У любой крупной организации есть вполне понятная привычка сводить все к стандартам, аббревиатурам и написанию текстов канцеляритом. Военная организация, понятное дело, страдает тем же самым.
Представьте себе, что ребенку нужно запустить воздушного змея? Запуск безмоторного дистанционного управляемого аппарата тяжелее воздуха несовершеннолетним оператором. Ну или почти так.
Вы поняли, откуда взялся заголовок: Управляемые аппараты легче воздуха палубного пуска. Как обычно, речь пойдет о малоизвестных страницах Холодной войны.
«Я занимаюсь пшеницей, мукой и едой, а аэростаты – так, для души»
Началось все в конце 1940х, начале 1950х годов, когда ЦРУ заинтересовались (вместе с ВМФ и ВВС США) запусками разведывательных аэростатов на большой высоте над Советским союзом. Производила эти аэростаты компания General Mills, которая вообще занималась продуктами питания, сельским хозяйством и сортами муки. Аэростатами они занялись по госзаказу 1946 года, видимо для души.
Это были проекты Skyhook (Небесный крюк), Mogul (Магнат) – который и стал причиной Розуэлльского инцидента в июле 1947 года, Moby Dick (Моби Дик), и проект Genetrix (Джинетрикс, эпитет богини Венеры, как матери Энея, родоначальника римского народа). Они предназначались для сбора разнообразной разведывательной информации над территорией стран социалистического блока, то есть СССР и Китая. Метеорологической, акустической, и иной разведывательной информации. В частности, последний проект занимался фотосъемкой (но это не значит, что аэростат не нес иного разведывательного оборудования).
Забегая вперед, сразу скажу, что проекты стали, в основном, провальными. Genetrix, например, может похвастаться 31 удачным запуском из 516. Это значило что только в шести процентах случаев фотографии с аэростата получились читабельными и могли представлять ценность как разведывательная информация.
Но иногда была нужна конкретная информация о конкретных объектах, для которой не надо было облетать весь соцблок. При этом запуск должен был производиться с территории США, иначе никакой секретности и тайны, сплошные юридические проблемы. Право позволяет нам называть территорию посольства, воздушного и морского судна принадлежащими юрисдикции государства. Запуск аэростата с надводного корабля – нетривиальная задача, которая осложняется всякого рода мачтами, надстройками и прочими штуками над палубой.
Правильно, подумал флот США, у нас же есть подводные лодки. А давайте еще их заставим запускать аэростаты. Они и так занимаются разведывательной деятельностью и уже все под расписками о секретности, что дальше некуда.
6 июня 1944 года на воду была спущена USS Sennet (SS-408), которая к 11 ноября закончила прохождение курсовых задач и боевой подготовки, а 16 декабря 1944 прибыла к месту базирования Перл-Харбор. К сентябрю 1945 у лодки за ее короткую боевую службу состоялось 4 похода, за которые она утопила 11 судов на 37500 тонн бортового водоизмещения.
После войны ее перебазировали на Атлантическое побережье Ки-Уэст, город рыбаков и моряков, где до 1974 года располагались базы дизельных подводных лодок. Не путайте, пожалуйста, с аэродромом ВМС Naval Air Station Key-West, которая находится на восемь миль восточнее городка.
В 1952 году лодку модернизировали по программе «Флотский шноркель» — это когда флот понял, что на модернизацию по программе GUPPY у них на все лодки денег не хватает. Добавлялся, собственно, сам шноркель, обтекаемая рубка, новая система подачи воздуха и кондиционирования, снимали палубные орудия (две 127мм орудия и прочая мелочь, вроде двух зенитных 40мм), вспомогательные дизеля. Батареи оставались прежними, как и большая часть отсечного пространства. Конечно, это было хуже, чем GUPPY, но лучше, чем ничего.
К 1955 году лодка совершила вояж в Антарктику, операция Highjump, и занималась подготовкой лодочных экипажей и противолодочного персонала для Атлантического флота. В 1954 году заходила в Марсель, Франция.
