ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Хотя в 1915-1916 гг. произошло разделение авиации «по специальностям», и из общей массы самолетов выделились скоростные юркие истребители и тяжело загруженные бомбами бомбардировщики, наземным войскам по-прежнему требовалось воздушное прикрытие самолетов, способных выполнять над полем боя самые разнообразные задачи. Поэтому даже после возникновения «специализации» авиации продолжалось развитие и так называемых «универсалов»: многоцелевых самолетов, способных и проводить разведку, и корректировать артиллерийский огонь, и штурмовать наземные войска противника пулеметным огнем и сбросом малых осколочных бомб; а в крайнем случае пусть худо-бедно, но принять бой с вражеским истребителем.
G.100 «Elephant» (на фронте с начала 1916 г.)
Двигатель: 1х120 л.с., скорость: 167 км/ч, потолок: 4.870 м, продолжительность полета: 5 часов. Вес пустого: 813 кг, вес взлетный: 1.115 кг. Вооружение: 2х7,7-мм пулемета; 118 кг бомб. Экипаж: 1 человек.
Многоцелевой самолет G.100 был сконструирован в конце 1915 г. компанией «Мартинсайд» как дальний истребитель сопровождения и одноместный разведчик. Однако из-за недостаточной маневренности и плохого обзора G.100 в качестве истребителя применялся лишь на второстепенных фронтах; в связи с его большой грузоподъемностью он в основном использовался как легкий бомбардировщик и дальний разведчик. С начала 1916 самолет участвовал во всех больших сражениях на Западном фронте вплоть до осени 1917 г. Всего было изготовлено 366 самолетов G.100.
Конструктивно G.100 являлся деревянным двухстоечным бипланом с полотняной обшивкой (носовая часть за двигателем частично фанерная); двигатель закрывался алюминиевым капотом. Самолет был популярен среди летчиков, так как был легче и маневреннее D.H.4/9. Из-за больших размеров он и получил прозвище «Элефант» («Слон»). Первоначально вооружение «Слона» включало неподвижные пулеметы «Льюис»: один на верхнем крыле и один у левого борта кабины, стрелявший назад. Впоследствии над двигателем устанавливались два синхронных пулемета «Виккерс».
Sopwith 1½ Strutter(на фронте с 06.1916)
Двигатель: 1х130 л.с., скорость: 164 км/ч, потолок: 3.960 м, продолжительность полета: 4 часа. Вес пустого: 595 кг, вес взлетный: 1.092 кг. Вооружение: 1х7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» + 1х7,7-мм турельный пулемет «Льюис»; 60 кг бомб (в одноместном варианте – до 120 кг). Экипаж: 2 человека.
Сопвич «Полуторастоечный» представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан с полотняной обшивкой. Центроплан верхнего крыла скреплен с лонжеронами фюзеляжа дополнительными диагональными подкосами-«полустойками», за которые самолет и получил свое неофициальное прозвище — «Полуторастоечный». Двигатели на самолет устанавливались разные: Рон и Клерже (от 110 до 130 л.с.). Спроектированный как двухместный, «Полуторастоечный» в странах Антанты стал первым самолетом с классическим размещением экипажа: пилот впереди, а летнаб — сзади (ранее летнаба размещали перед пилотом). Самолет позиционировался как легкий бомбардировщик, но некоторое количество применялось в качестве истребителей. Сопвич «Полуторастоечный» отличался простотой в управлении и хорошей дальностью полета. В Великобритании было изготовлено 1.513 (по другим данным — 1.439) «Полуторастоечных». Кроме того, самолет по лицензии производился во Франции (около 4.200-4.500 единиц), и в России (около 100 экземпляров).
В британской авиации «Полуторастоечные» поставлялись флоту (RNAS) с апреля, а армии (RFC) – с мая 1916. Уже в июне «Полуторастоечные» совершили ряд бомбовых налетов на базы немецких дирижаблей и склады боеприпасов. С июля 1916 они часто действовали совместно с французскими бомбардировщиками - в частности, в октябре британцы и французы вместе бомбили завод «Маузер» в Оберндорфе, а затем - сталеплавильный завод в Эссонгдене. Зимой 1916-1917 из-за плохой погоды активность «Полуторастоечных» несколько снизилась, а в апреле 1917 эскадрильи «Полуторастоечных» стали заменять эти машины более мощными – бомбардировщиками Эйрко DH.4. Таким образом, фронтовая карьера этого самолета, неплохо показавшего себя в середине 1916 г., оказалась довольно короткой – ввиду создания британцами более совершенных машин подобного назначения.
