Найти в Дзене
Фёдор Борисов

Аэропорт Ржевка. Как я пришёл в авиацию.

Этот год богат на всякие юбилеи, в том числе и на мои личные. Весной я разменял 50 лет, а на праздниках исполнилось 30, как я пришёл работать на аэродром Ржевка (когда-то называвшийся Смольное). В те годы второй аэропорт в Петербурге, для местных авиалиний. К дате, как водится - сделал небольшой фотоочерк, о поздней истории Ржевки моими глазами. В нём не будет каких-то ярких эстетических работ - просто жизнеописание, половина сюжета из 1993-94 годов. Ну и более поздний период уже из нулевых, когда на место было работы заезжал к друзьям.

1. В декабре 1993 года Ржевка выглядела так. Рядом со старым терминалом, с вывеской "Ленинград", громоздился незаконченный, новый. Тогда на него возлагались надежды, но достроен он так и не был. На перроне у аэровокзала стоят Ан-26 (один из двух в авиаотряде) и рядом Ан-30. На переднем плане свеженькие тогда совсем новые Ми-8МТВ-1, некоторые ещё без регистрации.
1. В декабре 1993 года Ржевка выглядела так. Рядом со старым терминалом, с вывеской "Ленинград", громоздился незаконченный, новый. Тогда на него возлагались надежды, но достроен он так и не был. На перроне у аэровокзала стоят Ан-26 (один из двух в авиаотряде) и рядом Ан-30. На переднем плане свеженькие тогда совсем новые Ми-8МТВ-1, некоторые ещё без регистрации.
2. Ан-26-е кормили всё предприятие, постоянно возя куда-то разные грузы, три Ан-30 стояли. Ну и на неделе залетали к нам из Минска Ан-24 Белавиа, пролётом в Петрозаводск и Як-40 из Череповца и Вологды. КВС выходили из них с чемоданчиками и шли в бухгалтерию, расплачиваться наличными за посадку и стоянку.
2. Ан-26-е кормили всё предприятие, постоянно возя куда-то разные грузы, три Ан-30 стояли. Ну и на неделе залетали к нам из Минска Ан-24 Белавиа, пролётом в Петрозаводск и Як-40 из Череповца и Вологды. КВС выходили из них с чемоданчиками и шли в бухгалтерию, расплачиваться наличными за посадку и стоянку.
3. На противоположной стороне аэродрома всего было побольше, только вот всё это, кроме Ми-2 большей частью стояло на приколе. У АТБ был свой, довольно большой отапливаемый ангар.
3. На противоположной стороне аэродрома всего было побольше, только вот всё это, кроме Ми-2 большей частью стояло на приколе. У АТБ был свой, довольно большой отапливаемый ангар.
4. В первую очередь больше двух десятков Ан-2, лишившихся какой-либо работы кроме летних покатушек.
4. В первую очередь больше двух десятков Ан-2, лишившихся какой-либо работы кроме летних покатушек.
5. Тем не менее машины ремонтировались и поддерживались.
5. Тем не менее машины ремонтировались и поддерживались.
6. Пеший переход полосы, что бы не ходить лишний километр по окружной дороге, допускался. У полосы даже стоял светофор (правда он не работал). Поэтому в машинописной инструкции по безопасности была сделанная рукой вставка, о том, что подойдя к ВПП необходимо посмотреть налево, потом направо и убедиться в отсутствии разбегающегося или заходящего на посадку воздушного судна. Несмотря на это без ЧП не обошлось - из-за бухгалтерши, шедшей в гости к своим подругам в АТБ самолёт однажды ушёл на второй круг. Обошлось ей это дорого в прямом, материальном смысле. Я же был аккуратнее и когда темнело - уходил за торец ВПП, прятался там в сугробе и любовался тем, как на 24 полосу, освещённую огнями, садятся наши Ан-26, привозившие нам нашу зарплату.
