Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Ночной мотоциклист" (СССР, 1972) и "Когда дождь и ветер стучат в окно" (СССР, 1968): "За рекой – граница" (СССР, 1972): "за" и против"

Ночной мотоциклист. СССР, 1972/1973. Режиссер Юлий Слупский. Сценаристы: Игорь Болгарин, Виктор Смирнов (по мотивам одноименной повести Виктора Смирнова). Актеры: Николай Олялин, Николай Гринько, Степан Крылов, Константин Степанков, Маргарита Кошелева, Олег Жаков и др. 21,5 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах.

Режиссер Юлий Слупский (1937-2016) поставил пять полнометражных игровых фильмов, из которых только один – «Ночной мотоциклист» – попал в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В этом детективе расследуется запутанное дело об убийстве бывшего узника гитлеровского концлагеря…

В год выхода «Ночного мотоциклиста» во всесоюзный кинопрокат кинокритик и киновед Виктор Демин (1937-1993) писал о нем так: «Обычный детектив. Но, собственно говоря, что для детектива «обычно»? Многие думают, что главное в этом жанре — кроссворд улик, цепь необыкновенных происшествий. Ничего подобного. Лучшие детективные фильмы всегда брали другим — сплавом исключительного и рядового, особенным вниманием к тому, как загадка возникает из каждодневных обстоятельств и, оказавшись разгаданной, вновь распадается цепочкой повседневных подробностей. Ибо живая жизнь, ее поэзия и проза, ее конкретная непредсказуемость ничуть не менее интересны создателю детектива, чем пресловутая «тайна запертой комнаты» или технология пребывания подозреваемого лица разом в двух местах. «Ночной мотоциклист» ещё одно тому доказательство. … они на наших глазах обеднили своих героев, отчего тут же проигрываем и мы, зрители. А как же человеческая незаурядность, нешаблонность, неординарность героев фильма? Несмотря на рассудочность повествования, все это прочитывается благодаря превосходной игре Николая Гринько, Николая Олялина, Степана Крылова и Олега Жакова. Преодолевая одноплановость реплик, актеры убеждают в жизненной, человеческой значительности происходящего на экране. И тогда лихо закрученная детективная интрига отступает на второй план перед драматизмом столкновения характеров, судеб, перед поэзией и прозой самой жизни» (Демин, 1973).

Довольно критично отнесся к «Ночному мотоциклисту» и киновед Валентин Михалкович (1937-2006), упрекнув авторов сценария в невнятном сценарии, который «совсем погас в режиссуре Ю. Слупского, в бесцветности штампованных кадров» (Михалкович, 1974: 96).

Мнения нынешних зрителей о «Ночном мотоциклисте» порой полярны:

«Отличный фильм! Захватывающий сюжет, прекрасные актеры, музыка - все на месте. Забытая атмосфера тепла и человечности, несмотря на детективный жанр» (Лелия).

«Повесть люблю, а вот фильм нет. Он получился каким-то скучным, занудливым, да и актеры играют неважно. Выделить можно только игру Олялина и Гринько. Даже любимый мною Жаков здесь сыграл слабо» (Н. Волкова).

Киновед Александр Федоров

-2

Когда дождь и ветер стучат в окно. СССР, 1968. Режиссер Алоиз Бренч. Сценаристы Эмиль Брагинский, Освальд Кубланов (по одноименной документальной повести А. Григулиса). Актеры: Харийс Лиепиньш, Эдуардс Павулс, Юрис Плявиньш, Улдис Пуцитис, Лилита Озолиня и др. 21,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алоиз Бренч (1929–1998) – автор известных детективов. Большим успехом у зрителей пользовался его сериал «Долгая дорога в дюнах»… Всего А. Бренч поставил 20 полнометражных игровых фильмов и сериалов, многие из которых («Двойной капкан», «Свет в конце тоннеля», «Тройная проверка», «24–25» не возвращается», «Шах королеве бриллиантов», «Когда дождь и ветер стучат в окно», «Подарки по телефону», «Быть лишним», «Ключи от рая») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Мрачный детектив Алоиза Бренча «Когда дождь и ветер стучат в окно» рассказывает о ликвидации отрядов «лесных братьев» в Латвии 1947 года.

