Всем доброго дня. Меня зовут Иван, мне 33 года, и я – психотерапевт. Про то, как я пришёл к тому, чтобы заниматься этим, я написал в данной статье.
Сейчас, я думаю, стоит рассказать побольше о том, в каком подходе я практикую. В гештальт-подходе особую роль играет изучение самосознания клиента на фоне того, как он контактирует с самим собой и с окружающей средой для удовлетворения своих потребностей. И в том, как у человека данный контакт происходит, есть масса всего любопытного.
Для того, чтобы психотерапевту было проще работать с этой самой «массой всего любопытного» Ф.Перлзом и П. Гудманом в 60-х годах ХХ века была создана базовая схема цикла контакта, которая практически неизменной дошла до наших дней.
Цикл контакта – это схематизированный принцип того, как человек удовлетворяет свои потребности с точки зрения гештальт-подхода в психотерапии. Соответственно, данный цикл делится на несколько этапов, каждый из которых может стать предметом исследования гештальт-терапевта:
- Преконтакт – это когда тебе чего-то хочется, но ещё ты не до конца догоняешь, что именно. Во внешней среде вокруг человека есть что-то, на что он смутно реагирует, но пока ещё не может сформулировать, чего же ему хочется. Например, молодой человек наблюдает в автобусе разговор парня по телефону, который начинается с «Мама, привет, как ты?»
- Контактирование или вступление в контакт – человек уже осознал, чего же ему хочется, и он начинает изыскивать пути по удовлетворению своей потребности. Ищутся ресурсы, способы реализации своей потребности. Зачастую на этапе контактирования начинают проявляться эмоции. Например, молодой человек ощутил потребность в том, чтобы позвонить своей маме, но в последний раз они с ней поругались, и он считает, что мама на него в обиде. Поэтому он, руководствуясь чувством страхом не нарваться на тяжёлый разговор, сначала решает позвонить отцу и выяснить, как там мама, и ради выяснения того, удобно ли будет ей разговаривать.
- Полный контакт. Продолжу развивать пример выше – звонок матери происходит здесь и сейчас. Он ведёт разговор с матерью, преодолев свой изначальный страх. Они обмениваются словами, эмоциями. В процессе полного контакта всё внимание молодого человека сосредотачивается на этом разговоре, ведь здесь и сейчас происходит удовлетворение его потребности – общение с матерью.
- Постконтакт. Итак, разговор состоялся. И сын после данного разговора может ощущать разное. В лучшем случае, это удовлетворение от того, что звонок состоялся, благодаря чему разговор произошел, и он закрывает свою потребность. Благодаря этому сыну удаётся получить и ассимилировать опыт от сделанного им. Например, он понял, что не обязательно было осторожничать и звонить отцу, чтобы «прозондировать почву». Или излишне переживать, что мать на него обижается, ведь он почувствовал, что его любят и принимают. Ситуаций может быть тысяча. Думаю, уважаемый читатель и сам сможет вспомнит массу примеров под данный цикл контакта.
Как можно понять из написанного выше, под «контактом» понимается скорее не только привычный нам контакт человека с человеком, но и то, как человек контактирует с самим собой и окружающей средой с целью удовлетворения потребности (или, как нынче модно говорить, закрытия гештальта 🧐)
Позиция психотерапевта в отношениях с клиентом – это позиция исследователя. В контексте гештальт-подхода, психотерапевт изучает то, какие потребности ощущает клиент, как он подбирается к тому, чтобы осознавать свои потребности, какие действия предпринимает и какие чувства испытывает в процессе удовлетворения потребностей, а также то, что клиент понимает про себя, когда потребность либо удовлетворяется, либо нет.
Во время данного исследования психотерапевт непрерывно делится с клиентом тем, что видит, слышит и чувствует про клиента, уточняя получаемую от него информацию, дабы помочь не только себе, но и клиенту понимать происходящие с ним процессы. Это чрезвычайно важно при построении доверительных клиент-терапевтических отношений.
В процессе удовлетворения своих потребностей человек может испытывать сложности. Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту понять эти сложности и научиться с ними обходиться так, чтобы они не становились препятствием на пути к решению различных клиентских запросов.
Но про эти самые сложности и про то, какой был мой личный путь в преодолении их, я расскажу в следующих статьях.