Найти тему
Turizm

Ту-104 ― самый быстрый самолет... Что пошло не так с первым советским реактивным лайнером?

Гражданским полетам на реактивных лайнерах уже более 70 лет. Британский de Havilland DH.106 Comet поднялся в воздух в 1952 году, став первым реактивным пассажирским самолетом в мире. А совсем скоро за ним последовал туполевский Ту-104. Об этой советской машине редко вспоминают, рассказывая об истории реактивной авиации, а ведь именно 104-й, ласково прозванный «Змеем Горынычем», ― один из пионеров в этой области.

Ту-104 производился в Советском Союзе недолго ― всего 5 лет, и виной тому тот факт, что 37 экземпляров, или 18 процентов всех выпущенных 104-х, были потеряны из-за ошибок пилотов или отказов техники.

-2

После Второй мировой войны во многих странах возник запрос на новые современные технологии, в том числе в области авиаперевозок. Пришла пора заменить устаревшую дорогую и ненадежную технику. Разочаровался в поршневых двигателях того времени и флагман советской авиации «Аэрофлот». Первым в Союзе вызов приняло конструкторское бюро Туполева, тем более партия поставила задачу догнать и перегнать тогдашних лидеров самолетостроения Boeing и Douglas. Это было самое начало холодной войны.

Фото: Ту-16
Фото: Ту-16

За основу конструкции взяли удачную модель бомбардировщика Ту-16. Изменили лишь диаметр фюзеляжа ― его увеличили, а крыло переместили ниже.

В разработке Ту-104 приняли участие более 10 000 специалистов, разбросанных по всему комплексу на востоке Москвы. В результате количество переросло в качество ― первый полет нового лайнера состоялся на два месяца раньше плана. Командир Юрий Алашеев и второй пилот Борис Тимошок подняли Ту-104 в воздух 17 июня 1955 года.

Советское руководство осталось довольным результатами испытаний, и Туполев получил «добро» на дальнейшее производство самолетов. Первым лицам страны уж очень хотелось продемонстрировать всему миру очередное достижение социализма и начать летать не только внутри страны, но и за рубежом.

-4

В марте 1956 года, то есть менее чем через год после испытательного полета, генсек Хрущев был готов использовать творение Туполева для международной пиар-победы. Он приказал официальной делегации вылететь в Лондон с официальными лицами именно на Ту-104. Более того, Хрущев собирался и сам добираться до Хитроу на пока еще мало изученном и во многом непредсказуемом реактивном лайнере. Туполеву пришлось мчаться на дачу импульсивного лидера страны, чтобы отговорить его от этого рискованного мероприятия.

Фото: de Havilland DH.106 Comet
Фото: de Havilland DH.106 Comet

Британская пресса писала, что на местных авиационных специалистов, помнящих трагическую судьбу de Havilland DH.106 Comet, прибытие советского Ту-104 произвело такое же впечатление, как запуск первого спутника Земли. Этот неожиданный технологический прорыв вызвал и восхищение, и тревогу. «Русские намного опередили нас в разработке таких самолетов и реактивных двигателей», ― заявил тогда главный маршал авиации Королевских ВВС в отставке Филип Жубер де ла Ферте. «Многим на Западе придется изменить свои взгляды на прогресс, достигнутый советской авиационной техникой».

Напомним, что «Комета», выпущенная в Великобритании, уже через год после начала эксплуатации в авиакомпаниях столкнулась с проблемами. В течение двенадцати месяцев три de Havilland DH.106 Comet были потеряны в авариях после катастрофических саморазрушений во время полёта. В результате «Комету» пришлось снять с эксплуатации. В последствии выяснились конструкционные недостатки, ошибки в клепке, ну а самой главной проблемой оказались иллюминаторы квадратной формы.

-6

«Аэрофлот» совершил первый коммерческий полет на Ту-104 15 сентября 1956 года. Это был рейс Москва — Иркутск. После этого открылись международные рейсы в Прагу.

Самолет Ту-104В авиакомпании имел длину 40,06 метров и вмещал до 115 пассажиров. Управлял лайнером экипаж из семи человек. Два турбореактивных двигателя Mikulin AM-3M-500 тягой 95 кН каждый позволяли ему развивать максимальную скорость 950 км/ч. Дальность полета составляла 2 120 км.