RAF R.E.8 (на фронте с ноября 1916)
Двигатель: 1х150 л.с., скорость: 164 км/ч, потолок: 4.100 м, продолжительность полета: 4,5 часа. Вес пустого: 819 кг, вес взлетный: 1.302 кг. Вооружение: 1х7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» + 1-2х7,7-мм турельных пулемета «Льюис»; 118 кг бомб. Экипаж: 2 человека.
К концу 1915 г. основной разведчик и легкий бомбардировщик Королевского воздушного корпуса RAF B.E.2 безнадежно устарел; он уже не отвечал возросшим требованиям фронта. И для его замены фирма RAF приступила к проектированию разведывательного самолета R.E.8, который должен был заменить на фронте устаревший В.Е.2. Новая машина представляла собой двухместный цельнодеревянный биплан с фюзеляжем ферменного типа. Летчик располагался в передней кабине, а наблюдатель — в задней. Самолет мог брать около 100 кг бомб, и был оборудован специально созданным для него фотоаппаратом «Торнтон-Пайкард».
В июне 1916 г. вооруженный задней пулеметной турелью прототип R.E.8 направился во Францию, где в течение нескольких месяцев проходил испытания в боевых условиях. Летчики остались довольны мощностью двигателя и хорошей скоростью самолета, но отметили: маневренность и скороподъемность машины оставляли желать лучшего. Тем не менее, R.E.8 был запущен в серийное производство, заменив на конвейере В.Е.2.
С ноября 1916 г. самолеты R.E.8 стали поступать на вооружение авиачастей, воевавших во Франции. Но в первых же боевых вылетах произошло несколько катастроф из-за уменьшенного на «серийниках» по сравнению с проектом вертикального оперения. Это сделало машину сложной в управлении, и теперь она легко сваливалась в штопор. Пришлось R.E.8 спешно доработать: изменить хвостовое оперение и центровку самолета. Однако переделка на время остановила серийный выпуск, и чтобы наверстать потерянное время, производство было развернуто сразу на нескольких авиапредприятиях. За последующие полтора года было изготовлено 4.077 машин, и R.E.8 стал самым массовым двухместным самолетом Великобритании периода Первой мировой войны. R.E.8 состояли на вооружении 22 эскадрилий: 16 воевали на Западном фронте, 2 - в Месопотамии, 3 - в Палестине, и 1 находилась в Ирландии. На фронте самолет применялся как разведывательный, корректировщик артиллерийского огня, штурмовик и легкий бомбардировщик. Однако невысокие для 1917-1918 гг. летные характеристики R.E.8 делали его легкой добычей для истребителей противника.
Armstrong-Whitworth F.K.8 (на фронте с весны 1917)
Двигатель: 1х160 л.с., скорость: 149 км/ч, потолок: 3.960 м, продолжительность полета: 3,5 часа. Вес пустого: 870 кг, вес взлетный: 1.275 кг. Вооружение: 1х7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» + 1х7,7-мм турельный пулемет «Льюис»; 120 кг бомб. Экипаж: 2 человека.
К концу 1915 г. основной разведчик и легкий бомбардировщик Королевского воздушного корпуса RAF B.E.2 безнадежно устарел, и уже не отвечал возросшим требованиям фронта. Для его замены британская фирма «Армстронг-Уитворт» спроектировала новую машину, обозначенную как F.K.8. этот аэроплан отличался от своего предшественника увеличенными размерами планера, и представлял собой двухместный одномоторный биплан деревянной конструкции, с ферменным фюзеляжем частично покрытым фанерой. Под нижним крылом могло подвешиваться до 72 кг бомб.
Самолет обладал хорошими летными данными; он превосходил (хотя и незначительно) своего основного конкурента — самолет RAF R.E.8, же находившийся в производстве. В августе 1916 г. F.K.8 был запущен в серию и стал поступать в строевые части. Первая эскадрилья «Больших Аков» (как летчики прозвали этот самолет) была полностью укомплектована F.K.8 к январю 1917-го. А в июле 1918 заказ на производство 1.500 F.K.8 был полностью завершен. Машина производилась двумя фирмами, и их продукция различалась некоторыми деталями.