Кинокритик Лев Аннинский (1934–2019) писал об этом картине и об одном из его главных персонажей так: «Усталый, погасший взгляд внутренне опустошенного человека, без удивления встретившего остановивших его чекистов: «Ну, что? Борьба окончена?.. может быть, так даже лучше»… Это конец психологического действия. Потом – радиограмма за рубеж: «Пароль: «когда дождь и ветер стучат в окно»… продолжаю работу…» – переданная шифровальщиком… Это – конец детективного действия. Завершается операция. Завершается драма. Завершается фильм, заставивший вас не только напряженно смотреть на экран, но и подумать о смысле человеческих усилий» (Аннинский, 1968: 3).

Этот острый по тематике фильм до сих пор горячо обсуждается зрителями:

«Эту сложную для советского кинематографа конца 60–х годов прошлого века задачу – быть объективными и дать возможность высказаться обеим сторонам – блестяще воплотил творческий коллектив картины. Великолепен Харий Лиепиньш – бесспорно, лучшая роль в кино этого замечательного актера» (Е. Безсмертный).

«Первый серьезный успех в художественном кино Алоиза Бренча. Почти документальная черно–белая стилистика изобразительного решения. Великолепный Харий Лиепиньш в главной роли. Его Ансис Лейнасар не плакатно–отрицательный герой, а неоднозначный, по–своему убежденный человек, способный мыслить и усомнившийся, в конце концов, в правоте своего дела. … В очень неприглядном свете выведены в фильме латышские националисты, "лесные братья", чья борьба "за свободу и независимость против советской оккупации" вылилась в неприкрытый бандитизм и террор против мирного населения. … Нынешняя латышская власть выставляет их героями, и этот фильм сегодня им явно "не ко двору"» (Б. Нежданов).

«Должен сказать, что это, наверное, первый отечественный политический детектив, где работа КГБ (в данном случае – НКВД) показана почти "за кадром": в основном на экране – "борцы с режимом". В смысле фильмов о "лесных братьях" для меня абсолютный фаворит – "Никто не хотел умирать", но "Когда дождь..." сразу занял в моём рейтинге строгое второе место!» (Г. Воланов).

«Лесные братья в современном понимании рассматриваются не как герои, а как заложники крайне сложной судьбы и исторической несправедливости – это в большинстве отчаянные люди, которые решили не сдаваться советским властям не потому, что хотели продолжать борьбу за нацизм, как это часто утверждается, а потому, что знали, что с ними сделают, если они попадут в руки советских властей – через жестокие фильтрационные лагеря… Вот и не удивительно, что лесные братья предпочитали во всей безвыходности своей ситуации не сдаваться. Они не герои, они заложники судьбы» (Р.Худс).

«Но ясно, что при просмотре этого фильма все же следует не забывать, когда он снят и что он снят по заказу… В нем есть элементы и истинной жизни, и голая пропаганда, но прежде всего фильм – художественный и с очень многими элементами классического, мрачного фильм нуара с красивыми, грустными актерами, которые очень емко играют обреченность. Именно человеческую, а не политическую или идеологическую обреченность. Главный герой толком не диссидент и не бандит, а просто экзистенциально разочарованный и себя потерявший человек. Этакий одинокий волк, которому ни с “советами”, ни с лесными братьями не по пути. В эмиграции тоже не захотел жить. Циничный, но не до конца циничный. Сам ни каплю не верит в то, что делает, хотя то, что делает, крайне опасно. Это все приметы классического героя фильм нуара, который вовсе не герой. Поменять немного идеологию, и он с точно такими же успехами мог бы гнать сам себя в самоуничтожение и в США, и в любой другой стране мира» (Конвалариа).

Киновед Александр Федоров

-3

За рекой – граница. СССР, 1972. Режиссер Алты Карлиев. Сценаристы: Алты Карлиев, Олег Смирнов, Давид Маркиш (по повести Олега Смирнова «Барханы»). Актеры: Ата Аловов, Лейла Абукова, Алты Карлиев, Аннагуль Аннакулиева, Эдуард Изотов, Людмила Хитяева, Зоя Фёдорова и др. 21,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алты Карлиев (1909–1973) поставил шесть фильмов, из которых два («Решающий шаг» и «За рекой – граница») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Смею предположить, что популярность этой ленты у неизбалованных зрелищами советских зрителей в первую очередь связана с погранично–шпионской тематикой.

Сегодняшнюю аудиторию такие ленты, как правило, уже не интересуют: «Тогда, много лет назад, кино произвело впечатление… Специально пересмотрел фильм сейчас. Теперь, он чем–то напомнил мне индийские или арабские фильмы, шедшие в 70–х годах в кинопрокате, только без песен и танцев. Сделано все просто и предсказуемо. И выглядит это кино безнадежно устаревшим» (Александр).

Киновед Александр Федоров