Фото: Ту-106 CSA
Фото: Ту-106 CSA

CSA ― «Чехословацкие авиалинии» ― последовали примеру «Аэрофлота» и стали следующим оператором Ту-104, купив шесть самолетов у Советского Союза в 1957 году. Правда, три из них так и не приступили к полетам.

Позже опасения чешских летчиков подтвердились:

37 экземпляров были потеряны по вине экипажа или отказов оборудования. Пилоты жаловались, что самолет «неустойчив и тяжел в управлении». Он также был склонен к раскачке и крену. При наборе высоты лайнер очень сильно задирал нос, терял скорость и затем падал в практически отвесное пике. У пилотов уже не было шансов и инструментов выровнять машину.

-8

Первая катастрофа Ту-104 случилась в 1958 году под Хабаровском. Через полчаса после взлета самолет вошел в штопор и рухнул в тайгу. При ударе о деревья произошел взрыв, машина была полностью разрушена, а обломки разлетелись на полкилометра. Погибли все, кто находился на борту ― 64 человека. Причиной происшествия назвали потерю управления из-за сильной турбулентности на большой высоте.

Еще одна смертельная авария произошла с Ту-104, на котором летели комсомольские активисты из Китая и КНДР. Диспетчеры не разрешили посадку в Москве из-за плохой погоды, и лайнер направился на запасной аэродром в город Горький (сейчас Нижний Новгород). По роковому стечению обстоятельств Горький тоже был закрыт, как и следующий по списку аэропорт Казани. Диспетчеры дали команду лететь в Свердловск (нынешний Екатеринбург). Закончилось все трагически: Ту-104 попал в мощный восходящий поток воздуха и перешел в пикирование. Самолет врезался в землю на территории Чувашской АССР, а причинами происшествия признали «несовершенство конструкции самолета».

На этом катастрофы Ту-104 не закончились. Правда их причины были уже другими ― после чувашского пике в конструкцию самолеты были внесены изменения.

Еще один Ту-104 потерпел катастрофу при заходе на посадку в Одессе в 1961 году. К счастью, большого числа жертв на рейсе из Ленинграда удалось избежать: погиб один человек, еще десять получили ранения. В Одессе была низкая облачность и ожидалась гроза. Не долетев до ВПП, самолет врезался в опоры аэропортовых огней, снес здание ближнего привода, врезался носом в землю и загорелся. Пассажиров оперативно эвакуировали.

Очередной случай произошел в 1962 году. Ту-104 прошел плановое техническое обслуживание и приступил к летным испытаниям. Лайнер едва оторвался от полосы, как ушел в крен и зацепил крылом землю. Самолет полностью сгорел, никто не выжил. Причиной аварии стал неправильный монтаж системы управления ― техники перепутали провода.

-9

В том же 1962 году под Красноярском пилоты рейса Хабаровск — Москва перестали отвечать на запросы диспетчера. Лайнер упал в 28 км от красноярского аэропорта. Погибли все 84 человека. Сначала говорили о пожаре на борту или о возможном ЧП в салоне. Однако потом было установлено, что причиной трагедии стали проходившие на полигоне под Красноярском учения ― в самолет попала ракета.

Еще одна катастрофа Ту-104 произошла вечером 10 октября 1971 года в аэропорту Внуково. Лайнер с 25 людьми на борту, направляющийся в Симферополь, сразу же после набора высоты рухнул на землю. Причиной назвали срабатывание взрывного устройства в самолете. Виновников так и не нашли.

В 1973 году Ту-104 выполнял регулярный рейс из Кутаиси в столичный Домодедово. В самолете находились 8 членов экипажа и 114 пассажиров. Ничего не предвещало беды, пилоты готовились к посадке, общаясь с диспетчером аэропорта. Катастрофа случилась буквально через несколько минут ― Ту-104 упал в поле в 16 км западнее ВПП. При падении он повредил ЛЭП, и несколько деревень остались без электричества. Этот случай ― самый серьезный по числу жертв за всю историю модели.

