Как известно Советский Союз в рамках торгового товарищества СЭВ закупал различную автотехнику производства стран Восточной Европы. В частности из Венгрии импортировались легендарные автобусы Икарус, чуть менее знаменитые грузовики Чепель, и совсем неизвестные для простого советского обывателя малогабаритные самосвалы Дутра. Последние имели весьма специфическую конструкцию и при определенных условиях были опасны в эксплуатации!
Самосвал Dutra DR-50 был создан в 1956 году специалистами венгерского тракторного завода Vörös Csillag (в переводе Красная звезда). Он представлял собой колесный трактор с одноместной кабиной и самосвальным кузовом ковшового типа, предназначенный для работы на коротком плече в пределах стройплощадок или промышленных предприятий.
Основанием DR-50 послужила сварная рама жестко скрепленная с картером двигателя, корпусом коробки передач и задним мостом. Подвеска задних колес отсутствовала, ее роль выполняли полноразмерные колеса размерностью 10,00-24. Зато спереди устанавливалась полузависимая я подвеска на многолистовой поперечной рессоре. Тормоза всех колес были барабанными с гидроприводом, рулевое управление без усилителя. 4-цилиндровый дизельный двигатель D413 конструкторы позаимствовали у грузовика Csepel. При рабочем объеме 5,3 л агрегат выдавал мощность в 60 л.с. Он агрегатировался с 3-ступенчатой коробкой передач с думультипликатором.
Конструктивно Dutra DR-50 был довольно примитивной машиной. В первоначальном варианте у него отсутствовала кабина, а разгрузка самосвального 3,5-кубового кузова проходила методом опрокидывания, что влекло за собой серьезную опасность для водителя-оператора (или как тогда писали в документах - машиниста). Дело в том, что загруженный кузов удерживался специальным фиксатором. По технике безопасности при разгрузке данный фиксатор требовалось отпирать дистанционно, с помощью штатной веревки, на расстоянии не менее 5 м от машины. Однако многие водители пренебрегал этим правилом, что зачастую приводило к печальным последствиям, так как нередко DR-50 с малонагруженной передней частью вставал «на дыбы» или вовсе опрокидывался и улетал в котлован вместе с шофером.
Тем не менее в работе в стесненных условиях венгерский малогабаритный самосвал был довольно удобен. За счет короткой колесной базы он отличался хорошей маневренностью, при этом спокойно перевозил 6 т груза и расходовал не более 30 л топлива на 100 км. Со временем Дутра был модернизирован и в 1961 году наконец-то получил цельнометаллическую кабину закрытого типа и гидравлический подъемник кузова.
В СССР венгерские думперы получили довольно широкое распространение. Они работали на сибирских стройках, в московских жилищных котлованах, на нефтепромыслах Северного Кавказа ...в общем там где требовались малогабаритные и верткие самосвалы. К сожалению особым качеством и надежностью эти машины не обладали и практически полностью сошли со сцены во второй половине 1970-х. Всего в нашу страну было импортировано около 6 тыс. самосвалов Dutra DR-50.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов
Читайте также: