Поиск последнего самолета А-20В оказался самым сложным и по погодным условиям, и физически. Он, разумеется, последний не вообще, а в экспедиции 2023 года.
А последний самолёт Алсиба ещё предстоит найти. Возможно, он будет найден в следующем году, а может, это займёт годы. Знаю одно – его будут искать. Экипажу уже всё равно, а нам, видимо, нет.
Из архивных документов: «25 марта 1943 г. Катастрофа самолета А-20В № 13585 на участке Сеймчан-Якутск северо-западнее Оймякона в районе Верхоянского хребта. Летчик в СМУ (Сложные метеоусловия. - Ред.) набрал высоту 17000 футов, от кислородного голодания потерял сознание. Самолет перешел в пикирование и врезался в землю. Самолет разбит. Экипаж погиб.
Командир эскадрильи 3 ПАП капитан Салов Федор Павлович.
Штурман-лидер 3 ПАП старший лейтенант Радь Иван Федотович.
Воздушный стрелок-радист старший сержант Сухлецов Михаил Дмитриевич.
Место катастрофы в 20 км от автотрассы на север в районе реки Кебюма у истока реки Эличан на вершине горы 200 км западнее Оймякона, 60 км северо-западнее от 8-го прорабства на трассе Оймякон-Якутск. Два трупа были доставлены на аэродром Оймякон и похоронены, третий не найден».
К тому времени, как мы оказались в районе поиска, в Якутию пришла зима. Да и место базового лагеря оказалось в 10 км от «Бостона» – ближе места для посадки такой тяжёлой машины, как МИ-26, найти не удалось.
Добираться пришлось по пересечёнке – где-то кустарник, а где-то каменный водопад или ручьи с овражками. Дневной трек оказался около 25 км – то ещё удовольствие, особенно под дождём и мокрым снегом.
Тем не менее место катастрофы было обследовано, а там, где была пилотская кабина, мы смогли провести «археологию». Обнаружили части приборов и управления, шторки иллюминаторов и привязные ремни членов экипажа. Времени было маловато, поэтому копали с остервенением, как гигантские кроты. Вернее, не копали, а зарывались в каменную осыпь. Останки не обнаружены. Из личных вещей только катушка с нитками. Кислородных баллонов не обнаружили.
Кстати, о КВС – капитан Ф. П. Салов был опытным лётчиком, не новичком на трассе, командиром эскадрильи и на дистанции летал в качестве лидера. Из каких источников в архивные документы «просочилась» запись, что, «лётчик от кислородного голодания потерял сознание» не вполне понятно.
Утром окончательно лёг снег, а температура упала до –7. Живописать наш быт на протяжении недели не стану, упомяну лишь одну деталь – прежде чем вечером залечь в спальники, мы закатывали в них нагретые у костра валуны – с ними засыпать было как-то душевнее и… быстрее. Я к таким ситуациям отношусь с некоторой долей юмора: все живы, еда есть, БК тоже, пули не свистят и слава Богу. Посмотрите фото, включите ваше воображение.
Салов Федор Павлович
Родился 14 сентября 1908 года на Симском заводе Миньярского района Челябинской области. Окончил рабфак ММИ в Москве в 1931, Ейскую ШМЛ в 1934. В РККА с 30.05.1931 – курсант Ленинградской ВТШЛ.
С 01.1932 – курсант Ейской ВШМЛ.
С 12.1934 – младший летчик 111 АЭ 28 АБр ТОФ.
С 9.02.1937 – командир корабля 111 АЭ ТОФ.
С 13.05.1938 – командир корабля 10 АП 5 АБрОН 1 ОКА.
С 31.10.1939 – командир звена 10 ДБАП 1 ОКА.
С 6.07.1941 – заместитель командира эскадрильи 10 ДБАП.
С 30.04.1942 – слушатель 2 Ивановской ВОШШ.
На трассе: с 22.12.1942 – летчик 3 ПАП, командир эскадрильи 3 ПАП.
Погиб 25 марта 1943 при катастрофе самолета А-20 на участке Сеймчан-Якутск в районе Верхоянского хребта. Летчик потерял сознание из-за кислородного голодания, и самолет перешел в неуправляемое падение. Похоронен в п. Оймякон Республики Саха (Якутия).
Старший лейтенант (1938), капитан (1941).
Радь Иван Федотович
Родился в 1915 году в Островском районе Одесской области. В РККА с 1936. Окончил 9 ВАШлиЛН в 1937.
С 6.11.1937 – стрелок-бомбардир 49 ЛБАЭ.
С 08.1938 – младший летнаб 7 САП.
С 15.04.1939 – штурман звена 7 ТБАП АОН-2.
С 7.08.1940 – помощник флаг-штурмана эскадрильи 80 АП.
С 14.08.1941 – штурман эскадрильи 456 ДБАП.
На трассе: с 22.11.1942 – штурман эскадрильи 4 ПАП, штурман –лидер 3 ПАП.
Погиб 25 марта 1943 при катастрофе самолета А-20 на участке Сеймчан-Якутск в районе Верхоянского хребта. Летчик потерял сознание из-за кислородного голодания, и самолет перешел в неуправляемое падение. Экипаж погиб. Похоронен в п. Оймякон Республики Саха (Якутия).
Старшина (6.11.1937), младший лейтенант (13.08.1938), лейтенант (30.07.1940), старший лейтенант (13.07.1942).
Сухлецов Михаил Дмитриевич
Родился в 1918 году в Островском районе Ленинградской области. Плавал на судах «Торгморфлота» в Англию, Голландию, Норвегию. В РККА с 1940. Окончил 66 ШМАС (Школа младших авиационных специалистов. - Ред.)
С 1942 – флагманский воздушный стрелок-радист эскадрильи 2 ВОШШ.
На трассе: с 28.08.1942 – воздушный стрелок-радист 3 ПАП.
Погиб 25 марта 1943 при катастрофе самолета А-20 на участке Сеймчан-Якутск в районе Верхоянского хребта. Летчик потерял сознание из-за кислородного голодания, и самолет перешел в неуправляемое падение. Экипаж погиб. Похоронен в п. Оймякон Республики Саха (Якутия).
Сержант, старший сержант.
Нам время от времени удаётся находить родственников погибших членов экипажей Алсиба. Вот здесь об одном из таких эпизодов:
Обычно мы передаём семье летчика жетоны, сделанные из обшивки найденной машины, мелкие детали самолёта и фото с места событий. Поэтому ваш репост приветствуется!
Честь имею!
Ваш Алексей Никулин
Подписывайтесь на канал — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #алсиб #якутия #рго #война