В год 180-летия Волжского пароходства продолжаем делиться интересными фактами из истории развития флота!
Пассажирские речные суда на подводных крыльях «Ракета» (проект 340) – одна из самых известных серий теплоходов на Волге.
Их основное назначение — скоростная перевозка пассажиров по пригородным маршрутам протяжённостью до 600 километров. Около 400 построенных теплоходов активно использовали как в СССР, так и за границей.
Как появились «Ракеты» и почему стали такими популярными — подробности в нашем материале!
💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет!
«Экранный эффект» на воде
Самое первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1», рассчитанное на 30 посадочных мест, было построено в 1957 году. Маршрут от Горького до Казани протяжённостью 420 км теплоход проходил за 7 часов.
Создатель проекта — известный горьковский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев — ещё в студенчестве, увлекаясь парусным спортом, задумался, как увеличить скорость движения по воде.
Он взял на вооружение «экранный эффект», который был известен с начала эры авиации: подъёмная сила крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата резко увеличивается при полёте вблизи поверхности воды, земли и т.д.
Алексеев решил, что повысить скорость движения получится, если уменьшить площадь контакта судна с водой, и начал воплощать в жизнь свою идею о транспорте на подводных крыльях. Это был его дипломный проект в 1941 году.
Под крылом теплохода…
Теплоходы «Ракета» имели клёпаный корпус, изготовленный почти полностью из дюралюминия и разделённый на 7 водонепроницаемых отсеков. В салоне можно было разместить до 66 комфортных пассажирских кресел. Такие же сиденья использовались в самолетах. Отличительной особенностью судов этого проекта стала прогулочная палуба, расположенная в кормовой части.
Особое внимание нужно уделить подводным крыльям. Одно размещалось в носовой части, второе — в кормовой. К корпусу они крепились тремя стойками. В машинном отделении был установлен 12-цилиндровый V-образный судовой двигатель М50-6 мощностью 1000 л.с. На поздних моделях этот показатель достигал 1200 л.с. Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море», где с 1959 по 1976 год построили 389 судов.
Вип-гости «Ракеты»
На борту теплохода «Ракета» побывало немало известных людей:
⚓Во время ходовых испытаний в качестве гостя присутствовал всемирно известный конструктор Сергей Королёв.
⚓Никита Хрущёв осмотрел судно в Москве в дни проведения VI Международного фестиваля молодёжи и студентов в июле 1957 года.
⚓Одним из капитанов этого теплохода был прославленный лётчик, Герой Советского Союза Михаил Девятаев.
Маршрут построен
Массовое использование теплоходов «Ракета» в качестве общественного транспорта началось в Москве и Московской области. Путешествовать на судах можно было вплоть до 2006 года.
Туризм не единственная сфера применения «Ракеты»: несколько судов использовали для перевозки правительственных делегаций, а одно судно, по версии историков, даже находилось в распоряжении КГБ СССР.
Теплоходы поставляли и за границу: в Латвию, Эстонию, Литву, Польшу, Венгрию, Великобританию, Канаду, Китай, Финляндию, Румынию, Югославию, Никарагуа и США.
Общественный транспорт как арт-объект
Теплоходы «Ракета» стали символом советской эпохи, поэтому, несмотря на вывод из эксплуатации, большинство судов не стали утилизировать. Сегодня их можно встретить на берегах водоемов и в парках, некоторые из них были переделаны в кафе и музеи.
А вам посчастливилось прокатиться на знаменитой «Ракете»? Делитесь своими воспоминаниями в комментариях.
Читайте также:
➡️1843. Год, перевернувший историю речного флота.
➡️История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов.
➡️Как по Волге пошли первые в мире теплоходы— судостроение в начале XX века.