«Если после рейса ты чувствуешь себя героем, значит, что-то пошло не так». В работе пилота куда больше нюансов, чем кажется на первый взгляд. О летных тренировках, личных рекордах и о том, как покорить небо, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал пилот «Белавиа» Владимир Макей.
Соревновательный инстинкт
— Почему вы решили стать пилотом?
— Часто выбор этой профессии продиктован яркими воспоминаниями и событиями в жизни. Например, у кого-то отцы и деды приходили домой в летной форме. На других повлиял первый полет на самолете на отдых в другую страну. Третьим в подарок вручили сертификат на уроки пилотирования или обзорную экскурсию с высоты. Все это оставляет сильные впечатления, и молодые люди решают связать свою жизнь с авиацией. Мне же, тогда старшекласснику, мамина подруга — стюардесса — предложила попробовать стать пилотом. Рассказала, что нужно знать, в какое учебное заведение подать документы.
— Сложно ли было учиться?
— Непросто, но интересно. Есть тяжелые предметы — аэродинамика, метеорология. В первое время они сложны для понимания, но когда начинается практика — первые полеты — в голове складывается пазл. Потом, наоборот, становишься жадным до знаний, все время хочется учиться и впитывать все больше информации. Появляется соревновательный инстинкт, особенно если учишься вместе с друзьями. Это заряжает.
— Вспомните свой первый полет. Каким он был?
— Можно сказать, у меня было два таких полета. Первый состоялся в училище во время практики 11 лет назад. Наша группа вылетела с аэродрома вместе с инструктором. Он был за штурвалом, подробно объяснял нам каждое свое действие и показывал, на что обращать внимание. Мы с восторгом наблюдали за ним. Одновременно и страшно, и захватывающе. Смотрел на преподавателя и мечтал о том, что когда-то смогу так же поднять самолет в небо. Здорово, что во время обучения проводят подобные ознакомительные полеты.
Не менее впечатляющим оказался и первый полет в авиакомпании «Белавиа» 8 лет назад. Я тогда был третьим пилотом, которого у нас называют наблюдателем. Сидел в кабине, просто следил за работой экипажа во время рейса Минск — Москва и думал: «Неужели стану таким же профессионалом, как они?» При этом уже был всему обучен и знал все системы. Пришло понимание, что мечта стала намного ближе и реальнее.
— Было ли волнение в первый рабочий день?
— Точно помню, что сильно переживал, ведь это большая ответственность. Много думал о том, как пройдет знакомство с летным составом, хотелось оставить хорошее впечатление о себе. Везде меня прощупывали, чтобы понять, насколько я хороший специалист.
Личный рекорд — 6 часов в небе
— Какие рейсы сложнее переносить?
— Сейчас в работу внедряются новые современные технологии, с помощью которых контролируют усталость экипажа. Рейсы бывают разные, все зависит от того, в какое время суток вы вылетаете. Ночные полеты самые тяжелые. Несколько коротких рейсов, например, Минск — Москва — Минск, кажутся легче, чем один восьмичасовой в Астану. Самый долгий перелет был без пассажиров, мы перегоняли самолет из Бразилии, поэтому надолго отходить от штурвала не было возможности. Летели около 6 часов — это мой личный рекорд.
— Кто распределяет рейсы между пилотами?
— Существует специальный отдел планирования, который следит за распределением рейсов, контролирует наше рабочее время и наличие медицинского осмотра. В некоторых авиакомпаниях учитывают даже совместимость пилотов. Бывают сложные аэродромы, куда не у всех пилотов есть пропуск. Это тоже нужно проверить. Чтобы получить разрешение, в такие места надо лететь с инструктором, который расскажет и покажет все нюансы. Одна из самых тяжелых посадок — в Ереване: короткая взлетно-посадочная полоса расположена между горами.
— Страшно ли летать в качестве пассажира?
— Нет. Мне комфортно находиться на месте пассажира, однако я хорошо понимаю, о чем вы говорите. Многие мои друзья боятся летать, а вот когда я сижу рядом с ними, им передается моя уверенность. Если что-то происходит, объясняю, почему так, и они успокаиваются. Но тревога тоже может быть заразной. Как-то летел вместе с другом-паникером, который так сильно распереживался, что я тоже начал чувствовать себя не в своей тарелке.
— Почему запрещено вставать во время взлета и посадки?
— Чтобы пассажир не травмировался. Современные аэропорты очень загружены, в Стамбуле, например, трафик такой же большой, как и на дорогах. Самолетам нужно уступать, пропускать их, ждать своей очереди, чтобы занять место на стоянке. Судно хоть и приземлилось, но оно может в любой момент начать движение и не нужно спешить вставать.
Пилот — это определенный образ жизни
— В «Белавиа» работают пилотами две женщины. Как вы к этому относитесь?
— Положительно. В авиации нет места гендерной дискриминации, главное — профессионализм. Если девушки соответствуют всем критериям и сдают нормативы, почему бы и нет? Они хорошо себя показывают в работе. Новость о том, что начали летать полностью женские экипажи, тоже замечательная. Это говорит о том, что они большие профессионалы.
— Что самое важное и сложное в вашей работе?
— Я все время говорю о романтике профессии, но не стоит забывать, что она еще и очень ответственная. Тех, кто захочет связать свою жизнь с авиацией, стоит предупредить: будет тяжело. Трудно физически — ночные и дневные рейсы часто чередуются. Необходимо безопасно доставить пассажиров из точки А в точку Б. Для этого нужно быть компетентным сотрудником, который выспался. Профессионализм зависит только от нас. При этом есть определенные биоритмы, под которые нужно подстраивать свою жизнь: постоянно хорошо питаться и много отдыхать. Если дать себе поблажку, все выливается в усталость. А перед каждым полетом нужно проходить медосмотр. Пилот — это определенный образ жизни, к которому нужно себя готовить как физически, так и морально. Ведь на нем лежит большая ответственность за жизни людей.
— Насколько реально показывают пилотов в кино?
— Киноиндустрии свойственно создавать героев. На самом деле в авиации уместны две фразы: «там, где страшно, мы не летаем» и «если после рейса ты чувствуешь себя героем, значит, что-то пошло не так». Они лучше всего характеризуют нашу работу. Все сделано максимально безопасно, чтобы избежать всех возможных рисков. Я не против фильмов про авиацию, даже люблю их, главное, чтобы они не развивали у человека аэрофобию. Аэрофобия — серьезная проблема, но с ней можно бороться, например, читать литературу про авиацию. Когда понимаешь процесс, чувствуешь, что держишь все под контролем.
Фото Сергея Пожоги