Ежегодный каталог ВВС мира, подготовленный совместно с Embraer, подробно описывает парки военных самолетов 161 страны и анализирует основные события за последние 12 месяцев. Полный отчет, включающий подробный список, насчитывающего более 53 тыс. самолетов, вы найдете здесь.
В 2023 году в заголовках газет преобладали два крупных конфликта, потребовавшие применения авиации в Европе и на Ближнем Востоке. Спецоперация России в Украине продолжается второй год, в то время как израильские военные отреагировали на беспрецедентное нападение террористов ХАМАС на ее территорию.
В течение первых девяти месяцев все внимание было приковано к Украине года, когда международный импульс набирал силу в поддержку кампании президента Владимира Зеленского. Хотя Киев уже получил обещания помочь пополнить свои истощенный флот, состоящий из МиГ-29 и Су-25, подаренными Польшей и Словакией, его лидер призвал страны НАТО снабдить его более совершенными западными типами, такими как Lockheed Martin F-16.
После многих месяцев обсуждений со стороны поддерживающих Украину партнеров и Вашингтона (чье одобрение будет иметь жизненно важное значение для обеспечения любой передачи самолетов производства США) на призыв Зеленского ответили Дания и Нидерланды. Вместе страны пообещали поставить в общей сложности 61 "лишних" F-16A/B, которые будут доступны после замены на Lockheed F-35.
Сейчас Европейские страны и США проводят подготовку персонала перед передачей первых F-16 в 2024 году.
В октябре Бельгия также сообщила, что передаст Украине какое-то (об этом не объявлялось) количество находящихся на вооружении F-16, в то время как между Киевом и Стокгольмом ведутся дискуссии о потенциальной будущей передаче некоторых Saab Gripens из шведских запасов.
Среди других примечательных событий европейского военного конфликта 2023 года — первое применение крылатых ракет MBDA SCALP EG/Storm Shadow, подаренных Францией и Великобританией, выпущенных с украинских штурмовиков Су-24.
Трудности с проверкой боевых потерь означают, что данные о флоте, которые лежат в основе справочника мировых ВВС FlightGlobal на 2024 год, остаются почти неизменными по сравнению с прошлогодним отчетом для обеих участвующих сторон. Общее количество действующих военных самолетов в России составляет 4255 единиц, что является вторым показателем в мире после США (парк Украины составляет 321 самолет).
ВВС Израиля сыграли важную роль в нанесении крупномасштабных ударов по инфраструктуре и персоналу ХАМАС в секторе Газа после 7 октября. Израиль имеет в эксплуатации более 600 самолетов, в том числе 280 боевых F-16, F-35 и Boeing F-15.
Тем временем Китай продолжал политику силового утверждения своих территориальных претензий по спорным островам в Южно-Китайском море, при этом Австралия, США и Канада заявляли о «небезопасных» операциях китайских истребителей вблизи своих самолетов в этом регионе. Военные Пекина также поддерживают повышенную напряженность в отношениях с Тайванем, поскольку ее боевая авиация регулярно вторгается в воздушное пространство Тайбэя.
Еще одним важным событием является завершение процесса вступления в НАТО Финляндии, а Швеция готова последовать этому примеру. После подтверждения Стокгольм станет 32-м членом альянса.
В нашем новом каталоге подробно описано более 53 тыс. самолетов, активно используемых в вооруженных силах 161 страны по всему миру: чистое увеличение количества составляет 136 единиц по сравнению с 12 месяцами ранее. Наш обзор охватывает на одну страну меньше, чем в прошлый раз, после того как Гамбия списала свой единственный боевой Су-25.
В течение рассматриваемого периода в четырех регионах произошло следующее увеличение размера парка: наибольший рост на Ближнем Востоке составил 2% (до 4573: рост на 88). Африка (4177, рост на 59), Россия и СНГ (5114, рост на 61) и Азиатско-Тихоокеанский регион (14743, рост на 184) увеличили свои запасы на 1%.
Снижение затронуло Европу (-1% / 8065), Северную Америку (-1% / 13584) и Латинскую Америку (-3% / 3145).
Пополнения на Ближнем Востоке включали прием Бахрейном своего первого одноместного F-16 Block 70 – первоначально для поддержки обучения пилотов – и трех учебных вертолетов Bell 505. ВВС Ирана также увеличили свой учебный парк на шесть МиГ-29УБ и два Як-130. Тем временем Катар нарастил свою боевую мощь, пополнив флот 36 самолетами F-15 и Dassault Aviation Rafales.
