Найти тему
Петр Власов

2МВ. Британские самолеты непосредственной поддержки сухопутных войск

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Авиация непосредственной поддержки войск имела огромное значение для ведения боевых действий. Ближние разведчики выявляли направления передвижения войск противника и его скрытые позиции, а по обнаруженным ими объектам наносили стремительные штурмовые удары легкие бомбардировщики и скоростные истребители-бомбардировщики. Так авиация непосредственной поддержки войск помогала наземным армиям дезорганизовать и прорвать оборону врага. Но если у немцев этот вид авиации был эффективен уже с 1939 г., то англичанам удалось добиться подобной результативности лишь через три года после начала боевых действий…

Многоцелевой самолет Hawker «Hector»

-2

Конструкция, производство:

Одномоторный цельнометаллический биплан с открытой кабиной и неубирающимися шасси. Серийное производство: февраль - декабрь 1937 г.; всего построено 179 самолетов.

ТТХ Hawker «Hector»:

Двигатель: Napier Dagger IIIMS (760 л.с.). Максимальная скорость: 300 км/ч. Потолок: 7.315 м. Дальность: ? км. Вес пустого 1.537 кг; вес взлетный: 2.227 кг. Вооружение: 2х7,69-мм пулемета. Бомбы 2х50 кг. Экипаж 2 человека.

Боевое применение:

Многоцелевые самолеты взаимодействия с сухопутными войсками Hawker «Hector» в мае — июне 1940 г. с баз в Англии совершали налеты на цели в северной Франции - в частности, бомбили Кале. В этот же период они сбрасывали грузы окруженным на побережье английским войсковым частям. С середины 1940 г. использовались только как самолеты связи, а с 1941 г. — и как буксировщики планеров. В конце 1942 г. «Гектор» сняты с вооружения RAF.

Многоцелевой самолет Westland «Lysander»

-3

Конструкция, производство:

Одномоторный подкосный высокоплан с закрытой кабиной и неубирающимися шасси в обтекателях. Серийное производство: апрель 1938 – январь 1942 гг. Всего построено в трех модификациях по разным сведениям от 1.368 до 1.786 самолетов (из них 225 в Канаде). Наиболее массовая модификация - Mk.III. Самолет состоял на вооружении Великобритании, Канады, Турции, Египта, Финляндии, Португалии, Свободной Франции и США.

ТТХ Westland «Lysander» Mk.I:

Двигатель: Mercury XII(890 л.с.). Максимальная скорость: 369 км/ч. Потолок: 7.925 м. Дальность: 966 км. Вес пустого 1.844 кг; вес взлетный: 2.685 кг. Вооружение: 3х7,69-мм пулемета (по одному в обтекателях колес, и один в задней части кабины). Бомбы 227 кг. Экипаж 2 человека.

ТТХ Westland «Lysander» Mk.III:

Двигатель: Mercury XX(870 л.с.). Максимальная скорость: 341 км/ч. Потолок: 6.555 м. Дальность: 966 км. Вес пустого 1.980 кг; вес взлетный: 2.866 кг. Вооружение: 4х7,69-мм пулемета (по одному в обтекателях колес, и спарка в задней части кабины). Бомбы 227 кг. Экипаж 2 человека.

Модификации и боевые качества:

Этот самолет непосредственной поддержки сухопутных войск получил название «Лайсендер» («Lysander»), по имени знаменитого спартанского царя и полководца (но у нас принято произношение «Лисандр»). Его рассчитывали использовать в самых разных качествах: и как ближний разведчик, и как корректировщик артиллерийского огня, и как легкий бомбардировщик, и даже как штурмовик.

Особенностью этой машины было высокорасположенное крыло с подкосами, что давало хороший обзор пилоту. Еще одной необычной особенностью «Лайсендера» были короткие ромбовидные грузовые крылья, крепившиеся к главным стойкам шасси; под ними подвешивались бомбы или другой груз. Поначалу самолет оснащался мотором на 890 л.с. (по разным сведениям от 116 до 169 экземпляров Mk.I). Однако в ходе войны потребовалось большое количество этих моторов для производства бомбардировщиков «Бленхейм». И на «Лайсендер» начали ставить мотор Bristol «Perseus» XII мощностью 905 л.с. (65 британских + 75 канадских Mk.II; но по другим сведениям их было 442). А затем перешли на менее мощный мотор «Mercury» XX, что несколько снизило итак невысокие летные характеристики самолета; но именно эти Mk.III и стали самой многочисленной модификацией «Лайсендера».

