Найти тему

Военная авиация России и СССР. Ту-2

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

1 марта 1940 г. А. Н. Туполев получил задание проектировать пикирующий бомбардировщик ФБ (ФБ – фронтовой бомбардировщик) для действий на линии фронта и в ближайших тылах. В соответствии с заданием это должен был быть двухмоторный самолет со скоростью полета, близкой к скорости истребителя, с подвеской бомб крупного калибра внутри фюзеляжа, способный летать в любую погоду на большую дальность и наносить точные удары как с горизонтального полета, так и с пикирования.

Сроки были установлены весьма жесткие: спроектировать, построить опытный образец бомбардировщика и испытать его предполагалось в течение одного года. Эскизный проект самолета «ФБ» был готов в мае 1940 г. Первый опытный образец его построили к 8 января 1941 г., а 29 января он впервые был поднят в воздух. Испытания проводили до июля 1941 г., хотя к подготовке к серийному производству приступили уже в начале 1941 г. Впрочем, начать серийный выпуск самолета ФБ смогли лишь с июля 1942 г. — из-за эвакуации завода-изготовителя № 156 в Омск. Первый серийный ФБ был поднят в воздух в конце февраля 1942 г., однако до полномасштабного выпуска самолета, получившего в марте 1942 г. обозначение Ту-2, дело тогда так и не дошло: завод переключили на выпуск истребителей Як-9. Всего с марта по октябрь 1942 г. омский завод № 156 выпустил 80 самолетов Ту-2. Ими были укомплектованы два бомбардировочных полка, один из которых направили на Калининский фронт для проведения войсковых испытаний. Как вспоминал в своих мемуарах А. С. Яковлев, в феврале 1943 г. нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин поставил перед И. В. Сталиным вопрос о запуске в серийное производство Ту-2. Тот ответил: «Пускать в серию новую машину сейчас, во время войны, — это авантюра. Вот через некоторое время подтянемся с количеством по другим самолетам, тогда и к этому вопросу вернемся».

Как это ни удивительно, вопрос о возобновлении серийного производства Ту-2 был поднят довольно скоро — после получения Сталиным акта о войсковых (фронтовых) испытаниях Ту-2, в котором давалась очень высокая оценка этому самолету. Нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин пишет по этому поводу в своих мемуарах: «Примерно часов в пять-шесть вечера меня вызвали к Сталину. Вхожу в кабинет. Сталин один. На длинном столе, покрытом синим сукном, лежит экземпляр акта испытаний Ту-2.

— Оказывается, хвалят машину. Вы читали?

— Да, читал. Зря сняли самолет с производства. И сколько я упреков от вас получил.

— И все-таки вы неправильно поступили, — вдруг сказал Сталин.

— В чем?

— Вы должны были жаловаться на меня в ЦК. Сказал и пошел дальше по кабинету, попыхивая трубкой. В ЦК на Сталина, как нетрудно догадаться, не жаловался никто.

После паузы я заметил:

— На месте эвакуированного завода сейчас восстанавливается завод по производству бомбардировщиков. Это предприятие, конечно, не такое крупное, как в Сибири, но наладить выпуск Ту-2 можно.

Сталин отозвался:

— Хорошо, готовьте решение.

Туполевский бомбардировщик начали выпускать. За годы войны удалось сделать около 800 машин, а с учетом послевоенного выпуска общий «тираж» поставил 2527 единиц. Самолет был выпущен во множестве вариантов, однако в целом его конструкция оставалась неизменной: двухмоторный среднеплан с разнесенным хвостовым оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж — полумонокок с каркасом из 44 шпангоутов, 4 лонжеронов, рам и окантовок жесткости. Крыло однолонжеронное состоит из центроплана с двигателями и консолей. На выпускавшихся крупной серией Ту-2 устанавливались два звездообразных двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН мощностью по 1850 л. с. Самолет мог совершать полет на одном двигателе. На высоте он развивал максимальную скорость 521 км/час, у земли — 444 км/час. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 1000 кг, максимальная — 2000 кг. В перегрузку самолет мог взять на борт 3000 кг бомб. Оборонительное вооружение было мощным: две 20-мм пушки ШВАК, три 7,62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ. Была предусмотрена подвеска десяти реактивных снарядов РС-132.

Практическая дальность полета достигала 2020 км. Сопоставимый с Ту-2 германский средний бомбардировщик «Юнкерс-88А-4/R» с двумя двигателями мощностью по 1420 л. с. развивал на высоте 5340 м скорость 460 км/час и мог нести бомбовую нагрузку до 1800 кг. Было выпущено более 15 000 самолетов этого типа в модификациях как бомбардировщика, так и торпедоносца, фоторазведчика, дневного и ночного истребителя, учебно-тренировочного самолета и т. п.

Понравилась статья -поставьте лайк!