6. Пеший переход полосы, что бы не ходить лишний километр по окружной дороге, допускался. У полосы даже стоял светофор (правда он не работал). Поэтому в машинописной инструкции по безопасности была сделанная рукой вставка, о том, что подойдя к ВПП необходимо посмотреть налево, потом направо и убедиться в отсутствии разбегающегося или заходящего на посадку воздушного судна. Несмотря на это без ЧП не обошлось - из-за бухгалтерши, шедшей в гости к своим подругам в АТБ самолёт однажды ушёл на второй круг. Обошлось ей это дорого в прямом, материальном смысле. Я же был аккуратнее и когда темнело - уходил за торец ВПП, прятался там в сугробе и любовался тем, как на 24 полосу, освещённую огнями, садятся наши Ан-26, привозившие нам нашу зарплату.
7. Молодым людям нужны игрушки. У меня была такая - старый Ил-14 для пожарных тренировок.  Я, впрочем, помню, как он ещё летал на ледовую разведку у нас над головой на Финском заливе. Но на работе я его уже застал таким. И когда выдавалось свободное время (не скажу, что минутка - от АТБ до него и обратно ходу было минут 20-25) - я шёл на самолёт.
7. Молодым людям нужны игрушки. У меня была такая - старый Ил-14 для пожарных тренировок. Я, впрочем, помню, как он ещё летал на ледовую разведку у нас над головой на Финском заливе. Но на работе я его уже застал таким. И когда выдавалось свободное время (не скажу, что минутка - от АТБ до него и обратно ходу было минут 20-25) - я шёл на самолёт.
8. Забирался по носовой стойке в кабину и сидел в кресле, покручивая штурвал ))
8. Забирался по носовой стойке в кабину и сидел в кресле, покручивая штурвал ))
9. Пробежимся по парку. Ан-2, многие ещё с советской регистрацией.
9. Пробежимся по парку. Ан-2, многие ещё с советской регистрацией.
10. Но некоторые уже с российской.
10. Но некоторые уже с российской.
10. Ка-26 ГАИ хотя и имели свежий российский флаг - на моей памяти, кажется, не работали. Впрочем я мог за эти годы что-то и подзабыть.
10. Ка-26 ГАИ хотя и имели свежий российский флаг - на моей памяти, кажется, не работали. Впрочем я мог за эти годы что-то и подзабыть.
11. А вот Ми-2 трудились довольно активно. А один даже разбился - прямо перед Новым 1994 годом, в сложных метеоусловиях облётывая трубопровод, зацепился за ЛЭП. К счастью никто не погиб. Любопытно, но в открытом реестре есть описание катастрофы 1992 года, а вот упоминаний про этот эпизод нет, нет даже номера машины, с которой это могло приключиться, но привезённые на аэродром к кузове ЗиЛ-130 обломки я помню очень хорошо - как сейчас перед глазами. А этот RA-20250 работал ещё долго.
11. А вот Ми-2 трудились довольно активно. А один даже разбился - прямо перед Новым 1994 годом, в сложных метеоусловиях облётывая трубопровод, зацепился за ЛЭП. К счастью никто не погиб. Любопытно, но в открытом реестре есть описание катастрофы 1992 года, а вот упоминаний про этот эпизод нет, нет даже номера машины, с которой это могло приключиться, но привезённые на аэродром к кузове ЗиЛ-130 обломки я помню очень хорошо - как сейчас перед глазами. А этот RA-20250 работал ещё долго.
12. Ми-8МТВ-1, с ещё советской регистрацией (у других и её не было). Однажды утром придя на работу я их не застал. Точнее сперва не застал одного, а вскорости и остальных. Улетели куда-то ))
12. Ми-8МТВ-1, с ещё советской регистрацией (у других и её не было). Однажды утром придя на работу я их не застал. Точнее сперва не застал одного, а вскорости и остальных. Улетели куда-то ))
13. Ну и вот я сам, молодой, худой, романтик. ))
13. Ну и вот я сам, молодой, худой, романтик. ))
13а. Место работы 2-й ЛОАО ЛУГА.
13а. Место работы 2-й ЛОАО ЛУГА.