-4

Защитное вооружение Mk.I состояло из одного пулемета винтовочного калибра, установленного на выдвижной шкворневой установке в задней кабине (в походном положении он убирался). Но толку от этого пулемета было мало из-за высокого гаргрота, создававшего стрелку большую «слепую зону». На Mk.III количество стволов увеличили, поставив пулеметную «спарку», однако из-за все той же создаваемой гаргротом «слепой зоны» «Лайсендер» по-прежнему оставался легкой добычей для вражеских истребителей.

Боевой применение:

«Лайсендер» приняли на вооружение RAF в мае 1938-го, и к началу войны этими самолетами уже были укомплектованы 7 эскадрилий, базировавшихся в Англии, Индии, Египте и Палестине. Находившиеся в Англии эскадрильи «Лайсендеров» в начале войны перебросили во Францию. И в первых же столкновениях с немцами выяснилось, что они из-за своей малой скорости и слабого вооружения просто не могут на равных соперничать с самолетами Люфтваффе: «Лайсендеры» несли ощутимые потери от немецких истребителей. Тем не менее, так как составлявшие ударную основу британского Экспедиционного корпуса эскадрильи легких бомбардировщиков Fairey «Battlе» с началом немецкого наступления «растаяли» буквально за несколько дней, «Лайсендеры» вместо них были брошены в «мясорубку» атак на немецкие моторизованные колонны, прикрытые с земли зенитным огнем, и с воздуха – истребителями. Всего за две недели боев из 174 «Лайсенедеров» погибли 88 (по другим сведениям 118), и уже в двадцатых числах мая уцелевшие машины эвакуировали на Британские острова.

-5

Высокие потери во Франции показали, что «Лайсендеры» не годятся для боевого применения над линией фронта. И тогда их стали использовать для вспомогательных целей: для разведки над Ла-Маншем, разбрасывания листовок над Францией, и особенно – для заброски агентов и связи с партизанскими группами Сопротивления в оккупированной немцами Европе. В этой работе способные садиться и взлетать с самых малых необорудованных площадок «Лайсендеры» оказались поистине незаменимы: по ночам они доставляли партизанам оружие, снаряжение, радиостанции и медикаменты, а обратно вывозили раненых, и добытые агентурой сведения о противнике.

А на удаленных от Европы театрах, где противник в основном имел менее современные истребители, «Лайсендеры» продолжали применяться в качестве фронтовых разведчиков и легких бомбардировщиков. Так они воевали в Северной Африке, Палестине, Бирме - вплоть до 1942 г., когда им на смену пришли штурмовые «Харрикейны» IIС, вооруженные пушками.

Связной самолет и корректировщик огня Taylorcraft «Auster»

-6

«Остер» - британский военный самолет связи и корректировки артиллерийского огня, являвшийся лицензионной доработкой американского гражданского самолета для частного использования «Taylorcraft». Представлял собой подкосный высокоплан смешанной конструкции с полотняной обшивкой крыла и хвостового оперения. Кабина закрытая, шасси неубирающиеся. Серийное строительство связного образца - с 1939; образца корректировщика огня – с августа 1942. Всего изготовлено около 1.900 машин военного назначения. Самолет связи находился на вооружении RAF с сентября 1939 г.

ТТХ Taylorcraft «Auster»:

Двигатель: Lycoming O-290-3 (130 л.с.). Максимальная скорость: 209 км/ч. Потолок: 4.575 м. Дальность: 483 км. Вес пустого 499 кг; вес взлетный: 839 кг. Вооружение отсутствовало. Экипаж 3 человека.

Варианты:

Было выпущено пять версий «Остеров», различавшихся между собой в основном только моторами производства разных фирм (из-за временной нехватки американских двигателей). Самолет обладал для своего назначения хорошими данными, и потому за войну почти не изменился. Лишь для улучшения характеристик «исходника» для более короткого пробега при взлете и посадке еще на Mk I установили предкрылки; а на Mk.IV немного увеличили кабину, чтобы поместить третье сиденье, и на Mk.V установили оборудование для слепых полетов, которого не было на предыдущих моделях.

