Традиционно, разные слова про тральщик этого проекта начинаются с фразы: "Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших себя при тралении". В принципе, да, на Балтике (в отличие от Черного моря) строили почти специализированные "портовые суда для траления мин", но...
Насчет "опыта" я бы поостерегся высказываться, ибо все 4 единицы типа "Клюз" вступили в строй в 1917 году, причем две единицы почти сразу "отжали" финны. Все четыре корабля перешли на сторону Советской власти и 15.03.18 переданы Финляндской Советской рабочей республике, а в апреле 1918 г. захвачены белофиннами, причем "Защитник" и "Фортрал" не были возвращены РСФСР (новое название в финских ВМС "Вильнула" и "Рауту").
Но, дело даже не в этом.
Господа, у этих двух кораблей, кроме общего назначения нет НИЧЕГО общего. Если переводить традиционную фразу с корабельного на автомобильный, она будет звучать примерно так: "Мерседес создавали с учетом опыта строительства телег, хорошо зарекомендовавших себя при перевозке грузов". Ну, давайте сравним:
"Клюз" - пароходик водозмещением 220 тонн, т.е. в 2,5 раза меньше по водоизмещению. Обводы совершенно разные. У "Клюза" две паровых машины по 250 сил, скорость 12 узлов. В сравнении с советскими БТЩ энерговооруженность совершенно другая. У "Фугасов" два дизеля по 1400 сил. За счет энерговооруженности он таскали совсем другие тралы (хоть и названия у них похожи, но размеры другие). Компоновка тоже имела мало общего.
Сравнение портового судна "Искра" ( 3 единицы "Искра". "Патрон", "Пламя") английской постройки (для Сибирской флотилии) дает похожее водоизмещение, но совершенно иные параметры (например, очень большая осадка), ну, и не наш это опыт (наша только эксплуатация).
С "малышами" (150 тонн) типа "Минреп" ("Минреп". "Фугас". "Запал"." Взрыв". "Проводник") и сравнивать не стоит. Это корабли совсем иного класса.
Впрочем, если сравнивать все тральщики прежней постройки и тот тральщик, который разрабатывался у нас под индексом "Проект 3", то... и назначение у них было тоже малость разное.
Смотрим на параметры: наверное ближе всего к "Проекту 3" по своим параметрам английская "Искра", но и у нее дальность плавания 1400 миль, и скорость 12 узлов, ну, и соответственно, энерговооруженность совсем иная. Возникает вопрос, а, зачем "проекту 3" дальность плавания 3000 миль, да еще и скорость 18 узлов.
Начнем с другой стороны.
Что значит буковка "Б" перед сокращением "ТЩ"? Одни ее переводят, как "быстроходный", другие, как "базовый". Кто прав?
- быстроходные тральщики, предназначенные для следования совместно с флотом или его отдельными соединениями и для траления в районах, удалённых от мест их базирования; иногда их называют эскадренными;
- базовые тральщики, предназначенные для траления в районе базы и не нуждающиеся в большой скорости хода;
- мелкосидящие тральщики, выполняющие работы по тралению мин, поставленных на небольшое углубление.
По водоизмещению, мореходности и вооружению тральщики подразделяются:
- морские - водоизмещение 660—1300 тонн
- базовые — водоизмещение до 600 тонн
- рейдовые — водоизмещение до 250 тонн
- речные — водоизмещение до 100 тонн
Но, изначально, видение вопроса был чуть иным. Изначально, тральщики были именно "быстроходными", спроектированными для сопровождения эскадры, движущейся с максимально возможной скоростью. Их задумывали именно как эскадренные, быстроходные со скоростью 18 узлов и дальностью плавания 3 тыс. миль. Почему 18, а не больше?
Ну, хотя бы потому, что тралов, позволяющих осуществлять траление с большей скоростью, просто не было. Максимальную скорость траления давал только большой щитовой трал (до 14 узлов) и параван-охранитель (до 18 узлов). Потом, уже после войны появились тралы, которые могли работать на скоростях до 26 узлов, но на тот момент было так.
Грубо говоря, если отталкиваться от ТЗ, это был "эскадренный" быстроходный тральщик. Что это за корабль?