Вот такой вот экскурс, точнее то, что успел в своё время отсканировать с плёнки, так-то при случае надо будет пополнить коллекцию. Впрочем самих снимков в итоге много меньше, чем могло быть - бывает ведь кажется, что когда что-то близко - всегда успеется и откладываешь на потом. Потом же всегда жалеешь, что не сделал тогда. Ну и правды ради, за фотоаппарат на работе, хоть и маленький аэродром, гоняли у нас - приходилось его прятать. ))

Проработал я там не долго, перспектив в начале 90-х у авиапредприятия не было (несмотря на все усилия директора Валерия Тюкина аэропорт совсем скоро прекратил свою работу) и надо было искать варианты интереснее. Причём нашлись они совсем в другой сфере, хотя в Политехе все курсовые работы по прежнему я писал по авиации и в 1998 году (25 лет назад - ещё один юбилей )) ) вышла моя первая официальная научная публикация на авиационную тему. Но это уже другая история.

А на Ржевку я несколько раз возвращался, но уже гостем.

14. В нулевые Ржевка получила новую жизнь, как аэродром АОН - то бишь "частной" авиации. И у друга моего там стоял самолёт, на котором мы неплохо полетали над моей первой авиационной работой. Правда половина аэродрома на стороне АТБ уже тогда была превращена в автостоянку новых машин соседнего автозавода Ford.
14. В нулевые Ржевка получила новую жизнь, как аэродром АОН - то бишь "частной" авиации. И у друга моего там стоял самолёт, на котором мы неплохо полетали над моей первой авиационной работой. Правда половина аэродрома на стороне АТБ уже тогда была превращена в автостоянку новых машин соседнего автозавода Ford.
15. Старый вокзал уже без вывески всё ещё работал, на КДП была активная жизнь - частники летали много.
15. Старый вокзал уже без вывески всё ещё работал, на КДП была активная жизнь - частники летали много.
16. Перрон радовал разнообразием.
16. Перрон радовал разнообразием.
17. В воздухе постоянно носился шум винтов.
17. В воздухе постоянно носился шум винтов.
18.
18.
19. На аэродроме летали яркие люди, например чемпион страны и Европы по самолетному спорту Олег Фёдоров.
19. На аэродроме летали яркие люди, например чемпион страны и Европы по самолетному спорту Олег Фёдоров.
20. А так же известные самолёты - Ил-14 "Советский Союз".
20. А так же известные самолёты - Ил-14 "Советский Союз".
21. А вот тут остановимся ненадолго. Мне лет 7, дед привозит меня посмотреть самолёты на аэродром (мы жили относительно неподалёку). У аэровокзала перрон огорожен забором, но если пройти дальше и обогнуть кочегарку - никакого забора нет - можно подойти прямо к стоянке (на фото 16 можно легко увидеть этот маршрут). На ней стоит Як-40, он начинает движение и я попадаю в струю за двигателем и быстро бегу за ней в обратную сторону, меня сносит, дед ловит меня в охапку у кучи угля )) Дорожка, по которой я тогда вышел справа - сразу за Як-52. А на стоянке запускается Ан-28. Так что со Ржевкой я познакомился даже много раньше.  И оттуда во многом началась моя любовь к авиации.
21. А вот тут остановимся ненадолго. Мне лет 7, дед привозит меня посмотреть самолёты на аэродром (мы жили относительно неподалёку). У аэровокзала перрон огорожен забором, но если пройти дальше и обогнуть кочегарку - никакого забора нет - можно подойти прямо к стоянке (на фото 16 можно легко увидеть этот маршрут). На ней стоит Як-40, он начинает движение и я попадаю в струю за двигателем и быстро бегу за ней в обратную сторону, меня сносит, дед ловит меня в охапку у кучи угля )) Дорожка, по которой я тогда вышел справа - сразу за Як-52. А на стоянке запускается Ан-28. Так что со Ржевкой я познакомился даже много раньше. И оттуда во многом началась моя любовь к авиации.
22. Ан-28 возил парашютистов. Слетал тогда с ними и я, об этом может тоже при случае расскажу.
22. Ан-28 возил парашютистов. Слетал тогда с ними и я, об этом может тоже при случае расскажу.
23. У того самого торца полосы.
23. У того самого торца полосы.
24. Помните Ка-26 выше? Его я нашёл...
24. Помните Ка-26 выше? Его я нашёл...
25. Как и остатки ряда Ан-2.
25. Как и остатки ряда Ан-2.
26. Впрочем не все в столь печальном состоянии - эти лётные принадлежали петербургской Академии ГА.
26. Впрочем не все в столь печальном состоянии - эти лётные принадлежали петербургской Академии ГА.
27. Солнечное ржевское настроение.
27. Солнечное ржевское настроение.
28. А посадка на Ржевку выглядела вот так.
28. А посадка на Ржевку выглядела вот так.
29. Аэропорт упирается в Петербург.
29. Аэропорт упирается в Петербург.
30. Ну и напоследок - ещё один взгляд на родной аэродром, каким он был в 2006 году.
30. Ну и напоследок - ещё один взгляд на родной аэродром, каким он был в 2006 году.

30 лет - 30 фот к юбилею, по доброй традиции. Такая вот история из личной жизни и авиации Петербурга.

PS. После 2006 года мне больше не приходилось бывать на Ржевке. Через несколько лет аэродром прекратил работу. В 2011 году нам случилось пролетать мимо. Ил-14, не успевший улететь тогда сиротливо стоял на рулёжке, полоса и южный перрон были забиты автомашинами.

-33

Позже Ил сможет улететь на аэродром в Горелово, а ещё несколькими годами позднее Ржевка снова заработает для АОН, но всего лишь на год и закроется снова. Недостроенное здание снесено, прочие служебные постройки так же разрушены - людьми или временем. Сейчас аэродром планируется застроить жилыми домами. На этом история Ржевки (Смольного), к сожалению, заканчивается. Грустно, но такова жизнь...

Правды ради надо признать, что расположение аэродрома всё равно не позволило бы развивать его в качестве полноценной гавани, конкурирующей с Пулково - территория зажата Петербургом и Всеволожском, при этом схему захода на полосу 06 пришлось бы рисовать где-то над Невой.

Если уж и развивать второй аэропорт Петербурга, то на эту роль больше подходит Левашово, находящееся на севере города. И о Левашово мы скоро тоже поговорим. )) До скорого и новых историй!

Всякая авиационная красота так же живёт тут: https://t.me/fyodor_aerofoto