На фронте F.K.8 заслужил репутацию надежной и живучей машины, способной в бою выдерживать большое количество повреждений. Особо всех впечатлил тяжелейший бой, проведенный 27 марта 1918 г. экипажем одного F.K.8 против восьмерки немецких истребителей Фоккер Dr.I. В той схватке F.K.8 был изрешечен «в сито», его пилот Алан Маклеод получил пять ранений, а наблюдатель-стрелок А. Хаммонд – шесть. Несмотря на это, британский экипаж вышел из той схватки победителем, сбив 4 Фокера, после чего сумел успешно посадить избитую, горящую машину. Так же эти самолеты отличились при отражении немецкого наступления весной 1918 г. Тогда F.K.8 активно противодействовали противнику как машины непосредственной поддержке войск: они днем и ночью (что в то время было редкостью из-за сложности нахождения цели, и последующей посадки в темноте) бомбили и обстреливали позиции врага…
Гидросамолеты-разведчики Sopwith «Schneider» и Sopwith «Baby» (в боях с 1914 и с 1917 г.)
Двигатель: 1х130 л.с., скорость: 140 км/ч, потолок: 2.150 м, продолжительность полета: 3 часа. Вес пустого: 560 кг, вес взлетный: 780 кг. Вооружение: 1-2х7,7-мм неподвижных пулемета «Льюис»; 30 кг бомб. Экипаж: 1 человек.
Морской разведывательный гидросамолет был разработан на основе созданного еще в 1913 г. гоночного аэроплана Сопвич «Таблоид». Тот еще до войны привлек внимание военных, которые заказали его серийное производство, и «Таблоид» стал первым серийным самолетом британской военной авиации (всего было изготовлено 36 «Таблоидов»). Машина представляла собой одноместный колесный биплан деревянной конструкции, оснащенный мотором на 100 л.с.; вместо элеронов она оснащались механизмом гоширования.
В 1914 г. для участия в гонках на «Кубок Шнейдера» в Монако был изготовлен первый поплавковый вариант «Таблоида»; и его победа на соревнованиях стала причиной заказа командованием ВМФ 160 таких гидросамолетов, получивших название «Шнейдер» (в реальности было изготовлено 136 «Шнейдеров»).
Хотя «Таблоиды» не имели стрелкового вооружения, он уже в первые дни войны были привлечены к борьбе с германскими дирижаблями; при этом они ухитрились сбрасываемыми стальными стрелами и 9-кг бомбочками уничтожить 2 дирижабля. Обороной от налетов на Англию дирижаблей занимались и поплавковые «Шнейдеры», вооруженные неподвижным пулеметом «Виккерс», установленным на верхнем крыле. Но гораздо чаще они вылетали с прибрежных баз на разведку. К тому же «Шнейдеры» часто брали в морские походы корабли (перевозились на на крейсерах или специальных транспортах). Однако для эксплуатации в открытом море с кораблей самолет была мало приспособлен: у него часто выходили из строя поплавки и воздушный винт.
Для более успешной работы с кораблей конструкцию «Шнейдера» усовершенствовали, создав его развитие: гидросамолет Сопвич «Бэби». Он оснащался более мощным двигателем на 130 л.с., и внешне отличался от «Шнейдера» измененным мотокапотом, принявшим вид перевернутой буквы «U», да на крыльях появились элероны. Часть «Бэби» была вооружена неподвижным пулеметом «Льюис», установленным на верхнем крыле под углом 45 градусов к горизонту, а часть - синхронным пулеметом «Виккерс», расположенным справа по борту фюзеляжа. Все «Бэби» мог брать на борт 30 кг бомб или ракеты Ле Прие. Всего было произведено 286 поплавковых «Бэби».
В строевые части новый гидросамолет начал поступать в 1917 г; он использовался в Северном и Средиземном морях для выполнения самых разных боевых задач — от разведки до атак на подводные лодки противника…
1МВ. Авиация Великобритании (01) Самолеты 1914-1915 гг.
1МВ. Авиация Великобритании (02). Истребители 1915-1916 гг.
1МВ. Авиация Великобритании (03). Истребители 1917 г.
1МВ. Авиация Великобритании (04). Истребители 1918 г.
1МВ. Авиация Великобритании (06). Бомбардировщики с 1916 г.
Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.