"Корпус корабля клепано-сварной с поперечно-продольной системой набора из стальных листов марки 4Н". Ну. нет не совсем так. Я не очень понимаю что такое "4Н" подобную марку стали я то-то даже в старых документах не встречал, но не это важно.
Корпус набран по немного нетипичной для нас клетчатой системе, и более всего, он напоминает "минные крейсера" образца 1907 года (более всего похож на проект верфи "Германия"), с исправленными обводами. Возможно я ошибаюсь, но он и по обводам похож, и по системе набора. Набор клепаный, обшивка тоже. Сварная только надстройка.
Длина 62 метра (короче "немца на 10 метров), но, остальные параметры один в один: осадка 2,5 метра, ширина 7,4 метра наибольшая, 7,2 по конструктивной ватерлинии. Но чертеж носовой и кормовой оконечностей сильно переработан. Корма исходя из назначения (сделан подзор) нос изменили из соображений мореходности.
Высота борта над КВЛ всего 1,61 метра, для обеспечения удобства работы с тралами, палуба максимально освобождена (с той же целью). Чтобы обеспечить мореходность, бак сделан достаточно высоким: 3,64 метра
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:
- Малярная кладовая и форпик;
- Цепной ящик и шкиперская кладовая;
- Кают-компания и электромеханическая кладовая;
- Погреб мокрой провизии, артиллерийский, каюты мичманов, канцелярия, кубрики, каюты командира и офицеров, баня, гальюны, радиорубка, шифропост;
- Машинное отделение №1;
- Машинное отделение №2;
- Ленинский уголок, артпогреб, кубрики, тральная кладовая, кладовая сухой провизии, машинная кладовая;
- Румпельное отделение;
Изоляция жилых и служебных помещений состояла преимущественно из экспанзита толщиной 15 и 20 мм, наклеенного непосредственно на борт, и крашеной парусины в качестве отделочного слоя. Что такое "экспанзит"?
Пишут о том, что это, якобы, "специально пропитанная фанера".. Не, господа, это отличный, как сейчас бы сказали "экологически чистый" изоляционный материал (правда, импортный и дорогой). Это прессованная пробка.
Бытовые условия "демократичные". Только у командира корабля имелась одноместная каюта, остальные офицеры располагались в двухместных каютах.
Чье "сердце" стояло на тральщике? Наше, коломенское, но с МАN-овскими генами. Традиционно принято писать, что стояли дизеля БРМН-6 Нет, не сразу. На Проекте 3 изначально стояли "ненаддутые" дизеля 42БМК6, шестициллиндровые, четырехтактные 1150 л.с. (потомки MAN W6V45/42). Но в дальнейшем, по мере освоения Коломенским заводом новых двигателей, их стали заменять на наддувные версии (буковка "Н" - наддувный, "К" - корабльный, "Р"- реверсивный).
Почему четырехтактный дизель? На тральщике его применили прежде всего, потому, что подходили обороты (450 об\мин) Кроме того, у него есть несколько достоинств:
На тот момент он был сильно экономичнее двухтактного (за счет отсутствия всякого навешенного оборудования), во вторых, у него и сейчас есть достоинства:
- Экономичность расхода топлива за счет меньшего количества рабочих ходов в единицу времени; (за счет этого растет дальность плавания при том же запасе топлива)
-Надежность обусловлена тепловым режимом, который у 4-х тактных ДВС более мягкий;
-Двигатель работает значительно тише чем свой двухтактный собрат. Не скажу. что кто-то тогда думал об аккустических минах, но, это оказалось достоинством)
В отличие от раннего двухтактного двигателя, в котором очень часто смазка коленвала, подшипников коленвала, компрессионных колец, поршня, пальца поршня и цилиндра осуществлялась благодаря добавлению смазочного материала в топливо, - коленвал четырехтактного двигателя всегда смазывается принудительно давлением. На зеркале поршня и стенках глушителя и выхлопной системе образуется значительно меньше нагара. Даже после введения принудительной смазки под давлением, у двухтактного дизеля "угар" масла все равно был значительно больше.
К тому же, в 2-тактном двигателе происходит выброс топливной смеси в выхлопную трубу и влияет на экологию. С экологией у отдельная современная тема. (Тогда с такой ерундой не заморачивались).
