Найти тему
Новый человек

Застрявшие в детстве. Почему нарциссам и психопатам недоступно Эго

В этой статье продолжим разбирать концепцию «другого». Почему это так важно? Потому что это объясняет отличие человека от животного. У некоторых животных есть сознание, но у животных не наблюдается осознанность. Чтобы осознать себя, необходимо взглянуть на себя со стороны. Глаз может увидеть себя только когда посмотрит в зеркало. Так же, это объясняет самосознание при личностных расстройствах.

Будет сложно для понимания, потому что эта концепция лежит на стыке психологии и философии. Во всяком случает – это отличная тренировка для ума и понимание своей сущности, что само по себе очень ценно. Поехали!

Давайте вернёмся в очень-очень раннее детство в возрасте от нуля до 18 месяцев – до полутора лет. Когда ребёнок не воспринимает себя как нечто отдельное от своей матери, раньше это называлось фазой симбиоза. Примерно до полуторалетнего возраста ребёнок воспринимает себя, свою мать и окружающий мир как единое целое, как единую вселенную.

Ребёнок не говорит, что есть я, есть мама и есть весь окружающий огромный мир. Ребёнок погружён в грандиозное, океаническое чувство, что он и мама в этом мире – одно и тоже. Он даже не осознаёт, что существует мама или есть целый мир. Он реагирует на маму, он улыбается маме, но это сигналы, направленные на то, чтобы проявляли заботу о нём. Эти сигналы ненастоящие в ментальном или психологическом смысле.

Итак, когда вы становитесь младенцем, когда вы обретаете «Я», когда внезапно «Я» начинает выделяться из этой недифференцированной массы – внезапно появилось «ты» и появилось «Я». Изначально вы воспринимаете это «Я» как не себя. Когда вы начинаете формироваться, когда вы становитесь самими собой, поначалу нет осознания, что вы – это вы.

Изначально, "Я" для ребёнка - это инородная сущность, ведь он одно целое с мамой
Изначально, "Я" для ребёнка - это инородная сущность, ведь он одно целое с мамой

Изначально, вы рассматриваете «Я» как инородное тело, инородную сущность, своего рода вторжение, разрыв в мире, раскол – расщепление. Внезапно появляется четвёртая сущность, ни вы, ни мама, ни весь мир. И вы не смогли распознать эту сущность, когда вы были ребёнком. (Вот сейчас будет сложно)

Таким образом, ваше «Я» отличается от других – это изначальный «другой». Вы другой для других. Вы становитесь непохожи на мать, вы отличаете себя от матери. Становление взаиморасположения и интеграции «Я», самости – это прямые результаты сепарации и индивидуации (отделения и становление индивидуальности).

Другими словами, сначала вы становитесь единым целым с мамой, затем вы начинаете отделять себя от неё. По мере того как вы отделяетесь от матери, появляется ваше настоящее «Я», ваша самость, индивидуальность, личность, Эго. Результатом этого дистанцирования являетесь вы сами. Это дистанцирование и грандиозное исследование мира.

✅ И когда появляется «Я», изначально оно воспринимается не как «Я» и, конечно же, не как «мама» - вы не знаете, что это такое в детстве. Это сейчас вы можете дать определение маме, а для ребёнка мать – это набор функций, а не биологическая женщина. Для ребёнка осознание себя – это ужасно, это травмирующий опыт.

Ваше «Я» заставляет вас относиться к маме как к чему-то другому. Вы и мать становится другими. Вы отделяетесь от неё, вы встречаетесь с собой. Таким образом процесс сепарации и индивидуации состоит из трёх фаз.

В какой-то момент вы начинаете понимать,  что есть мама - она другая, и вы другой
В какой-то момент вы начинаете понимать, что есть мама - она другая, и вы другой

1 Начальная фаза – это симбиоз, когда вы становитесь единым целым с мамой и окружающим миром. Это единое целое – у него нет частей, у него нет различий и нет границ.

2 Вторая фаза – вы становитесь самим собой. Появляется «Я», и это большая, очень большая травма. Вы чувствуете себя совершенно чужим, чуждым и отчуждённым, и вы не знаете, что это такое появляется. Сначала вы не можете себя отождествить с этой возникающей сущностью, с этим чуждым существом, с этим «Я». На этом этапе вы не воспринимаете себя как «Я».

3 На третьей фазе вы научились относиться к другим, отвергая своё «Я», рассматривая появляющееся или зарождающееся «Я» как «другое». Вы овладеваете механизмом, процессом и умением быть другим. Теперь вы можете стать отдельным от матери.

Таким образом, первичное «другое» – это другое «Я», рассматривающее «Я» как нечто отличное от себя. Вторичное отчуждение – это отчуждение матери, осознание того, что мать – это не вы, отделение от неё и становление личности.

Индивидууму легко доказать, что он является другим, что изначально мы воспринимаем «Я» как не самим себя, в детском возрасте. Это легко доказать, потому что, когда мы смотрим на патологии, как, например, диссоциативное расстройство личности, когда мы смотрим на другие типы диссоциативных расстройств – такие самосознательные состояния, как нарциссическое и пограничное расстройства личности, когда мы рассматриваем диффузию идентичности, нарушение идентичности – всё это формы отчуждения от себя.

При патологических состояниях невозможно осознать себя как настоящее "Я"
При патологических состояниях невозможно осознать себя как настоящее "Я"

При всех этих состояниях невозможно осознать себя таким, какой ты есть. У человека с диссоциативным расстройством личности нет «Я», которое он мог бы назвать своим, собой. То же самое относится и к пограничным состояниям и нарциссизму. Всегда есть ощущение, что «Я» – это не вы, и вы не являетесь этим «Я».

Всегда существует своего рода расплывчатая, разрозненная идентичность или, в случае пограничного расстройства – нарушение идентичности. Эти патологии раскрывают нам тот факт, что если вы остаётесь застрявшим на ранней фазе личностного развития и роста, если ваша сепарация и индивидуация потерпела неудачу – во всех этих патологических состояниях вы не воспринимаете себя как целое.

Такие люди не воспринимают «Я» как самих себя, они воспринимают «Я» как другого как чужое. Поэтому, если вы поговорите с кем-то, кто страдает депрессией, нарциссизмом или пограничным состоянием, вы обнаружите, что у них есть «Я», когда они думают о себе.

На самом деле у них нет «Я», думая о себе они воспринимают себя как другого. Они не отождествляют себя с «Я» - оно отделённое от них. Они воспринимают «Я» как маску, как образ, в который они играют – как ребёнок, изображающий из себя мушкетёра или дальнобойщика.

  • Как я и говорил – тема очень глубокая, и сложная для понимания, но очень важная для понимания себя, принятия себя и осознания. В следующей статье разберём механизм возникновения «Я» как отдельной личности, через концепцию «другого».

Берегите себя

Всеволод Парфёнов