Через месяц произошла новая трагедия с Ту-104, и снова в Москве, и снова с рейсом из Кутаиси. Самолет потерпел крушение при посадке. В ожидании улучшения погодных условий лайнер приземлился на запасном аэродроме в Минеральных Водах и только потом полетел в Москву. Почему самолет «промахнулся» мимо полосы, неизвестно. Официально ― из-за неправильного решения командира. Погибли 16 человек из 85.

В 1976 году рейс Аэрофлота вылетел из Шереметьева в Ленинград, но при наборе высоты самопроизвольно вошел в крен. Скорость продолжала расти, а самолет все больше отклонялся вправо. Экипажу удалось вывести машину из падения с перегрузкой. Но вместо одного крена получился другой. От удара о землю лайнер взорвался, все 73 человека погибли.

Сразу три катастрофы Ту-104 произошли под Иркутском ― в 1963, 1971 и 1976 годах.

Первый раз самолет врезался в землю уже на территории аэропорта. В результате выжили всего два пассажира из 35.

В 1971 году погибло больше людей. Приборы некорректно отображали скорость при посадке, тем самым введя экипаж в заблуждение. Самолет ударился о бетон, фюзеляж разорвало на части, начался пожар. Вся ВПП оказалась усыпана обломками. В этой аварии погибло 97 пассажиров.

В 1976 году самолет несколько раз ударился о землю вблизи аэропорта и развалился на части. Жертвами стали восемь пассажиров и семь членов экипажа.

В катастрофе во Внуково в 1979 году погибло 59 человек, еще 60 было ранено. При взлете у Ту-104 загорелся левый двигатель. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт. Но мощности оставшегося двигателя не хватило: лайнер упал в лес и разрушился, проделав просеку. Многие выжили, но остались инвалидами. Сами члены экипажа, комментируя произошедшее, обратили внимание, что самолет был сильно изношен ― тому Ту-104 исполнилось 20 лет.

После этой катастрофы Ту-104 сняли с регулярных пассажирских рейсов, и его эксплуатация была прекращена.

Еще были катастрофы под Триполи в 1970-м, под Софией, под Усть-Ордой, авария в Ржевке без пострадавших, трагедия в Свердловске…

-10

Говоря о роли Ту-104 для советской гражданской авиации, нужно отметить, что до Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 150 «аэропортов» ― в основном голые поля с необорудованными взлетно-посадочными полосами. Однако, в 1960-е годы в самой Москве полноценно работали уже четыре аэропорта ― Домодедово, Внуково, Быково и Шереметьево, из которых можно было попасть более чем в 200 населенных пунктов.

Реконструкция ВПП по всей стране проводилась во многих случаях специально для Ту-104. Пришлось увеличивать их длину и заменять покрытие. Впервые на аэродромах появились автомобили-заправщики, тягачи для буксировки, перевозчики багажа, самоходные трапы, автобусы и другая привычная сейчас техника.

Фото: Ил-62
Фото: Ил-62

После появления Ту-104 и другие конструкторы активизировались на нише реактивных технологий. Так, самолет Ил-62 КБ Ильюшина совершил свой первый полет 3 января 1963 года и впоследствии был представлен как первый советский дальнемагистральный реактивный лайнер. Он был спроектирован для межконтинентальных перелетов и в свое время являлся самым большим пассажирским самолетом в мире.

Фото: Як-40
Фото: Як-40

Самолет Яковлева Як-40 также появился до окончания 1960-х годов. А «Аэрофлот» вновь стал первым эксплуатантом нового воздушного судна, рекомендованного для региональных полетов. Примечательно, что у Як-40 не было багажного отделения в привычном понимании, то есть весь багаж доставлялся в самолет пассажирами во время посадки и хранился в специальном отсеке.

Ранние реактивные инновации ― как «Комета», так и Ту-104 ― изобиловали недочетами, которые приводили к катастрофам. Последующие разработчики извлекли уроки из ошибок своих предшественников и с годами усовершенствовали реактивный лайнер. Тем не менее, несмотря на серию страшных инцидентов, Ту-104 оставался в регулярной эксплуатации в течение четверти века.

Фото: в салоне Ту-104
Фото: в салоне Ту-104