Боевое применение:

«Остеры» начали поступать на вооружение RAF в конце 1939 г. Этими самолетами вооружили 12 британских, 1 польскую и 3 канадских эскадрильи. Поначалу «Остеры» использовались только как самолеты связи на территории Великобритании и в Северной Африке. Впервые как летающие наблюдательные пункты корректировки артиллерийского огня они были использованы весной 1941 г. в Алжире; и после длительных споров среди авиационного генералитета в 1942 было принято решение о серийном выпуске машин такого назначения.

Впоследствии корректировщики «Остеры» широко применялись в боевых действиях в Африке, Италии, Бирме. С «Дня Д» (высадка союзников 6.06.1944 г. на побережье Нормандии) эти невооруженные легкие самолеты находились на переднем крае войск союзников, продвигавшихся в глубь Франции, а затем своей корректировкой огня играли большую роль в боях на территории Нидерландов и Германии.

Истребители-бомбардировщики Hawker «Hurricane» Mk.IIC – Mk.IV

-7

Конструкция, производство:

Одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Первоначально истребитель; строился серийно в 1937 – 1944 гг.; всего выпущено около 14.000 экземпляров в 12 версиях. Из них приспособленными к штурмовым действиям по поддержке своих наземных войск – не менее 5.800 самолетов модификаций Mk.IIС, Mk.IID и Mk.IV.

ТТХ Hawker «Hurricane» Mk.IIС:

Двигатель: Rolls-Royce Merlin XX (1.280 л.с.). Скорость: 545 км/ч (с бомбами или подвесным баком 526 км/ч). Потолок: 10.850 м; дальность: 740 км (с подвесными баками 1.550 км). Вес пустого: 2.572 кг, вес взлетный: 3.439 кг. Вооружение: 4х20-мм пушки; 2х227-кг бомбы.

ТТХ Hawker «Hurricane» Mk.IV:

Двигатель: Rolls-Royce Merlin 27 (1.460 л.с.). Скорость: 505 км/ч (у Mk.IID – 518 км/ч). Потолок: 10.975 м; дальность: 795 км. Вес пустого: 2.795 кг, вес взлетный: 3.677 кг. Вооружение: 2х7,69-мм пулемета + универсальная подвеска (или 2х40-мм пушки, или 8 НУРС, или бомбы).

Модификации и боевые качества:

Сыгравший значительную роль в «Битве за Англию» истребитель «Харрикейн» для 1940-41 гг. уже мало соответствовал требованиям истребительного боя: он просто потерял способность тягаться с постоянно развивавшимися немецкими истребителями. Тем не менее, большим достоинством «Харрикейна» оставалась высокая устойчивость его конструкции к повреждениям, позволявшая самолету выдерживать большое количество прострелов. Поэтому на рубеже 1941-1942 гг. британцы перестали использовать «Харрикейн» в воздушных боях, но переквалифицировали эту машину в тактический разведчик, истребитель-бомбардировщик и штурмовик.

-8

С ноября 1940 около 200 истребителей «Харрикейн» были переделаны в ближние разведчики путем частичного или полного разоружения машины, и установки на ней фотоаппаратуры. В 1941 в серию пошла массовая модификация Mk.IIС (4.711 единиц); ее более мощный, чем на Mk.I, мотор позволил подвешивать под самолет бомбы и поставить в крылья 4х20-мм пушки. Благодаря этому Mk.IIС использовался не только как истребитель и ночной перехватчик, но гораздо чаще – как истребитель-бомбардировщик и штурмовик. А с начала 1942 начался серийный выпуск противотанковой модификации Mk.IID, вооруженной двумя подкрыльевыми 40-мм пушками. Первые же бои показали хорошую эффективность этой версии, но ее высокую уязвимость от зенитного огня, что заставило прикрыть жизненно важные места самолета броней. Всего изготовили 290 экземпляров Mk.IID, после чего на рубеже 1942-1943 гг. на его базе создали Mk.IIЕ, в ходе серийного производства переименованного в Mk.IV (выпущено 800 единиц). На нем увеличили толщину брони, и поставили универсальное крыло, позволявшее быстро заменять подвесное вооружение. Это способствовало использованию на Mk.IV целого спектра оружия: или 2х40-мм противотанковые пушки, или 8х27-кг ракет, или 2х227-кг бомбы, или контейнеры с маленькими противопехотными бомбочками.

