой серии экскаваторов, выпускаемых совместно с китайским партнером.

-2

Самое интересное, что такие же экскаваторы ивановцы теперь будут делать не только под собственным брендом, но и для своих новых российских партнеров, под марками "ЧЕТРА" и "ДСТ-Урал". Под возросшие потребности рынка "Кранэкс" обзавелся дополнительными производственными мощностями. В ближайшее время производитель обещает обо всем официально известить. По итогам I-III кварталов 2023 года "Кранэкс" собрал 61 экскаватор – в 6,7 раза больше прошлогоднего результата. Также за рассматриваемый период из Китая было импортировано несколько десятков экскаваторов марок "Кранэкс" и "ЧЕТРА".

-3

-4

Ростсельмаш, крупнейший российский производитель комбайнов и сельхозтракторов, в 2024 году планирует дебютировать на выставке СТТ Expo в новом амплуа, как производитель строительно-дорожной техники. Под новое бизнес-направление в Ростове-на-Дону построен завод на 14 гектарах земли. Мощность предприятия составляет 5000 единиц техники в год, включая тракторы. Предприятие станет выпускать четыре вида строительно-дорожных машин: гусеничные экскаваторы с объемом ковша 1-1,9 м3, фронтальные погрузчики грузоподъемностью 3-6 т, экскаваторы-погрузчики с объемом погрузочного ковша 1-1,3 м3, а также телескопические погрузчики грузоподъемностью 2,5-8 т.

Новый завод Ростсельмаш, на котором будут выпускать строительную технику и тракторы
Новый завод Ростсельмаш, на котором будут выпускать строительную технику и тракторы

Считаю важным напомнить, что в течение 2000-2010 годов отечественное экскаваторостроение пережило события, негативно отразившиеся на структуре рынка не в пользу наших. С 2007 по 2009 год были ликвидированы крупные экскаваторные заводы с производственной мощностью 1000-2000 единиц в год – Ковровский, Воронежский и Костромской. В 2008 году был свернут выпуск экскаваторов на "Уралвагонзаводе", а в 2016-м – на "Промтракторе". В том же 2016 году прекратил работу завод Донецкий экскаваторный завод. В таких условиях объемы производства отечественных экскаваторов многократно снизились. За минувшие два десятилетия доля техники российского производства упала с 70% до 5%.

Динамика российского рынка экскаваторов в 1-3 кварталах 2021, 2022 и 2023 гг.
Динамика российского рынка экскаваторов в 1-3 кварталах 2021, 2022 и 2023 гг.

Не наши

Импорт экскаваторов в I-III кварталах 2023 года отличался небывало высокими темпами. Прибавка к прошлогоднему показателю – 64%, всего было задекларировано 11046 машин. Напомню, что год назад уже был установлен рекорд импорта за всю постсоветскую эпоху, теперь и этот показатель значительно превзойден.

Выпуск иностранных экскаваторов в России на заводах Komatsu, Hitachi и Caterpillar осуществлялся до начала СВО. В дальнейшем все три предприятия прекратили производственную деятельность. По имеющейся информации, заводы не останутся бесхозными. В конце ноября этого года стало известно, что завод Caterpillar приобретет ООО "ПСК – Новые решения". Соответствующее распоряжение президента Путина опубликовано на интернет-портале правовой информации. Что будут выпускать на этом предприятии, пока не известно. По данным системы СПАРК, ООО "ПСК – Новые решения" зарегистрировано в Москве 22.08.2022. Среди заявленных видов деятельности – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, денежное посредничество и т.д. Завод Komatsu также пристоен в хорошие руки. Пока это инсайдерская информация, но уже в скором времени новый собственник намерен раскрыть все карты. Так что ждем интересных и неожиданных новостей. По перспективам завода Hitachi подтвержденная информация отсутствует.

Кстати говоря, в настоящее время в потоке импортной техники хоть и преобладает Китай, но "недружественная" техника также сохраняет свое присутствие – и немецкая, и американская, и британская, и японская, и южнокорейская... То есть практически вся, как и до начала СВО, хотя и в меньших объемах. Экскаваторов из недружественных стран за первые три квартала 2023 года поставлено 2692 единицы – на 28% меньше, чем годом ранее. В Топ-3: Doosan – 1130 ед. (плюс 36% к показателю I-III кв. 2022 г.), Hyundai – 968 ед. (минус 9%) и Hitachi – 212 ед. (минус 27%). У остальных западных фирм объемы менее 100 единиц.

Импорт китайских экскаваторов долгие годы был фактически единичным. Всплеск поставок обозначился еще в 2020 году, когда за первые три квартала было ввезено 98 машин. В дальнейшем темпы нарастали в геометрической прогрессии: за I-III кварталы 2021 года было импортировано 609 ед., за аналогичный период 2022-го – 2960, а за тот же временной промежуток 2023-го – 8354.

По итогам января-сентября текущего года в тройке лидеров: XCMG – 2009 ед. (4,5-кратный рост), LGCE, в прошлом известный как SDLG, – 1612 ед. (3,4-кратный рост) и Sany – 1490 ед. (плюс 70%). Далее следуют бренды с результатом поставок по несколько сотен экскаваторов: Liugong – 971 ед. (3,7-кратный рост), Lonking – 452 ед. (3,6-кратный рост), Zoomlion – 423 ед. (плюс 24%), Lovol – 423 ед. (10-кратный рост), Shantui – 373 ед. (плюс 62%), Sunward – 194 ед. (плюс 8%). Землеройной техники прочих китайских марок, коих наберется еще не один десяток, ввезено 407 единиц.

Объем импорта экскаваторов б/у за рассматриваемый период 2023 года составил 51 единицу против 102 единиц год назад.

Автор статьи выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО "Айди-маркетинг" (www.id-marketing.ru).

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!