Откровенно говоря, установка наддувного дизеля на тральщик немного спорное решение, ибо любой наддув съедает ресурс дизеля (ровно настолько, насколько он повышает мощность). Любой атмосферник ходит дольше наддутого двигателя (при всех прочих равных условиях).
Но, поскольку, потом на них стояли наддувные дизеля, даю их характеристики. Силовая установка механическая, двухвальная, состояла из двух дизелей 42БМРН-6 (шестицилиндровые, четырехтактные, бескомпрессорные, реверсивные машины с наддувом Бюхи). Соединение коленчатых валов с валопроводом осуществлялось при помощи гидромуфт, число оборотов на полном ходу - 450 об/мин. Винты, постоянного шага, бронзовые трехлопастные, диаметром 1450 мм. Время приготовления машин к походу 15 минут, экстренное - 5 минут. Нормальный запас топлива составлял 13,5 тонн, полный - 61,5 тонны, максимальный - 99 тонн. Топливо размещалось в междудонных цистернах правого и левого бортов и в бортовых отсеках обоих бортов.
Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел типа Ярроу с рабочим давлением 3 атм, поверхностью нагрева 18 м2 и паропроизводительностью 400 кг/ч. Котельная вода в количестве 12,4 т находилась в цистернах, расположенных в креновых отсеках. Запасы смазочного масла 12 тонн занимали запасные бортовые и междудонные цистерны.
Пожарная система включала однотрубную магистраль из красномедной трубы, расположенной под верхней палубой по всей длине корабля и питалась от двух трюмно-пожарных электрических насосов производительностью по 20 т/ч, установленных по одному в каждом из машинных отделений. Магистраль имела девять одинарных и один двойной рожок диаметром 0,05 м и три разобщительных клапана, управление которыми было выведено на верхнюю палубу. Система орошения артпогребов выполнялась в виде отростков от пожарной магистрали, которые оканчивались трубами с мелкими отверстиями.
Водоотливная система корабля включала два центробежных насоса производительностью по 50 т/ч, расположенных по одному в машинных отделениях и один насос производительностью 30 т/ч, располагался в коридоре гребных валов. Кроме того, на корабле имелись два переносных насоса производительностью по 20 т/ч каждый.
Рулевое устройство с электроприводом (пишут, что Вард-Леонарда, но это немного из другой оперы, это пуск электродвигателя рулевой машины, а не система рулевого управления) и с ручным дублированием из румпельного отделения.
Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В включала два дизель-генератора "Дейц" мощностью по 29,5 кВт при 430 об/мин каждый, расположенные в носовом машинном отделении и один вспомогательный дизель-генератор "Дейц" мощностью 16 кВт, который устанавливался во втором машинном отделении. Главный распределительный щит находился в носовом МО, вспомогательный щит - в кормовом. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторной батареи напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя с понижающими трансформаторами.
Ну, если честно, то "фирменные" "Дейцы" были только на первых четырех тральщиках, потом стояли их лицензионные копии.
С артиллерийским вооружением все было сложно, ибо ни 100-мм орудия Б-24 (даже 1-й серии), ни 45-мм орудия 21К тоже в готовности не было. В конечном итоге, да, установили раннюю Б-24 (51-калиберную) и 21К и... пока все. Два 12,7-мм пулемета появились позже (когда стало понятно, что подсеченные мины нужно чем-то расстреливать).
Изначально на них из противоминного вооружения стояли:
-два комплекта большого трала Шульца, Трал имел на своей тралящей части до 48 трехлапых кошек и мог очищать полосу шириной до 183 м со скоростью до 7 узлов.
-два комплекта змейкового трала. Ширина протраливаемой полосы 210 метров. Вблизи змея устанавливался резак или подрывной патрон, перебивавший минреп до 5 мин. Трал данного типа мог быть односторонним или двухсторонним, то есть с одной или двумя ветвями. Трал имел углубление от 7 до 30 м, ширину захвата до 75 м, скорость траления от 4 до 8 узлов. Имелся обозначитель протраленной полосы.
К ним позже добавились два комплекта параван-тралов.
Все остальное появилось "чуть-чуть потом".