-9

Боевое применение:

С декабря 1940 г. в боевых действиях в Северной Африке стали активно участвовать «Харрикейны», переделанные в разведывательные самолеты; они вели разведку в интересах британских войск, сражавшихся в Ливии и Египте. В мае 1942 в Северную Африку начали поступать противотанковые «Харрикейны» Mk.IID; в июне они впервые атаковали немецкие и итальянские танки под Бир Хакимом, нанеся им серьезный урон. Через год, в июне 1943, к штурмовкам войск противника в Африке и в Европе подключился «универсал» Mk.IV, чаще использовавший ракеты и бомбы, чем 40-мм пушки. В то же время в Европе, на Дальнем Востоке и в Бирме «свирепствовал» штурмовик Mk.IIС, получивший в дополнение к своим крыльевым пушкам подкрыльевые установки НУРС…

Истребитель-бомбардировщик Hawker «Typhoon»

-10

Конструкция, производство:

Одномоторный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: май 1941 – ноябрь 1945 гг. Всего построено 3.317 самолетов (по другим сведениям 3.330). Из них 60 – в варианте ближнего разведчика.

ТТХ Hawker Typhoon Mk.IB (выпуска 1943 г):

Двигатель: Napier «Sabre» IIA (2.180 л.с.); максимальная скорость: 652 км/ч; время набора высоты 4.570 м: 6,2 мин; потолок: 10.365 м; дальность: 821 км (с бомбами). Вес пустого: 3.992 кг, вес взлетный: 6.341 кг. Вооружение: 4х20-мм пушки, бомбы 2х454-кг или 8х76,2-мм РС.

Боевые качества:

«Тайфун» разрабатывался как высотный перехватчик бомбардировщиков для замены «Харрикейна»; однако поспешность разработки привела к целому ряду катастроф из-за непрочной конструкции задней части фюзеляжа и из-за частых отказов двигателя. Поэтому самолет на протяжении всей войны постоянно совершенствовался, и экземпляры выпуска 1943-45 гг. по надежности существенно отличались от самолетов с той же маркировкой, произведенных в 1941-1942 гг.

Ранние экземпляры выпуска 1940-1941 гг. имели маркировку Mk.IAи несли 12х7,69-мм пулеметов в крыльях. В 1942 производство полностью переключилось на выпуск версии Mk.IВ, вооруженной вместо пулеметов 4х20-мм крыльевыми пушками. Тогда же «Тайфун» приспособили для подвески двух бомб весом по 227 или 454 кг, а в 1943 г под крыльями стали крепить по 8х76,2-мм ракетных снарядов.

-11

Боевое применение:

Первые серийные «Тайфуны» поступили на вооружение истребительных эскадрилий в сентябре 1941 г.; однако тут же выяснилось, что для высотных перехватов они не годятся: при наборе больших высот двигатель начинал перегреваться, а то и вовсе вспыхивал. Самолет оказался очень ненадежным: из 142 сданных ВВС первых «Тайфунов» 135 попали в аварии различной тяжести! Командованием даже был поставлен вопрос о снятии этого самолета с вооружения. Однако фирма «Хаукер» развернула серьезные работы по повышению надежности «Тайфуна», а командир 609-й эскадрильи предложил использовать этот самолет не как высотный перехватчик, а как штурмовик. В «довесок» к огню 4х20-мм пушек мощность двигателя позволяла подвешивать на «Тайфун» еще и бомбы, а впоследствии этот арсенал был увеличен подкрыльевыми ракетными снарядами. В таком виде «Тайфун» стал одним из самых успешных и эффективных штурмовиков 2-й мировой войны. На счету этого самолета много громких побед; наиболее известными стали: уничтожение ракетным залпом танка «Тигр» знаменитого немецкого танкового аса Михаэля Виттмана (имел 138 побед), и потопление немецкого лайнера «Кап Аркона», на котором погибло более 5.000 человек (одна из крупнейших катастроф в истории мореплавания). Разведывательный вариант «Тайфуна» впервые был использован летом 1944 г. при высадке союзников в Нормандии, а затем эти самолеты вели ближнюю разведку на пути продвижения британских войск вплоть до капитуляции Германии.

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.