В Африке Бенин добавил два транспортных вертолета Airbus Helicopters H125M, переданных Францией, а Чад представил три учебно-тренировочных самолета Turkish Aerospace Hurkus C. Нигер увеличил свой парк транспортных самолетов Lockheed C-130H бывших ВВС США до трех, а Тунис приобрел последний из восьми учебно-тренировочных самолетов Beechcraft T-6C.
Южноафриканская авиастроительная компания Paramount подтвердила, что Мозамбик является первым получателем разведывательного самолета Mwari, а вторым покупателем этого типа стала Демократическая Республика Конго. В сентябре компания заявила, что три экземпляра находятся в эксплуатации и еще шесть заказаны.
Заказы включали сделку с Египтом на поставку 12 транспортных вертолетов Boeing CH-47F Chinook, а Нигерия примет двенадцать винтокрылых машин MD Helicopters Cayuse Warrior Plus, при этом в последствии заказ может увеличиться до 36. Но Сенегал отказался от заказа на четыре самолета Aero Vodochody L-39NG.
Эритрея списала шесть учебно-тренировочных самолетов MB-339 производства Aermacchi и поставила на хранение семь МиГ-29. Гвинея прекратила эксплуатацию МиГ-21, сняв с вооружения три самолета.
Заметные изменения в арсенале России включали сокращение парка Су-25 на 21 самолет - сейчас их 176, а также увеличение количества малозаметных Су-57, 14 из которых сейчас числятся как используемые.
Азербайджан заказал тактический транспортный самолет C-27J компании Leonardo, и пока это будет единственный экземпляр. Также прекращена эксплуатация МиГ-21.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе Австралия получила первые три из 40 вертолетов Sikorsky UH-60M Black Hawk, заказанных для замены 46 вертолетов NHIndustries NH90, получивших там название MRH90 Taipan. Последний тип был окончательно выведен из эксплуатации в июле после того, как в результате крушения погибли четыре человека. Канберра также заказала 20 новых самолетов C-130J.
ВВС Бангладеш пополнили парк учебно-тренировочных самолетов Grob Aircraft G120TP, насчитывающий 24 единицы.
ВМС Индии должны приобрести 26 истребителей Rafale M, а в конце октября сняли списали последние четыре морских патрульных самолета Ил-38. Тем временем Индонезия приняла три из пяти заказанных C-130J и добилась увеличения количества истребителей. В настоящее время заказано 24 самолета Rafale в рамках обязательства по закупке 42 единиц и подписала с Boeing меморандум о взаимопонимании на поставку 24 самолетов F-15IDN.
Япония заказала еще два (четыре уже в работе) самолета-заправщика Boeing KC-46A Pegasus и подписала контракт с Leonardo Helicopters на поставку дополнительно нераскрытого количества вертолетов противоминной защиты MCH101.
Армия Малайзии поставила на вооружение шесть вертолетов MD MD530 и списала последние три Sikorsky S-61. Ее ВВС заказали 18 из 36 возможных легких боевых самолетов Korea Aerospace Industries FA-50 и купят у Leonardo два морских патрульных самолета ATR 72MP. Куала-Лумпур также списал семь учебно-тренировочных самолетов MB-339.
Мьянма пополнила свое вооружение шестью боевыми самолетами Guizhou FTC-2000 китайского производства.
Среди европейских разработок - Австрия показала свои первые учебные вертолеты AW169M, поставленные Leonardo. Страна также планирует купить четыре транспортных самолета Embraer C-390 для замены C-130K и вывести из эксплуатации легкие вертолеты Aerospatiale SA316.
Чехия получила первые ударные вертолеты Bell AH-1Z и вывела из эксплуатации одиннадцать Ми-24/35, подарив их Украине. Кроме того, начала переговоры по двум C-390 и одобрила запланированное приобретение 24 F-35A стоимостью $5 мрд, которые должны быть поставлены в начале следующего десятилетия.
Германия в декабре 2022 года утвердила планы закупки 35 единиц F-35A для замены некоторых своих самолетов Panavia Tornado, а Румыния в 2023 году заявила о желании приобрести до 48 самолетов пятого поколения.
