Найти тему
Михаил Драбкин

Ферганская долина: в самом большом оазисе

-2
-3

Долина..для нас, жителей равнин, при этом слове представляется далёкая, зелёная, благодатная земля у широкой реки, окружённая горами.

-4

(отсюда)

В долине - вода и жизнь, вокруг - враждебный и жёсткий во всех смыслах ландшафт.

-5

(отсюда)

В реальности чаще бывает не совсем так: долина - те же горы, просто чуть пониже, места чуть побольше, немного поровнее, но всё равно далеко не равнина.

-6

Ну или всё просто не так красиво.

-7

Но вот Ферганская долина в далёком Туркестане - это почти то самое место с картинки: она плоская и довольно большая, но везде видно высокие горы, а за горами - горы ещё выше и пустыни.

-8
-9
-10

Несмотря на название и возвышенный образ, Ферганская долина - это скорее небольшая равнина в окружении гор, самый большой и густонаселённый оазис Средней Азии, только окружённый не пустынями, а хребтами Памиро-Алая и Тянь-Шаня.

-11
-12

Для среднеазиатского климата это почти рай: с гор бежит много воды, эти же горы защищают дома и поля от северных сибирских ветров.

-13
-14
-15

(отсюда)

Впрочем, в Средней Азии так сухо, что даже в таком укромном месте до массового строительства оросительных систем в советское время находилось место пустыням и другим ландшафтам, непригодным для земледелия и нормальной жизни.

-16

(отсюда)

На самом деле, немного пустыни осталось и сейчас: горы закрывают Долину не только от северных ветров, но и от осадков, в Средней Азии и без того не очень обильных.

-17

(отсюда)

Но всё равно неудивительно, что в Ферганской долине издревле жило очень много людей: уже до революции, в тогдашней совсем не урбанизированной стране, города этого оазиса входили в число крупнейших в Средней Азии.

-18

(отсюда)

Ну а в советское время, особенно после массового переселения в города жителей средней полосы России, Ферганская долина стала одним из самых густонаселённых регионов огромной страны, который можно было сравнить только с Подмосковьем и Донбассом.

-19
-20

(отсюда)

А уж в постсоветское время, когда демографический переход в Долине запаздывал даже по сравнению с Узбекистаном, который сам по себе отставал от основной части постсоветского пространства, этот регион стал ещё больше выделяться на общем фоне.

-21

Уровень урбанизации за советский период заметно вырос - с нескольких процентов до почти двух третей населения, и сейчас он даже выше чем в среднем по Узбекистану.

-22

Но по факту регион всё равно остаётся сельским - как по структуре расселения, так и по типу экономики; быстрый, опережающий рост городского населения был достигнут во многом за счёт административных мер, когда крупным сёлам был дан городской статус.

-23
-24

Традиционно основные отрасли экономики в Ферганской долине - это хлопководство и шелкоткачество, а в постсоветское время к ним добавилось ещё автомобилестроение: в Асаке Андижанской области был открыт первый в Средней Азии автозавод, где собирают южнокорейские автомобили Daewoo.

-25

(отсюда)

Хотя от центральной части Ферганской долины до гор может быть и несколько десятков километров, в ясную нежаркую погоду хребты и вершины, будто парящие над полями и невысокими домами, видны из многих мест.

-26
-27
-28
-29
-30

Границы, проведённые в 1920-е годы, но ставшие реальными только после 1991, разделили долину между Узбекистаном (основная, равнинная часть и предгорья на северо-западе), Киргизией (предгорья на северо-востоке, востоке и юге) и Таджикистаном (юго-западнее предгорья и выход из Долины вдоль Сырдарьи на западе).

-31

-32

(отсюда)

Границы эти были далеко не прозрачными, особенно до середины 2010-х годов, когда умер многолетний узбекистанский президент Ислам Каримов, и узбекистанская часть Ферганской долины, где сосредоточена бо́льшая часть территории региона и значительная часть его населения, оказалась во многом изолированной.

-33

Закономерно, что самая густонаселённая земля постсоветской Средней Азии, концентрирующая до 20% населения всего региона (и треть всех узбекистанцев) стала развиваться немного по-своему.

-34
-35

Бедные аграрные перенаселённые территории в исламском мире (если это не Юго-Восточная Азия) - это практически всегда фундаментализм, и Долина не стала исключением.

-36

(отсюда)

И это наложилось на сложную этническую карту региона: как бы ни были извилисты местные границы, национальности оказались здесь гораздо больше перемешаны, и картина не ограничивается титульными узбеками, киргизами и таджиками.

-37

В Казахстан и Среднюю Азию в советское время ссылали и переселяли всех подряд, и в Ферганскую долину тоже, хотя и менее массово, чем в ту же Ташкентскую область.

-38

В Узбекистане из среднеазиатских стран самое сильное государство, и до гражданской войны здесь не дошло, хотя погромов, внутренних мятежей и приграничных конфликтов в последние 30 лет здесь хватало.

-39

(отсюда)

Как фон для всех этнических противоречий, в Ферганской долине продолжает существовать и усиливаться - по мере роста населения - застарелая проблема, нехватка пахотной земли.

-40

Долгое время Узбекистан находился в натянутых отношениях буквально со всеми соседями, в последние годы стало получше, но в сентябре 2022 года случилась небольшая киргизско-таджикистанская война на крайнем юго-западе Долины, не так далеко от Ходжента.

-41

(отсюда)

В ноябре 2022 года на дороге Ходжент - Коканд, в этом месте служащей границей Таджикистана и Киргизии, ещё были во множестве заметны следы недавнего столкновения - сожжённые заправки, разгромленные дома и магазины.

-42

Совместная жизнь трёх государств и доброй дюжины народов в Ферганской долине требует огромного уровня кооперации - если не на уровне Европейского Союза, то точно и не на уровне СНГ.

-43

Источники воды и начало многих оросительных систем находятся обычно в киргизских и таджикистанских предгорьях, главные потребители воды - на таджикистанской и узбекистанской равнине, бо́льшая часть продовольственной продукции производится в Узбекистане.

-44

А ведь кроме основных линий границ, которые причудливо петляют, есть ещё многочисленные анклавы, куски одной страны внутри другой, частично или полностью изолирующие тысячи человек от основной территории своего государства.

-45

(отсюда)

И при этом на взгляд путешественника, если просто посмотреть вокруг, всё это может быть не очень заметно: чужак может и не отличить узбека от киргиза или таджика, и только остающиеся в подавляющем меньшинстве русские и корейцы будут бросаться ему в глаза.

-46
-47

Ладно, на самом деле киргизов часто можно отличить - по характерным войлочным шапкам.

-48

Что уж говорить о сёлах и слабо отличимых от сёл городах, которые и в целом по Средней Азии для неместного на одно лицо, а уж в таком аграрном и плотном регионе - тем более.

-49
-50
-51

Хотя Ферганская долина - регион почти такой же старой цивилизации, как Хорезм или долина Зеравшана с Самаркандом и Бухарой, древних зданий и сооружений тут осталось ещё меньше.

-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58

С тех пор, как в этих краях появились первые государства, эта земля почти никогда не была большим центром силы, исключение - Кокандское ханство в последние века перед русским завоеванием, в какой-то момент подчинившее себе даже Самарканд (ненадолго) с Ташкентом.

-59

(отсюда)

Поэтому в Долине прошлого не было выдающихся и красивых городов или больших крепостей, или сколько-нибудь заметных дворцов и резиденций: почти всё время это была благодатная, но периферийная земля, кормившая многочисленные великие державы, владевшие Средней Азией.

-60

(отсюда)

-61

(отсюда)

-62

(отсюда)

-63

(отсюда)

Лишь ханы Коканда уже в XIX веке построили себе достойный небольшой восточной столицы дворец.

-64

Бесспорно, это регион давней и самобытной исламской культуры, но здешние мечети невелики и спрятаны в бескрайних махаллях, по которым Ферганская долина совершенно точно занимает выдающееся положение.

-65
-66
-67

Хотя попадаются и отдельные совершенно выдающиеся здания, памятники среднеазиатского масштаба.

-68

Там, где сохранились традиционная структура расселения, где кишлаки, города и кварталы выглядят почти как столетие назад, сохранились и традиционные занятия людей.

-69
-70
-71

Поэтому керамика Риштана, ножи Чуста, шёлк Маргилана - всё это делается примерно как во времена Российской империи и само по себе является достопримечательностью.

-72

(отсюда)

-73

(отсюда)

-74

Другое дело, что такое может быть ещё менее заметным, чем невыразительные исламские достопримечательности, и для чужака может ограничиваться прилавками с местной сувенирной продукцией.

-75

(отсюда)

-76

В общем, такой настоящий Восток: много внутри, гораздо меньше снаружи, искреннее гостеприимство и показное радушие поверх многолетних этнических конфликтов.

-77

Да, путешественнику, не погружающемуся глубоко в местную жизнь, будет видна только её внешняя сторона.

-78

Но и тут можно встретить больше интересного, чем почти во всей остальной Средней Азии.

-79

-80
-81
-82

Стоит только увидеть, как тут транспортируют дыни, как развлекаются на окраинах городов по вечерам, как играют с утра на базаре в какие-то странные азартные игры, как собираются в парке у ларька с булочками любители птиц..

-83

-84
-85

Ещё сразу видно, что отдельные среднеазиатские черты в этом архаичном регионе выражены вдвойне.

-86
-87
-88

В узбекистанской части долины ещё больше"микромикроавтобусов"-"дамасов", чем в остальном Узбекистане, и кроме них и ещё автобусов средней вместимости (после закрытия всех трёх троллейбусных систем Долины) тут сложно найти какой-то ещё общественный транспорт.

-89
-90

В Киргизии и Таджикистане - более привычные нам по России маршрутки, но это не делает передвижение на общественном транспорте сильно более комфортным.

-91

Хотя нет, в киргизском Оше есть ещё и троллейбусы.

-92

Как уже было сказано выше, махалли - традиционные среднеазиатские районы, состоящие из довольно запутанной малоэтажной застройки - тут занимают особенно большую площадь.

-93
-94

Ислам тут нередко такой, что это скорее привет из досоветского прошлого.

-95

(отсюда)

Гостеприимства тут тоже ещё больше, чем в равнинной части Средней Азии, но сложнее достичь взаимопонимания с местными: в Ферганской долине в целом более архаичный менталитет и банально меньше людей знает русский язык.

-96

Долина всегда была очень чужеродным и чуть ли не хуже всех поддающимся ассимиляции регионом что в Российской империи, что в Советском Союзе, и и русских колонистов, и переселенцев из других частей СССР тут никогда не было много.

-97

(отсюда)

-98

(отсюда)

Поэтому вдвойне занятно, что самое заметное архитектурное наследие в Ферганской долине - это дореволюционная русская застройка.

-99

В Коканде, бывшей ханской столице, расположен один из крупнейших в Средней Азии массивов старых зданий в европейском стиле, с которым могут сравниться только русские районы Ташкента и Самарканда.

-100

Да и в Фергане, которую когда-то построили как новую столицу только присоединённой к Российской империи территории, можно найти немало интересного.

-101

В Намангане и Андижане, со своим полумиллионным населением входящими в пятёрку крупнейших городов Узбекистана, мало что есть кроме махаллей и мечетей, и не такие уж маленькие массивы советских многоквартирных домов, расположенные на западе этих городов, совершенно тонут в этой традиционной для Средней Азии застройке.

-102
-103

(отсюда)

-104

Консерватизм, архаичность, некоторая отсталость Ферганской долины проявляется и в транспортной сфере.

-105
-106

Про полное господство "микромикроавтобусов" в городах я уже сказал.

-107

А вот то, что именно в Долине, наряду с Ташкентом и Ташкентской и Сурхандарьинской областями, лучше всего сохранилось пригородное железнодорожное сообщение - это стало для меня неожиданностью.

-108

(отсюда)

Учитывая, что, не считая трёх областей Ферганской долины, пригородное железнодорожное сообщение сейчас действует только в 6 регионах Узбекистана - кроме вышеперечисленных, ещё только в Кашкадарьинской, Бухарской областях и Каракалпакстане.

-109

Вероятно, дело в бедности и низкой автомобилизации региона, но все годы независимости по маршрутам Коканд - Наманган - Андижан и Коканд - Маргилан - Андижан, по всему железнодорожному кольцу Долины через Ферганскую, Наманганскую и Андижанскую области курсировали не менее двух пригородных поездов ежедневно.

-110

Хотя основные ферганские вокзалы точно так же изуродованы алюкобондом, пластиком, зеркальным стеклом, как практически все подобные здания на основной железнодорожной сети Узбекистана.

-111

До 2016 года, когда Ферганская долина по железной дороге сообщалась с остальным Узбекистаном только через таджикистанскую станцию Ходжент, этими пригородными поездами исчерпывался почти весь железнодорожный траффик в регионе: поезда через две узбекистанско-таджикистанские границы даже не были ежедневными. Ну а потом через Кураминский хребет построили самый длинный в СНГ 20-километровый железнодорожный тоннель, связавший Долину напрямую с Ташкентской областью и Ташкентом, и теперь здесь, кроме этих четырёх пригородных, ещё несколько пар дальних поездов в сутки.

-112

О важности связи с этим удалённым и населённым регионом говорит тот факт, что железная дорога сюда появилась раньше, чем связь среднеазиатской железнодорожной сети с основной сетью Российской империи.

Уже в 1899 году - тогда же , когда и до самого Ташкента - до Андижана дошла линия от станции Урсатьевская (нынешний Хаваст) на основной магистрали из Красноводска (сейчас Туркменбаши).

-113

Ещё до революции было завершено кольцо, основа местной железнодорожной сети, а между революцией и Великой Отечественной войной было построено ещё несколько ответвлений к предгорьям, в том числе в Киргизию.

В постсоветское время все они стали жертвой границ, разрезавших Долину, и остались без пассажирского сообщения.

-114

К началу 2020-х годов всё ферганское железнодорожное кольцо было электрифицировано и стало частью главной узбекистанской железнодорожной магистрали Андижан - Ташкент - Самарканд - Бухара, полностью работающей на электрической тяге.

-115

Впрочем, в отличие от участка западнее Ташкента, в Ферганскую долину скоростные поезда "Афросиабы" на основе испанских "Тальго-250" пока не ходят.

Всё же этот регион, хоть и очень населённый, играет гораздо ме́ньшую роль в жизни страны, чем тот же Самарканд, население которого не сильно больше, чем у ферганских Андижана или Намангана.

-116

Ну и турпоток сюда на порядок меньше: Кокандский дворец и русская историческая застройка в этом городе, гончарное дело и шелкоткачество, мусульманские святыни второго порядка не сравнятся с самаркандским Регистаном, бухарским Арком или даже тем, что можно увидеть в центре Шахрисабза.

-117

-118

Автомобильные дороги в Долине тоже как встарь: многие из них узкие, почти без объездных вокруг городов и ещё меньше изменившиеся с советского времени, чем автодорожная сеть Узбекистана в целом.

-119

-120

Только со стороны Ташкента, через перевал подходит крупная трасса, потом расходящаяся в сторону Намангана и Коканда - Ферганы - Андижана.

-121

А в основном ферганские дороги проходят насквозь бесчисленные сёла и многочисленные города, и здесь чаще, чем в других частях страны, увидишь двухколёсный и трёхколёсный вело- и мототранспорт, и иногда даже гужевые повозки.

-122