«В это время в замке у шефа»
На базе ВВС Эдвардс (которая на самом деле придворная база ЦРУ), два студента по задаче ЦРУ прорабатывали запуск аэростата с палубы подводной лодки. В результате пилот аэростата Эдвард Паркер в апреле 1955 года оказался в базе ВМФ Ки-Уэст, на пятом пирсе. С собой у него были баллоны с гелием и прочим оборудованием, которое было погружено на борт подводной лодки. С 25 по 29 апреля 1955 года с палубы подводной лодки было произведено три пуска управляемого аэростата. Первые два полета должны были отработать саму процедуру пуска и показать, что это вообще возможно. После выхода в море, короткого подводного перехода в квадрат (все оборудование для полета в носовом торпедном отсеке было), лодка всплыла, курс и скорость уровняли с ветром – чтобы на палубе скорость ветра равнялась нулю. В этот момент командир лодки чувствовал себя командиром авианосца, как минимум.
Во время первого двухчасового полета Паркер достиг высоты 5400 метров (летал он с кислородным баллоном). В районе приземления его подобрал приданный катер и вернул на лодку.
Для второго полета лейтенант-коммандер Роберт Неттинг (Robert W. Netting) потребовал от Паркера, чтоб он взял и надел парашют для безопасного спуска в случае проблем с аэростатом (откуда на подводной лодке парашют?). Пилот начал опротестовывать это решения, объясняя, что он может при аварийной посадке использовать часть аэростата (там внутри много баллонов с гелием), а вот в парашюте может запутаться и утонуть.
Почему командир начал нервничать? Дело в том, что как только аэростат отвязывают, он очень резво стартует в небо – не только потому, что надо набрать высоту и проскочить опасный участок высоты до 1 км, но и чтобы не задеть никакие выдвижные корабельные устройства. Балласт на борту аэростата тоже есть, кстати, его можно сбрасывать.
С командиром лодки Неттингом пилот Эдвард Паркер спорить не стал, послушно нацепив на себя сбрую, но во время старта выскользнул из нее и сбросил на палубу лодки во время взлета. Лейтенант-коммандер был явно не в восторге.
Во время третьего полета утром 28 апреля 1955 года лодка сманеврировала под ветер до Ки-Уэст, и произвела запуска аэростата. Паркер осуществил взлет до привычных 5400 метров (18000 футов), сделал снимки, после чего начал снижение и был подобран другой подводной лодкой.
В результате ЦРУ убедилось, что фотографии достаточного качества могут быть сделаны оператором, и процедуры взлета-посадки достаточно отработаны. На борту лодки, понятное дело, присутствовал их представитель.
Миссия - Сахалин
Летом 1955 года (скорее всего июнь, июль - относительно хорошая погода и нормальная видимость), лодка заняла свою позицию на южной стороне острова Сахалин, произвела запуск аэростата. Паркер пролетел над аэродромом (предполагаю, что Сокол-Долинск, где базировались перехватчики, это на 1955 год 153-я истребительная авиационная Порт-Артурская дивизия ПВО). Успех миссии под вопросом, потому что пилот аэростата в своих интервью упоминал о облачности. После снижения и приземления, был подобран лодкой в Японском море. Какая-либо дальнейшая информация не рассекречена.
Эпоха разведывательных аэростатов оказалась очень короткой. Слишком много проблем (в том числе политических они создавали), слишком мало пользы приносили и слишком мало полезной нагрузки несли. Уже в августе 1955 года самолеты U-2 начали летать в интересах ЦРУ. А после известных событий 1960 года фоторазведку вели спутники, в основном.
Автор: Павел Леонов
Реквизиты автора (читайте по тэгу #Леонов@Catx2 в ВК малоизвестные вещи о Холодной Войне) — на шоколадку и виски — 4274 3201 0273 5084 (Сбербанк)
— 5536 9138 3728 6398 (Тинькофф).
Сбор на новую книгу Павла: https://vk.com/wall-162479647_581638