Найти в Дзене
Автомузей в миниатюре

ИЖ «Комби» (Агат, 1:43) и почему у него не открывается капот

Оглавление

Коллеги интересуются - «Почему у «Комби» капот не открывается, а у «Пикапа» открывается?». Я к этому вопросу подойду не только с позиции вопроса «почему?», а ещё и «для чего?» Но, сперва, рассмотрим саму модель.

ИЖ-1500 «Комби»

Автомобилестроители из Ижевска творчески подходили к серийным и экспериментальным автомобилям, в основе конструкции которых были «Москвич-408» и «Москвич-412», изначально выпускавшиеся только на МЗМА, АЗЛК в Москве. Среди легкового ряда «Комби» первого выпуска (1973-1982), пожалуй, в большей мере отличался от московских седанов и универсалов. И даже модернизация 1982 года и последующие упрощения конструкции и внешнего вида не нарушили гармоничный образ и надёжную конструкцию автомобиля в целом.

Производитель масштабных моделей из Поволжья, согласно «Списку Драйвера», освоил выпуск копий автомобиля в масштабе 1:43 в семьдесят шестом году. В обзоре представлена модель, изготовленная на излёте производства, примерно в 2010 году. Именно в тот период наш производитель стал применять другие краски, которыми покрывал как металлические, так и пластиковые элементы. «Хром», например, бывал чуть с жёлтым отливом, что несколько даже улучшало его восприятие. Оригинальные колёса я переставил на журнальный «Москвич-2140», а от него - сюда. В остальном модель оригинальная.

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

Двери по сравнению с корпусом залиты краской. Однако, до фотографирования этого я не замечал.
Модель во многих нюансах соответствует своему прообразу. Даже псевдо-решётка в углу стекла багажника есть.

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

Ещё одна приятная особенность поздних моделей - задние фонари не просто красного цвета, а практически рубинового. Это обстоятельство, на мой взгляд, сказывается на восприятии модели лучшим образом.

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

Шасси по отображаемым деталям не имеет отличий от «родственных» миниатюр. А вот надписи ведут себя забавно - перевёрнуты.

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

Фунционал

У миниатюрного ИЖа открываются двери - так можно получше рассмотреть салон. А смотреть там есть на что, он деталирован заметно лучше, чем у других одноплатформенников.

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

А багажник открывается не только сам, а ещё и крышка пола багажника. На настоящем автомобиле там хранится запасное колесо, инструменты и другие нужные вещи.

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

«Комби» в мелочах

Облицовка радиатора со стороны водителя на поперечном выступе имеет выемку. Эта выемка тут оказалась не случайно. Там должна быть эмблема: именно так была выполнена облицовка у экспериментальных автомобилей.
В серию же пошла другая версия - с эмблемой, расположенной по центру облицовки.

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

На петли дверей нанесено обозначение модели: «ИЖ-1500».

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

Почему не открывается капот?

Отмечу, что я не имею доступа к заводской документации, к протоколам и стенограммам совещаний производителя и художественной комиссии. Это всё мои домыслы.

Вариант первый. Технологический.
Необходимость в усилении корпуса. Из-за открывающегося багажника и дверей корпус модели стал ощутимо ажурнее, и это могло вести как к проблемам при отливке, так и к скорому разрушению структуры сплава.

ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора
ИЖ КОМБИ (Агат, 1:43) из коллекции автора

Вариант второй. Иллюстрационный.
Масштабные модели «Москвичей», как и оригинал, независимо от кузова - будь то седан, универсал, фургон или пикап, ключевым образом различались по двигателю - если двигатель 408, то седан имеет индекс 408 и 2138, универсал - 426 и 2136, фургон - 433 и 2733. А если двигатель 412, то седан - 412 и 2140, универсал - 427 и 2137, фургон - 434 и 2734. И эти особенности получали своё отражение в макетах двигателя под открывающимся капотом. Для «Комби» же предусматривался только один мотор - 412. Соответственно, необходимости в его демонстрации нет.

Вариант третий. Эстетический.

Решая проблему прочности отливаемых деталей, производитель решил ещё одну - эстетическую. Добавив одну деталь, Агат повысил деталировку и достоверность масштабной модели. Теперь у неё есть «хромированные» накладки как на крылья, так и на кромку капота (последняя указана стрелкой). Эти элементы, внешне одинаковые на настоящих автомобилях, на других вариантах облицовок у миниатюр либо никак не обозначены, либо перекрыты самой решёткой, как в случае с пикапом:

ИЖ КОМБИ и пикап (Агат, 1:43) из коллекции автора и автомобиль. Снимок автора
ИЖ КОМБИ и пикап (Агат, 1:43) из коллекции автора и автомобиль. Снимок автора

Мне интереснее и ближе других вариант №3.
Какая версия Вам ближе? Может, есть ещё версии?

Информация

Марка: ИЖ-1500 «Комби» (реальная - ИЖ-2125)
Годы производства прообраза: 1973-1982
Годы производства масштабной модели 1976-2012
Масштаб 1:43
Сделано в России.

Благодарю за внимание!

Зелёный грузовичок из обзора:

Авто
5,66 млн интересуются