Найти в Дзене

Полёты над водой — рассказываем историю легендарного речного теплохода «Ракета»

Оглавление

В год 180-летия Волжского пароходства продолжаем делиться интересными фактами из истории развития флота!

Пассажирские речные суда на подводных крыльях «Ракета» (проект 340) – одна из самых известных серий теплоходов на Волге.

Их основное назначение — скоростная перевозка пассажиров по пригородным маршрутам протяжённостью до 600 километров. Около 400 построенных теплоходов активно использовали как в СССР, так и за границей.

Как появились «Ракеты» и почему стали такими популярными — подробности в нашем материале!

💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет!

«Экранный эффект» на воде

Самое первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1», рассчитанное на 30 посадочных мест, было построено в 1957 году. Маршрут от Горького до Казани протяжённостью 420 км теплоход проходил за 7 часов.

Создатель проекта — известный горьковский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев — ещё в студенчестве, увлекаясь парусным спортом, задумался, как увеличить скорость движения по воде.

Ростислав Евгеньевич Алексеев. Фото: Музей истории НГТУ
Ростислав Евгеньевич Алексеев. Фото: Музей истории НГТУ

Он взял на вооружение «экранный эффект», который был известен с начала эры авиации: подъёмная сила крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата резко увеличивается при полёте вблизи поверхности воды, земли и т.д.

Алексеев решил, что повысить скорость движения получится, если уменьшить площадь контакта судна с водой, и начал воплощать в жизнь свою идею о транспорте на подводных крыльях. Это был его дипломный проект в 1941 году.

Под крылом теплохода…

Теплоходы «Ракета» имели клёпаный корпус, изготовленный почти полностью из дюралюминия и разделённый на 7 водонепроницаемых отсеков. В салоне можно было разместить до 66 комфортных пассажирских кресел. Такие же сиденья использовались в самолетах. Отличительной особенностью судов этого проекта стала прогулочная палуба, расположенная в кормовой части.

Теплоход "Ракета" Фото: Евгений Катышев, CC BY-SA 3.0
Теплоход "Ракета" Фото: Евгений Катышев, CC BY-SA 3.0

Особое внимание нужно уделить подводным крыльям. Одно размещалось в носовой части, второе — в кормовой. К корпусу они крепились тремя стойками. В машинном отделении был установлен 12-цилиндровый V-образный судовой двигатель М50-6 мощностью 1000 л.с. На поздних моделях этот показатель достигал 1200 л.с. Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море», где с 1959 по 1976 год построили 389 судов.

Вип-гости «Ракеты»

На борту теплохода «Ракета» побывало немало известных людей:

⚓Во время ходовых испытаний в качестве гостя присутствовал всемирно известный конструктор Сергей Королёв.

Никита Хрущёв осмотрел судно в Москве в дни проведения VI Международного фестиваля молодёжи и студентов в июле 1957 года.

⚓Одним из капитанов этого теплохода был прославленный лётчик, Герой Советского Союза Михаил Девятаев.

Маршрут построен

Массовое использование теплоходов «Ракета» в качестве общественного транспорта началось в Москве и Московской области. Путешествовать на судах можно было вплоть до 2006 года.

Туризм не единственная сфера применения «Ракеты»: несколько судов использовали для перевозки правительственных делегаций, а одно судно, по версии историков, даже находилось в распоряжении КГБ СССР.

Теплоходы поставляли и за границу: в Латвию, Эстонию, Литву, Польшу, Венгрию, Великобританию, Канаду, Китай, Финляндию, Румынию, Югославию, Никарагуа и США.

Общественный транспорт как арт-объект

Теплоходы «Ракета» стали символом советской эпохи, поэтому, несмотря на вывод из эксплуатации, большинство судов не стали утилизировать. Сегодня их можно встретить на берегах водоемов и в парках, некоторые из них были переделаны в кафе и музеи.

А вам посчастливилось прокатиться на знаменитой «Ракете»? Делитесь своими воспоминаниями в комментариях.

Читайте также:

➡️1843. Год, перевернувший историю речного флота.

➡️История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.

➡️Как по Волге пошли первые в мире теплоходы— судостроение в начале XX века.