Найти тему

Военная авиация России и СССР. И-16

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Истребитель И-16 был спроектирован все тем же Н. Н. Поликарповым. Работы велись с начала 1933 г. в соответствии с планом ЦКБ Главного управления авиационной промышленности. Самолет создавался как скоростной истребитель, обладающий также отличной маневренностью для ведения воздушного боя. В документах ЦКБ самолет значился под обозначением ЦКБ-12. Выполненный по аэродинамической схеме моноплана, ЦКБ-12 резко отличался от других истребителей Н. Н. Поликарпова. Он имел минимальные размеры и короткий веретенообразный фюзеляж большого диаметра. Шасси в полете убиралось с помощью специального механизма. Низкорасположенное крыло сопрягалось с фюзеляжем сильно развитыми зализами. Фюзеляж малой длины был выбран конструкторами в стремлении обеспечить малый продольный момент инерции и, как следствие, быструю реакцию на отклонение рулей. Более того, для большей «верткости» центр тяжести самолета был совмещен с центром давления. При отсутствии в те годы устройств для автоматического сохранения равновесия и малом запасе статической устойчивости такое конструктивное решение делало пилотирование сложным, требующим постоянного внимания.

Опытные образцы самолета строились с двигателями М-22 (ЦКБ-12) и М-25 (ЦКБ-12бис). ЦКБ-12 был поднят в воздух 30 декабря 1933 г., а ЦКБ-12бис с двигателем М-25 — 18 февраля 1934 г. Благодаря более мощному, чем М-22, двигателю ЦКБ-12бис на высоте 4000 м развил максимальную скорость 455 км/час. Вооружение первых образцов самолета трудно назвать мощным — два 7,62-мм пулемета ШКАС в центроплане вне диска винта. Предусматривалась подвеска 200 кг бомб. В ходе серийного производства был создан «пушечный» вариант И-16П с двумя 20-мм пушками ШВАК и двумя пулеметами ШКАС. Штурмовой вариант имел две пушки ШВАК и два пулемета ШКАС плюс 200 кг бомб на внешней подвеске.

В августе 1939 г. в воздушных боях на Халхин-Голе действовало первое звено И-16, вооруженных реактивными снарядами РС-82. ЦКБ-12 запустило серийное производство под обозначением И-16, а ЦКБ-12бис — И-16, тип 4. Самолеты строили на авиазаводах № 39 в Москве и № 21 в Нижнем Новгороде. В ходе серийного производства совершенствовалось как вооружение самолета, так и его конструкция. В частности, на И-16, тип 24, был установлен двигатель М-63 мощностью 900 л. с., введены два подвесных бака на 200 л для увеличения дальности полета. Вооружение состояло из двух пушек ШВАК, двух пулеметов ШКАС и 500 кг бомб. С началом войны в состав вооружения включили и 6 реактивных снарядов РС-82. Несмотря на увеличение веса самолета до 1882 кг скорость полета у земли составляла 410 км/час, а на высоте 5000 м — 462 км/час. Для подготовки летчиков к полетам на И-16 были разработаны учебно-тренировочные истребители УТИ-2 и УТИ-4.

Понравилась статья -поставьте лайк!