Первые четыре F-35A прибыли в Данию в середине сентября, Греция приняла пару усовершенствованных учебно-тренировочных самолетов Leonardo M-346, а Венгрия - первые два из 16 заказанных H225M.
Среди других поступлений — два самолета морского наблюдения Airbus Defense & Space C295 для ирландского воздушного корпуса и последний из 60 вертолетов NH90 для итальянской армии.
В настоящее время у Латвии есть три из четырех вертолета Sikorsky UH-60M, а Польша получила свой первый противолодочный AW101 из четырех заказанных. Она также ждет от Швеции два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Saab 340 и получила одобрение на покупку 96 ударных вертолетов Boeing AH-64E Apache на $12млрд.
Испанские ВВС получили первый из одиннадцати учебных вертолетов H135, и заказал еще 16 самолетов Pilatus PC-21 в дополнение к 24 уже используемым.
В Европе зарегистрировано значительное количество самолетов, выведенных из эксплуатации, в том числе двадцать два SA316 во Франции; десять Су-25 и четыре учебно-тренировочных L-29 в Грузии; три P-3C/N в Норвегии; и P-3M и S-61 в Испании. В Великобритании Королевские ВВС прекратили эксплуатацию своих последних C-130J, а корпус армейской авиации списал оставшиеся легкие вертолеты Aerospatiale SA341 Gazelle.
Обновления в Северной Америке включали подтверждение Канадой программы по размещению девяти многоцелевых заправщиков Airbus Defense & Space A330: четырех единиц новой постройки и пяти, которые будут переоборудованы. Оттава также объявила о планах приобрести 16 морских патрульных самолетов Boeing P-8A Poseidon.
ВВС США получили свою первую дополнительную ретрансляционную платформу связи E-11 BACN на базе Bombardier Global Express. В апреле был выведен из эксплуатации первый самолет самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3 – теперь парк сократился до 21, что на 10 меньше, чем в прошлогоднем отчете.
ВВС США также продолжили переводить свой флот дозаправки в воздухе на KC-46A, сейчас в эксплуатации находятся 72 единицы на базе В767. Этот процесс включал сокращение вдвое и без того сокращенного парка McDonnell Douglas KC-10 до 20 и вывод из эксплуатации устаревших MC-130H.
Также были выведены из эксплуатации 11 разведывательных самолетов ВВС США RC-26B на базе Swearingen Merlin IV/Metro.
В Латинской Америке Бразилия начала эксплуатацию Saab Gripen, в настоящее время поставлено шесть из 36 заказанных самолетов в модификации E/F, а Гватемала получила два транспортных вертолета Subaru Bell 412EPX.
Чили списала свои 19 учебно-тренировочных самолетов C-101. ВВС Колумбии вывела из эксплуатации 14 устаревших боевых самолетов Cessna A-37 Dragonfly. Эквадор вывел свои девять IAI Cheetah, в результате чего страна осталась без боевых самолетов.
С точки зрения регионального баланса, страны Азиатско-Тихоокеанского региона имеют самый большой совокупный парк - 14 743 самолета. Это превосходит показатели Северной Америки (13 584), из которых США принадлежит 97%.
США владеют 25% всех действующих военных самолетов, а также лидируют во всех шести категориях техники. Количество варьируется от 19% по всем боевым самолетам, 27% - боевые вертолеты и 75% заправщики. Общее количество в 13209 единиц превышает флоты России, Китаю, Индии, Южной Корее и Японии вместе взятые, занимающие со второго по шестое места.
В нашем ежегодном обзоре парка самолетов исключены те самолеты, которые, по данным Cirium, не используются в повседневной эксплуатации, например, находящиеся на хранении или ожидающие обновления.
Также исключены более 700 самолетов, постоянно выполняющих правительственные или частные рейсы, и почти 130 самолетов, эксплуатируемые военизированными организациями в Беларуси и России.
Наш каталог, исходные данные для которого были взяты 19 октября, также включает информацию о твердых заказах на 3903 самолета, а также протоколы о намерениях или опционах еще на 7701 самолет (отмечены звездочкой рядом с цифрой в столбце «Заказано»). Последнее значение включает в себя потенциальные 2668 самолетов F-35, на которые еще не заключен контракт.
Подробный список, насчитывающий более 53 тыс. самолетов, вы найдете здесь.
Источник: FlightGlobal
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале